Проектная задача по русскому языку


Проектная задача по русскому языку
2 класс
Название проектной задачи: Иллюстрированное пособие «Исследование
словарных слов»
Цели:
формирование навыков группового взаимодействия при решении проектной задачи;
повышение интереса не только к изучаемым словам, но и к языку в целом.
углубление и расширения знаний детей об окружающем мире, способствующее лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.
способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
развивать общеучебные умения ребёнка: классифицировать, планировать работу, анализировать, выделять существенное, фиксировать найденные решения, работать со справочным материалом.
Планируемый педагогический результат:
Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала.
Учащиеся придумают интересные способы запоминания словарных слов.
Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Способ и формат оценивания результатов работы:
Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.
Составление иллюстрированной брошюры.
Замысел проектной задачи:
Учащимся предлагается изготовить в подарок для сказочных героев пособие, которое поможет им запомнить правописание словарных слов. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает техническое задание:
распределить задания внутри группы согласно инструкции;
изучить предложенные словари и найти необходимый материал, который предстоит изложить в своей части брошюры;
проиллюстрировать, применив методику ассоциативного запоминания словарных слов;
Результат проектной задачи: иллюстрированное пособие, в котором четко, наглядно, доступно описаны словарные слова.
Описание проектной задачи:
Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для наших любимых сказочных героев, которые прекрасно справляются с работой на огороде. Кто это?
Фрагменты мультфильмов «Маша и Медведь», «Смешарики», «Винни Пух и все-все-все» (дисней).
Конечно, это Медведь, Копатыч и Кролик.


Злой волшебник Кляксич заколдовал овощи, которые они выращивают. Он поставил в названиях овощей свои ужасные «кляксы». Овощи эти расти не будут, если мы не научим сказочных героев правильному написанию их названий. Поможем Копатычу, Медведю и Кролику? Поэтому я хочу предложить вам сделать иллюстрированное наглядное пособие на тему «Словарные слова». Для того, чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий».

Ребята делятся на 3 группы по 5 человек.
Задание 1.
Выберите героя, которому вы будете помогать. (выдаются картинки сказочных героев, изображённых с помощью шаржа, где у медведя прячется буква «Е», у Кролика – буква «А», а у Копатыча – буква «О»)
Задание 2.
Вам даны карточки со словарными словами. В словах пропущены буквы, правописание которой нужно запомнить.
М..рковь, к..пуста, к..ртофель,
р..дис, п..трушка, ..гурец.
Ребята, вам нужно определить, какому герою, про какие слова, вы будете готовить брошюрку.
(Медведю – про «редис и петрушку», т.к. пропущена буква «Е» и на портрете Медведя тоже есть буква «Е». Кролику – про «капусту, картофель», т.к. пропущена буква «А» и на портрете Кролика есть буква «А». Копатычу – про «морковь, огурец», т.к. пропущена буква «О», и на портрете имеется буква «О».Задание 3. Распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей.
Определение лексического значения слова →
Подбор слов-синонимов→
Подбор однокоренных слов→
Найди материал о происхождении слова→
Подбор пословиц, поговорок с данным словом.
Иллюстрирование способ ассоциативного запоминания словарного слова→
Работа со словом в тексте (изменение формы слова) →
Комментарий к заданию 3: Первое задание – это распределение работы внутри группы. Какой будет выбран вариант: а) предварительное выяснение возможностей каждого или стихийно, без существенных оснований.
Задание 4. Выдаются каждой команде, как страницы для брошюры. Дети работают самостоятельно. Учитель консультирует, советует, помогает по просьбе самих детей.
Определение лексического значения слова (работа с толковым словарём)
Подбор слов-синонимов (работа со словарём синонимов)
Подбор однокоренных слов (работа со словообразовательным словарём)
Этимология слова (работа с этимологическим словарём)
Подбор пословиц, поговорок с данным словом (работа со словарём пословиц и поговорок)
Иллюстрирование способ ассоциативного запоминания словарного слова
Работа со словом в предложениях (изменение формы слова)
Примерные предложения:
1 группа.
Вставь слово «Огурец» изменив форму слова.
Молодец, молодец, как соленый ____________. _____________ – не еда, в них одна вода.
Кто в Суздале не бывал, тот ___________ не едал.
Вставь слово «Морковь» изменив форму слова.
Я вчера сходил в магазин за _____________.
Зайчик любит ______________.
Учитель рассказал о ________________.

2 группа.
Вставь слово «Петрушка» изменив форму слова.
Петрушка варив суп, переборщил с ____________________
На огороде выросла __________________.
Повар сдабривать супы мелко нарезанными корешками _________________.
Вставь слово «Редис» изменив форму слова.
Я вырастил ранний __________.
В ____________ много полезных витаминов.
Как приготовить салат из _____________________.
3 группа.
Вставь слово «Картофель» изменив форму слова.
Мама отправила меня в магазин за __________________.
В огороде цветёт _____________________.
Клубни _____________ созрели в сентябре.
Вставь слово «Капуста» изменив форму слова.
На грядке в огороде моей бабушки росла сочная, красная __________.
Козлик жевал ___________.
Как приготовить котлеты из ___________.
Задание 5.
Используя полученные материалы, каждая группа рассказывает о своих словах и составляет брошюру (скрепляет листы), которые отправляются сказочным героям.
«Теперь нашим сказочным героям Волшебник Кляксич не страшен. Мы помогли убрать все его кляксы, и на огороде у наших друзей будет всё в порядке. Они благодарят вас и прислали угощение (конфеты в форме овощей)