техника обчения чтению. с какого возраста начинать и как это сделать с минимальной тратой нервов и с максимальным удовольствием для ребёнка


Техники обучения чтению. С какого возраста начинать и как это сделать с минимальной тратой нервов и с максимальным удовольствием для ребенка
Если ваш ребенок достаточно прочно усвоил буквы, вы можете начать учить его чтению. Но возникают вопросы. А как лучше учить, по какой методике? С какого возраста лучше начинать? Ведь сейчас при поступлении в школу требуют беглого чтения от 6-7-летнего ребенка! Давайте начнем с последнего вопроса, точнее, требования многих школ беглого чтения от детей с поступающих к ним учиться. Никто не будет спорить, что хорошо читающему ребенку легче учиться. Но у каждого малыша свои сроки созревания мозговых структур, отвечающих за процессы овладения чтением.
Некоторые дети начинают бегло читать в 5 и даже в 4 года. Но я знаю несколько десятков человек, которые научились читать после того, как пошли в школу. Все они были вполне здоровыми детьми из вполне благополучных семей, и родители честно попытались научить их читать до школы. Ничего не вышло. Для того чтобы ребенок смог свободно и без напряжения читать или писать, должны «созреть» его глаза (у младенца врожденная дальнозоркость, и нормальная острота зрения достигается обычно к 6-7 годам), мелкие мышцы кисти и, главное, зоны коры головного мозга, отвечающие за распознавание речи и абстрактных символов. Темпы развития мозга индивидуальны для каждого ребенка, и «позже» — не значит «хуже». Если вы начнете учить читать ребенка в 2 года, то, скорее всего, на обучение уйдет пара лет. Если начнете в 5 или 6 лет — пара месяцев. Мой многолетний опыт показывает, что у каждого ребенка свое время для обучения чтению. Очень плохо, если у ребенка от обучения чтению останется ощущение тяжелой работы. Хотелось бы, чтобы в малыша вселилось чувство удовольствия и интересной игры. А это во многом зависит от готовности ребенка воспринимать новую информацию. Не забудьте, что у вас уйма времени.Многие родители думают, что проще всего учить ребенка по системе Домана или Зайцева. Ну, это кому как. Система Глена Домана (ребенок запоминает сразу написание целых слов) создавалась для английского языка, где чтение многих сочетаний букв нужно просто запоминать, зато слова практически не изменяются по родам и падежам. В русском языке ребенку придется запоминать одно и то же слово во всех падежах или глагол — во всех лицах, числах и наклонениях. По кубикам Зайцева в различных модификациях успешно учатся читать многие дети, и все же у чтения «по складам» (ко-ш-ка) есть два серьезных недостатка и один несерьезный. Несерьезный такой: когда ребенок придет в школу, от него будут требовать чтения «по слогам» (кош-ка), а не «по складам» (даже если он свободно читает, слоги понадобятся ему для того, чтобы правильно переносить слова). Более серьезные недостатки: при чтении по складам усвоенная ребенком с младенчества ритмика родного языка будет не помогать, а мешать делу. Кроме того, система Зайцева, как и система Домана, направлена по большей части на заучивание отдельных слов или складов, в то время как «обычное» чтение — работа интеллектуальная, исподволь обучающая ребенка элементам анализа и синтеза, совершенно необходимым для познания нового. Недаром ребенок обычно учится читать на границе «игрового» и «учебного» возраста, и чтение становится своеобразным мостиком, ведущим на новую ступень развития. Если ребенок будет пытаться учиться в школе, опираясь только на память и не умея задействовать интеллект, он вряд ли преуспеет. Ну и последнее.- далеко не все дети получают удовольствие от игр с кубиками Зайцева.
Так как же еще можно научить читать ребенка?
Попытаюсь вам об этом рассказать.
Во-первых, читайте ребенку детские книжки, стихи, песенки, скороговорки, загадывайте загадки, играйте в «языковые» игры. Бывает так, что в 2-3 года ребенок сам начинает интересоваться буквами, спрашивать у мамы, что это такое. Ответить ему? Конечно! Можно ответить просто.- «Это буква А», можно и посложнее.- «Это волшебные знаки, с помощью которых люди записывают разные истории, оставляют друг другу послания. Вот, например, это буква А. Знаешь, что она значит? Что здесь останавливается А-а-а-автобус». Так или иначе, если ребенок спрашивает вас, называйте ему буквы, показывайте их на вывесках, в книгах, в газетах. Можно играть с кубиками — на домик для кошки поставить букву К, на домик для Ослика — О и т. д. Можно слепить из пластилина или из теста рогалик в виде буквы С — «для собачки и синички»; или в виде буквы Л — «для лисички». Можно сшить мягкие подушечки в форме букв и т. д. В любом случае, не приставайте к малышу, если он утратил интерес к буквам и решил переключиться на что-то другое, постарайтесь не проверять, как много букв он выучил. Это пока не важно. А что делать, если ребенок тычет пальцем в «английские буквы» (их сейчас много и на вывесках, и в телевизионной рекламе, и в газетах) и спрашивает, что это такое? Ответьте правду'! «Это латинская буква S. Такими буквами пользуются люди, которые говорят на других языках, например на английском». И не форсируйте ситуацию. Дойдет черед и до латинского алфавита, спешка здесь совершенно неуместна.
Как объяснить ребенку, что «М и А» вместе будет «МА»? Если ваши попытки объяснить ребенку, как соединять буквы в слоги, пока не увенчались успехом, то и не надо так надрываться и переживать. Придет время ребенок с легкостью поймет, как это делать.
Если этот светлый час уже наступил, то сначала «читайте» с ним на слух. Берите какую-нибудь гласную, например А, и поочередно подставляйте ее к разным согласным. При этом спрашивайте малыша: «Б — А будет...» Малыш должен ответить: «БА». А если буква А придет к букве В, то В — А будет... ВА. Таким образом, вы с ребенком читаете пока только ушами. Сначала вы отрабатываете только прямые слоги (МА, ПА, РО, СУ и т. п.), потом переходите к обратным слогам (АМ, УП, ОН и т. п.). После этого тренируете прямые и обратные слоги с буквами Я, ё, Ю, Е. Не забудьте, что при чтении не надо произносить название буквы (БЭ — А будет БА). Нужно предать голосом, как звучит звук (без дополнительных призвуков). Обратите внимание ребенка на то, что в слогах с буквами Я, ё, Ю, Е, И согласный становится мягким.
Когда на слух ребенок легко и бодро образовывает слоги, можно переходить непосредственно к чтению их в книге. Если книги нет, можно писать слоги на бумаге или в альбоме. Умение читать слоги — серьезный этап, задержитесь на нем подольше. Поиграйте в разные игры: малыш выкладывает из букв слог, а вы придумываете слово, в котором он встречается. По очереди вытягивайте из мешочка кубики с буквами и составляйте из них слоги. Делайте таблицу: по горизонтали согласные звуки, по вертикали — гласные, и ищите слоги, которые образуются на пересечении столбцов и строчек. Потренируйтесь на закрытых слогах: согласный-гласный-согласный — сын, сыр, рис и т. д. Вы заметили, что это уже не слоги, а целые слова? Из них можно даже составлять предложения: «Кот ел суп», «Сын мыл нос» и т. д. На такие игры может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Не торопитесь. У васуйма времени.
Складывайте слоги в слова. Бросаем малышу слоги как мячики, а он их ловит (или «глотает»): «Ра! — ке! — та! Что ты поймал?» Не торопитесь! Не получится с первого раза, получится через неделю.
Если возникает ощущение, что вы зашли в тупик и ребенок не в состоянии освоить эту премудрость, бросьте занятия и вернитесь к ним через полгода — прогресс наверняка будет. В промежутке можете побольше поиграть в «речевые игры».
Читайте слова — вывески, надписи на продуктах (если играем в магазин, надписи пишем сами), подписи под фотографиями и т. д. Играем в волшебную почту. Туда приходят письма для зайца, белки, кошки, а может быть, даже для стола, стула и телевизора. Почтальон должен разнести конверты по адресам и т. д. Внимание! В словах могут быть ошибки: пропущенные буквы, лишние буквы. Пусть ребенок сам найдет их.
Читайте короткие стишки: мама читает всю строчку, малыш — одно-два последних слова; пишем друг другу записки: «Купи соль, сахар и конфету». Получаем письма от сказочных персонажей и читаем их.
Начинаем читать букварь. Сейчас их в продаже великое множество. Выберите тот, который вам придется по вкусу. Важно, чтобы бумага была хорошей, буквы большими, картинки красивыми. Хорошо, если кроме собственно текстов для чтения в букваре будут занимательные задачки, кроссворды, ребусы и т. д. Для многих детей это большое подспорье.
В каком возрасте ребенок овладеет тем или иным навыком, как долго он задержится на том или другом этапе — не суть важно. «Дольше» и «позднее» - не значит «хуже». Не заставляйте ребенка делать то, что он сделать пока еще не может, дайте ему время научиться думать самому. И самое главное: если все перечисленные способы вам не подходят, найдите свой. Нет предела совершенству!

197
Несколько слов о подготовке руки к письму
важно. «Дольше» и «позднее» — не значит «хуже». Не заставляйте ребенка делать то, что он сделать пока еще не может, дайте ему время научиться думать самому. И самое главное: если все перечисленные способы вам не подходят, найдите свой. Нет предела совершенству