Проектная задача по русскому языку для учащихся 5 класса

Проектная задача по русскому языку для учащихся 5 класса
Название проектной задачи
Иллюстрированное пособие «Схемы – помощницы для определения членов предложения»

Предмет
Русский язык, ИЗО

Класс
5

Тип задачи
метапредметная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Обучение школьников совместному решению задач.
2. Более глубокое освоение учащимися способов нахождения главных и второстепенных членов предложения.
3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем.
4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Русский язык
Пятиклассники освоили синтаксический разбор предложения, знают и определяют главные и второстепенные члены предложения
Общеучебные умения
работа в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; 
работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу); 

Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися: 
усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях; 
умение, работая в группе, создать конечный «продукт» схему для учащихся младших классов

Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оценивается: 
владение необходимым предметным материалом,  правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; 
Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в группе

Методическое обеспечение
Учебник « Русский язык», автор Т.А.Ладыженская.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В. М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова М.: Просвещение 2010



Замысел проектной задачи
Детям предлагается изготовить для младших школьников – четвероклассников, пособия – схемы, которые помогут учащимся запоминать и находить главные и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5 групп (1 группа-подлежащее; 2 группа-сказуемое; 3 группа-обстоятельство; 4 группа-дополнение; 5 группа-определение). Каждая из групп получает техническое задание:
1. Распределить задания внутри группы.
2. Рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данного члена предложения.
3. Составить рассказ по схеме о главных и второстепенных членах предложения.
4. Проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик усвоил именно этот член предложения.
Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие – схему (на листе А 3), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им известно про члены предложения.
Описание проектной задачи
I. Мотивирование учащихся на проектную деятельность.
Дорогие ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 4 класса. Они, так же как и мы с вами, будут изучать главные и второстепенные члены предложения. Вы, наверно, заметили, что в нашем учебнике правила очень громоздкие,  неудобные для запоминания, поэтому им очень помогут те схемы, которые мы сегодня изготовим для них. Но сначала, я должна убедиться, что вы сами хорошо разбираетесь в синтаксическом разборе предложения.
II. Повторение изученного материала.
Повторение идёт с помощью следующего алгоритма:
1) Что обозначает данный член предложения;
2) На какие вопросы отвечает;
3) Как подчёркивается;
4) Какой частью речи выражается;
5) Привести наглядные примеры.
Задание №1. Спишите предложение, подчеркните все имена существительные как члены предложения. На поляне ребята увидели  красивую бабочку. Комментарий. Учащиеся делают синтаксический разбор самостоятельно, а затем сравнивают выполненное задание с образцом на доске. Затем дети делают вывод, что существительное в предложении может быть: подлежащим, дополнением и обстоятельством. Затем по описанному ранее алгоритму дают характеристику этим членам предложения, приводят свои примеры.
Задание № 2.
Из группы слов составьте предложение, запишите его. Подумайте, чем осложнено это предложение. 
Семечко, с, сорвалось, клёна, ветки, и, полетело, быстро
Комментарий. Детям предлагается упражнение, в котором помимо определения, каким членом предложения является глагол, повторяются однородные члены предложения и постановка запятых между ними. 
И опять, по описанному ранее алгоритму учащиеся дают характеристику сказуемому, приводят свои примеры. Здесь же вспоминают понятие грамматическая основа предложения.
Задание № 3.
К какой части речи относятся выделенные слова?
Летняя  (ночь), широкая (низина), незаметная (дорожка), тихий (плач).
Чем будут являться имена прилагательные в предложениях?
Составьте из данных слов небольшой текст на тему «Летней ночью», озаглавьте его, запишите, подчеркните  определение.
Комментарий.  Это задание развивает речь детей, их творческие способности, поскольку в нём даются словосочетания существительное + прилагательное,   здесь же повторяется второстепенный член предложения – определение, но алгоритма дети перед глазами уже не имеют. 
III. Самостоятельная  работа учащихся.
На данном этапе урока учащиеся делятся на группы (заранее оговорен их состав) и внутри групп распределяют всю предстоящую работу по 4 направлениям. 
Аналитики. Намечают систему построения вспомогательной схемы.
Экспериментаторы. Работают с полученным материалом, выдвигают интересные идеи, как можно ярко и образно представить главные и второстепенные члены предложения.
Иллюстраторы. Отбирают из предложенного материала  наиболее понравившиеся идеи и предлагают различные эскизы схем.
Исследователи. Берут на себя иллюстрирование схемы примерами. 
Подгруппы могут быть мобильными, помогать друг другу.
После распределения ролей в группе, дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени: не более 30 минут.
Учащиеся выполняют работу и представляют результаты. Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы, выслушивают критические замечания. Все схемы дополняются, исправляются (если надо), и уже на уроке ИЗО вся группа художественно рисует получившиеся схемы.

15