Конспект урока литературы в 6 классе на тему Мог ли Дубровский не стать разбойником?

МОУ Новоталицкая СОШ
Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:
«Мог ли Дубровский не стать разбойником?»
Учитель: Таланова С.В.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Слово учителя: Сегодня мы продолжаем разговор о романе А.С.Пушкина «Дубровский».
- О чём мы узнали в третьей главе?
( Появляется новый герой – молодой Дубровский. Это главный герой произведения. Именно ему придется продолжить начатый отцом конфликт с Троекуровым ).
- Дома вы читали главы с 4 по 7. С чего начинается 4 глава?
( С эпиграфа).
- А заметили ли вы, что это единственный эпиграф во всем романе? Что это значит?
(Этой главе придается особое значение).
- Как можно понять этот эпиграф? О чем мы узнали в 4 главе?
( Все переменилось в жизни героя. Умер отец, потерян родной дом. Беспечная жизнь, предвещающая светлое будущее, сменилась одиночеством и нищетой).
- Какой же выход нашел Владимир из сложившейся ситуации?
( Решил стать разбойником, чтобы отомстить за отца и за свою честь).
- А кто такой разбойник?
(Грабитель).
- Почему же именно разбойником? Разве не было у героя другого пути?
Мог ли Дубровский не стать разбойником? – зто главный вопрос нашего урока. Попробуем на него ответить, проанализировав 4,5,6 главы романа.
- Мог ли Владимир Дубровский прекратить конфликт с Троекуровым как только приехал домой? На этот вопрос попытается ответить творческая группа ребят. Они исследовали 4 главу, искали моменты в тексте, когда ход сюжета мог быть изменен.
Класс просим внимательно послушать выступление и оценить его по вопросам.
1.Показался ли ответ ребят убедительным?
2. Была ли речь выступающих грамотной, ясной и понятной?
3. Согласен ли ты с предположениями ребят?
(Слушаем выступление и оцениваем его)
- Да, выход другой был возможен. Но почему же герой не использовал данные судьбой шансы? Как это характеризует героя?
( В первом эпизоде, будучи честным, благородным, верил в торжество справедливости, ведь его дело было правым. Он гордый, как отец. Во втором эпизоде действует в порыве чувств, его захватывает жажда мести.
- Что же победило в герое? (Чувства).
- Приходилось ли вам испытывать подобные чувства гнева, обиды, хотелось ли отомстить?
(Обсуждение).
- Проследим за мыслями и чувствами героя во время и после похорон отца. Найдем в 5 главе слова и выражения, говорящие о состоянии героя. Зачитаем по тексту.
(..)
- Что же чувствовал Владимир?
(Ненависть, злобу, обиду).
- Такие мысли и чувства могли привести к действиям?
- К каким? (Отомстить).
- А как герой поступил на самом деле?
(Спасает чиновников от расправы крестьян, останавливает бунт).
- Почему Владимир не дает воли чувствам?
(Поступает благородно, достойно, мудро, действует разумом).
- В этот момент он мог остановиться?
(Да, справился с эмоциями, понимает, что бунт – недостойный выход).
- Один французский ученый сказал, что самая благородная и сладкая месть – это прощение. (П.Буаст, франц. лексикограф 18-19 вв.). Так ли это на ваш взгляд?
- И вот герой уединяется, закрывается в комнате отца. См. 6 главу.
О чем он думает, что испытывает?
(Чувства снова нахлынули на него).
- Как помогает понять состояние героя иллюстрация художника Д.Шмаринова?
- К какому решению приходит Владимир?
(Сжечь дом, а затем стать разбойником).
- Почему же все-таки этот путь?
(Понял, что не сможет стерпеть обиду. Чувства победили разум. Не может не мстить).
- Так мог ли Владимир не стать разбойником?
(Рассуждения).
- Сегодня на уроке часто звучали слова «месть» и «благородство» и относились они к одному и тому же герою. Осмыслим эти слова еще раз. Что такое месть? Что такое благородство?
Испанский писатель Тирсо де Молино сказал: «Мстительность не совместима с благородством». Согласны ли вы с этим утверждением, подумайте дома. Или поразмышляйте, как бы вы поступили на месте Дубровского. Так же к следующему уроку прочитать гл.8-11.
- Был ли сегодняшний урок вам важен, интересен? О чем заставил задуматься? Напишите на листочках.

МОУ Новоталицкая СОШ
Самоанализ урока по литературе на тему:
«Мог ли Дубровский не стать разбойником?»,
проведенного в 6 классе.
Учитель: Таланова С.В.
На изучение романа А.С.Пушкина «Дубровский» отведено 5 учебных занятий. Данный урок является вторым. Проблемный вопрос «Мог ли Дубровский не стать разбойником?» появился как следствие размышлений на предыдущем уроке о возможных действиях героя в сложившейся ситуации.
Тип урока – проблемный .
Цель урока – ответить на проблемный вопрос: «Мог ли Дубровский не стать разбойником?»
Задачи урока
1.Образовательные: обучение анализу эпизода художественного произведения, формирование навыков работы с ключевыми понятиями эпизода;
2.развивающие: развитие аналитических, исследовательских, творческих способностей учащихся, самостоятельности, логического мышления, речи.
3.воспитательные: воспитание понимания других людей через изображение чувств, переживаний героя; воспитание чуткого отношения к слову, уважительного отношения к мнению другого.
Самым рациональным подходом к изучению романа, на мой взгляд, является чтение и анализ по ходу развития действия, то есть вслед за автором. Это помогает лучше понять авторскую позицию, идет постоянное обращение к тексту.
На первом этапе, мотивационном, осуществляется связь с предыдущим уроком. Формулируется проблемный вопрос, задается цель урока. Используется метод беседы.
Операционный этап включает в себя работу по анализу текста с целью нахождения ответа на проблемный вопрос урока.
При анализе 4 главы используется исследовательский метод. Работа учащихся выполнена в соответствии с требованиями проектно-исследовательской деятельности.
При анализе 5,6 глав формируется умение работать с ключевыми понятиями эпизода. Методические приемы: аналитическое чтение, беседа по вопросам.
Последний этап, аналитический. Делается вывод , проводится рефлексия, задается домашнее задание. Домашнее задание является связующим звеном с последующим уроком. Задание дифференцировано.
Считаю оправданным использование на уроке ИКТ в качестве наглядного средства и с целью обучения учащихся презентовать продукт своей деятельности.








МОУ Новоталицкая СОШ
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Правописание не с именем существительным»,
6 класс.
Учитель: Таланова С.В.
Ход урока
- Запишем число, классная работа. Оставим строчку для темы. Запишем данные предложения в тетрадь самостоятельно, раскроем скобки.
- С какой трудностью столкнулись?
- С какой частью речи связана эта орфограмма?
- Сформулируем тему урока, запишем в тетрадь.
- Что мы должны узнать на уроке и чему научиться?
(Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно, правило, научиться писать правильно существительные с не).
- Понаблюдаем за языковым материалом и сделаем выводы.
- Употребляются ли эти существительные без не? (небрежность, непоседа, невзгоды)
- Возможно ли другое написание этих слов?
- Сделаем первый вывод: ( существительные с не пишутся только слитно, если не употребляются без не).
- Запишем их в тетрадь в столбик слитно, подчеркнем ошибкоопасное место.
- Какое слово из первого задания не употребляется без не? Выпишем его (ненастье) .А вы знаете еще такие слова?
- Продолжаем наблюдение. Обратимся к таким существительным: правда, друг, счастье. Как правильно их написать с не? Есть слова: неправда, недруг, несчастье?
- Можно ли заменить эти существительные словами без не? Заменим.
- Чем эти пары слов будут являться по отношению друг к другу? (синонимами)
- Сделаем второй вывод: (существительные с не пишутся слитно, если их можно заменить синонимом).
- Запишем слова в первый столбик под №2. Какое слово из первого задания соответствует этому правилу? Запишем его (нерешительность).
- Слова не правда, не друг, не счастье могут писаться и раздельно. Пронаблюдайте, какое есть общее условие в каждой записи? (союз а, противопоставление)
- Сделаем третий вывод: (существительные с не пишутся раздельно, если есть противопоставление).
- Запишем во второй столбик . Найдем пример из первого задания и запишем его (не приятелями, а врагами).
- Сформулируем общее правило, используя запись с примерами. Если затрудняемся, обратимся к учебнику на странице 100 или к таблице.
(Рассказываем правило)
- Закрепим изученное правило.
1 задание
- Даны группы слов. Как в них пишется не с существительными ?Выполним устно, совмещая с физкультминуткой. Слитно - руки вверх. Раздельно - врозь.
(Останавливаемся на ошибках)
2 задание
- Перед вами предложения на карточках. Запишите их, раскройте скобки, обоснуйте выбор написания не с существительными, выделяя орфограмму.
- Поменяемся тетрадями, чтобы проверить правильность написания. Верный ответ мы видим на слайде.
- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки.
- Все ли слова в предложениях были понятны по смыслу? Кого называют невежей? Какое есть сходное по звучанию слово в русском языке? (невежда) А оно что обозначает?
3 задание
- Напишем миниатюру, используя эти слова или одно из них, а также другие слова с не.
Зачитываем 2-3 сочинения, комментируем.
- Подведем итог урока. Что мы узнали? Чему научились?
- Откроем карту самооценки, запишем новую орфограмму – не с сущ-ми. Оценим себя.
- Поднимите руки, кто поставил плюс в колонке «знаю правило» , затем «вижу условия написания» и «умею писать слова с данной орфограммой».
- Записываем задание на дом:§43, орф. №32, упр. 243 или работа по карточке.



-








МОУ Новоталицкая СОШ
Самоанализ урока по русскому языку на тему:
« Правописание не с существительными»
6 класс
Учитель: Таланова С.В.
Ход урока
На изучение темы « Правописание не с существительными» по программе отводится 2 урока. Данный урок является первым в теме, это урок объяснения нового материала.
Цели урока – научить видеть условия правильного написания не с существительными, формировать навык безошибочного письма слов с данной орфограммой.
Задачи урока
1.Образовательные: изучение и закрепление слитно-раздельного написания не с существительными.
2.Развивающие: развитие умения анализировать языковой материал, делать выводы; развитие творческих способностей и речи учащихся.
3.Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову.

Мотивационный этап
Была создана проблемная ситуация с целью замотивировать учащихся на изучение орфограммы « Правописание не с существительными». Сформулирована цель урока.
Операционный этап
Состоит из двух частей : 1. Объяснение нового через наблюдение за языковым материалом и формулирование выводов.
2. Закрепление изученного по принципу от простого к сложному: в первом задании учимся видеть условия выбора орфограммы, во втором – писать слова с изученной орфограммой и находить ошибки в словах с изученной орфограммой. В третьем – создавать собственный текст, используя слова с изученной орфограммой.
Аналитический этап
Подводится итог урока, проводится рефлексия, задается домашнее задание. Домашнее задание дифференцировано.
В качестве наглядных средств используется презентация и таблица .










15