Рабочая программа по русскому языку под редакцией Быстровой 5 класс



Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред.Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013.). Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Е.А.Быстровой, издательство «Русское слово», 2013, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «ФГОС. Инновационная школа»). Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
В предлагаемом курсе реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой.
Разработанный курс ориентирован на подготовку учеников к формам контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в V классе – 4 часа в неделю и 2 часа из части, формируемой участниками образовательных отношений. Итого 207 часов (6 часов в неделю), 35 недель
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительно отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры ; стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
– по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично защищать свою позицию;
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров;
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
Содержание учебного предмета

п/п Раздел Кол-во
часов Примечание

Развитие
речи Контрольные
работы

Тесты
1. Язык и общение 3 1 2. Речь. Речевая деятельность. Текст. 20 2 3 3. Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи. 34 5 1 1
4. Фонетика. Орфоэпия.
Графика. Орфография.
Культура речи. 31 2 4 5. Лексика. Культура речи. 13 2 1 6. Морфемика. Орфография.
Культура речи. 24 1 1 7. Имя существительное 32 3 3 8. Имя прилагательное 19 2 1 9. Глагол
27 1 3 2
10 Повторение изученного в 5 классе 4 Итого 207 19 17 3
4. Тематическое планирование

п/п Тема урока
Кол-во
часов Дата
проведения Примечание
Язык и общение – 3 часа
1. Наш родной русский язык
1 2.
Язык и речь
1 3. Р.р. Обучающее выборочное изложение. 1 Речь. Речевая деятельность. Текст – 20 часов
4. Речь и речевое общение.
1 5. Анализ изложений.
Речь устная и письменная .1 6. Какой бывает наша речь. Речь разговорная и речь книжная. 1 7. Монолог и диалог
. 1 8. Что такое речевой этикет
1 9. Р.р. Подробное изложение
1 10. Что такое текст. Основные признаки текста 1 11. Анализ изложений. Тема, основная мысль и структура текста 1 12. Простой и сложный план текста 1 13. Р.р. Сочинение «Мой четвероногий друг» 1 14. Анализ сочинений. Типы речи.
1 15. Средства связи предложений в тексте.
1 16.
Типы речи 1 17. Повествование
1 18. Описание
1 19. Рассуждение
1 20. Р.р. Подготовка к написанию контрольного подробного изложения №1 по тексту упражнения 75.
1 21. Р.р. Написание контрольного подробного изложения №1 «Всем кошкам кошка» 1 22 Входная административная контрольная работа 1 23. Анализ контрольной работы. Сочетание разных типов речи в тексте.
1 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи – 34 часа
24. Что такое синтаксис и пунктуация.
1 25. Анализ изложений.
Словосочетание.
1 26. Разбор словосочетания.
1 27. Р.р. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья» (задание 2 упр.93) 1 28. Предложение и его признаки.
1 29. Анализ сочинений.
Интонация
1 30. Логическое ударение
1 31. Какие бывают предложения по цели высказывания
1 32. Невосклицательные и восклицательные предложения
1 33. Р.р. Сжатое изложение «Тетрадки под дождем»(по тексту на с.94-95)
1 34. Главные члены предложения.
1 35. Анализ изложений. Тире между подлежащим и сказуемым.
1 36. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. 1 37. Определение.
1 38. Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» 1 39 Р.р. Написание сочинения по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» 1 40. Дополнение.
1 41. Анализ сочинений. Обстоятельство.
1 42 Виды обстоятельств
1 43 Предложения с однородными членами.
1 44 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 45. Обобщающее слово при однородных членах предложения. 1 46. Контрольная работа №2 по теме «Синтаксис и пунктуация» 1 47 Анализ контрольной работы, словарный диктант 1 48. Предложения с обращениями
1 49. Предложения с вводными словами.
1 50 Знаки препинания в предложениях с вводными словами 1 51. Предложения с прямой речью
1 52. Предложения с прямой речью
1 53. Синтаксический разбор простого предложения 1 54. Р.р.Обучающее изложение от другого лица (по тексту «Хитрая кошка» 1 55. Простое и сложное предложение.
1 56. Анализ изложений. Простое и сложное предложение. 1 57. Проверочный тест по теме «Синтаксис и пунутуация» 1 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография – 31 час
58. Зачем нужно изучать фонетику. Чем звуки речи отличаются от других звуков. 1 59. Анализ теста. Звуки и буквы.
1 60. Р.р. Обучающее изложение от третьего лица «Журавли» 1 61. Что такое фонетическая транскрипция
1 62. Анализ изложений. Чем различаются гласные и согласные звук 1 63. Согласные звонкие и глухие
1 64. Согласные твердые и мягкие
1 65. Обозначение мягкости согласных
1 66. Правописание мягкого знака.
1 67. Позиционные чередования согласных звуков 1 68 Позиционное чередование гласных и согласных 1 69 Р.р. Подготовка и написание контрольного изложения №1 1 70 Р.р. Написание контрольного изложения №1 1 71. Слог. Перенос слов по слогам. Ударение. 1 72. Анализ изложений. Орфоэпия
1 73. Произношение гласных звуков.
1 74. Произношение согласных звуков.
1 75. Произношение сочетаний согласных звуков. 1 76. Выразительные средства фонетики
1 77. Контрольная работа №3 по теме «Фонетика» 1 78. Анализ контрольной работы, словарный диктант 1 79. Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Алфавит. 1 80. Зачем нужна орфография. Правописание гласных в корне слова. 1 81. Правописание непроверяемых гласных в корне слов1 82. Буквы О-Ё в корне слова после шипящих 1 83. Р.р. Сочинение по картине А.Н.Семенова «Как прекрасен этот мир»
1 84. Правописание согласных в корне слова. 1 85 Анализ сочинений. Проверяемые согласные. Непроизносимые согласные. 1 86. Правописание удвоенных согласных.
1 87. Повторение по теме «Графика. Орфография» 1 88. Проверяем себя. Словарный диктант
1 89. Административная контрольная работа за I полугодие 1 Лексика. Культура речи – 13 часов
90. Анализ контрольной работы. Слово и его значения. 1 91. Словари – наши друзья и помощники. Слово в словаре. 1 92. Однозначные и многозначные слова.
1 93. Прямое и переносное значение слова.
1 94 Омонимы.
1 95 Синонимы.
1 96 Антонимы.
1 97 Слова – средства художественной выразительности- эпитет. 1 98 Метафора
1 99 Олицетворение
1 100 Р/р. Подготовка к сочинению по картине И.Шишкина «Перед грозой» 1 101 Р/р. Написание сочинения по картине И.Шишкина «Перед грозой» 1 Морфемика. Орфография. Культура речи – 24 часа
102 Морфема – наименьшая значимая часть слова. Окончание и основа слова. 1 103 Анализ сочинений. Окончание и основа слова 1 104 Корень слова 1 105 Однокоренные слова
1 106 Суффикс.
1 107 Приставка
1 108 Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков. 1 109 Чередование е/и в корне
1 110 Правописание корней. Чередование а//о в корне слова.
1 111 Правописание корней с чередованием –раст//-ращ-//-рос 1 112 Правописание корней с чередованием
1 113 Правописание приставок.
1 114 Правописание приставок
на –з, -с. 1 115 Буквы ы-и в корне после приставок
1 116 Приставки пре- и при-
1 117 Буквы И и Ы после Ц
1 118 Способы образования слов.
1 119 Приставочный и суффиксальный способ 1 120 Приставочно-суффиксальный способ
1 121 Неморфологические способы образования слов 1 122 Р. р. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» 1 123 Способы образования слов. Сложение.
1 124 Анализ сочинений. Морфемный разбор слова. 1 125 Контрольная работа №6 по теме «Морфемика» 1 Морфология
Имя существительное – 32 часа
126 Анализ контрольной работы. Слово как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи. 1 127 Что обозначает имя существительное.
1 128 Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег» 1 129 Р.р. Написание контрольного сочинение №1 по картине А.А. Пластова «Первый снег» 1 130 Правописание суффиксов
-чик-, -щик-, -чиц(а),-щиц(а). 1 131 Правописание суффиксов
-чик-, -щик-, -чиц(а),-щиц(а). Словарный диктант 1 132. Анализ сочинений. Правописание суффиксов –ек,-ик, (-чик-) 1 133 Слитное написание НЕ с именами существительными 1 134 Раздельное написание НЕ с именами существительными 1 135 Практическая работа по теме «Не с именами существительными»
1 136. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 1 137. Способы проверки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных 1 138 Р.р. Устное описание по картине К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» 1 139 Имена существительные нарицательные и собственные 1 140 Имена существительные нарицательные и собственные (закрепление) 1 141. Род имен существительных
1 142 Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных 1 143 Р.р. Описание комнаты
1 144 Имена существительные общего рода
1 145 Анализ сочинений. Род несклоняемых имен существительных 1 146 Склонение имен существительных 1 147 Разносклоняемые имена существительные 1 148 Суффикс ен – ён в разносклоняемых существительных 1 149 Число имен существительных. 1 150 Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи» 1 151 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 152 Правописание букв е-и на конце имён существительных 1 153 Правописание о,е в окончаниях существительных после шипящих 1 154 Р.р. Сочинение – описание памятника архитектуры 1 155 Морфологический разбор имени существительного 1 156 Анализ сочинений. Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». 1 157 Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное как часть речи» 1 Имя прилагательное – 19 часов
158 Анализ контрольной работы. Что обозначает имя прилагательное
1 159 Р.р. Сочинение описание внешности человека 1 160 Качественные имена прилагательные.
1 161 Анализ сочинений. Относительные имена прилагательные 1 162 Притяжательные прилагательные
1 163 Согласование имени прилагательного с именем существительным 1 164 Имена прилагательные полные и краткие 1 165 Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. 1 166 Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень имени прилагательного 1 167 Превосходная степень имени прилагательного 1 168 Практическая работа по теме «Степени сравнения прилагательных» 1 169 Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» 1 170 Суффиксальный способ образования имён прилагательных. Правописание –н- и –нн- в прилагательных 1 171 Приставочный способ образования имён прилагательных. Правописание не с прилагательными. 1 172 Правописание сложных имён прилагательных 1 173 Р.р.Описание натюрморта по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 1 174 Морфологический разбор имени прилагательного. 1 175 Анализ сочинений. Повторение изученного по теме
«Имя прилагательное как часть речи» 1 176 Контрольная работа №8 по теме «Имя прилагательное как часть речи» 1 Глагол – 27 часов
177 Анализ контрольной работы. Что обозначает глагол
1 178 Правописание Не с глаголами.
1 179 Инфинитив (неопределенная форма глагола).
1 180 Правописание – тся и –ться в глаголах
1 181 Р.р. Подготовка и написание контрольного сочинения – рассуждения №2 1 182 Р.р. Написание контрольного сочингения-рассуждения №2 1 183 Вид глагола.
1 184 Видовые пары глаголов 1 185 Анализ сочинений. Правописание суффиксов –ова-(-ева-), -ыва(-ива-) 1 186 Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Тесты 1 187 Переходные и непереходные глаголы.
1 188 Возвратные глаголы.
1 189 Наклонения глагола. Условное наклонение глагола 1 190 Р.р. Сочинение «Что было бы, если бы…» 1 191 Повелительное наклонение глагола
1 192 Анализ сочинений. Изъявительное наклонение глагола 1 193 Времена глагола. Настоящее время глагола 1 194 Прошедшее время глагола
1 195 Будущее время глагола
1 196 Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Выполнение рубрики «Проверяем себя» 1 197 Контрольная работа №9 по теме «Глагол» 1 198 Анализ контрольной работы, тесты 1 199 Спряжение глагола
1 200 I и II спряжение глаголов 1 201 Разноспрягаемые глаголы
1 202 Безличные глаголы
1 203 Морфологический разбор глагола.
1 Повторение изученного в 5 классе – 4 часа
204 Повторение изученного за курс 5 класса 1 205 Повторение изученного. Фонетика
1 206 Повторение изученного. Синтаксис.
1 207 Повторение изученного. Морфология
1