Технологическая карта урока русского языка. Развитие речи: обучающее изложение Трудная работа. (3 класс

Урок русского языка в 3 классе
Развитие речи. Обучающее изложение «Тяжёлая работа»
Педагогические цели
Способствовать развитию умения работать с текстом и рисунками, создать условия для развития речи

Тип урока
Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)
Ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов

Личностные результаты
Имеют мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: общеучебные – используют текст и рисунки для решения учебных задач; логические – владеют основами смыслового чтения художественных текстов, выделяют существенную информацию из текста, анализируют рисунки.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для окружающих высказывания

Ход урока

Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля



осуществляемые
действия
формируемые
умения


I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.
Сообщение учителя
Знакомит с темой и целями урока
Слушают учителя
Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем


V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Коллективная,
индивидуальная.
Словесный, творческий, наглядный.
Чтение, беседа, рассказ
Развитие речи. Работа с текстом
1. Первичное чтение
Под деревом куча шишек. Это кузница дятла. У пестрого дятла спина черная, щеки белые, а макушка красная. Он лесной доктор. Своим длинным языком дятел достает из глубины дерева вредителей леса. Тяжелым трудом добывает дятел пищу.
По А. Стрижеву

2. Ответьте на вопросы, размещённые в схеме
3. Определение главного героя, портретное описание.
О ком мы узнали из текста?
Найдите портретное описание, разместите в схеме




4. Словарная работа. Нахождение слов в переносном значении
Какое слово употребил автор к слову работа?
В каком значении оно использовано?
Как объяснить смысл слов Лесной доктор, кузница.
5.Вторичное чтение
– Сколько частей можно выделить в тексте?

Дополните недостающие части схемы информацией







6. Определение доминанты
Работа в парах.

Определите главную мысль,
заполните мешочек со смыслом.











7.Подбор названия текста
Посмотрите на схему, которую мы составили, в ней поместилась опорная сеть. Выберите из опорной сети опорные слова, которые могли бы стать названием рассказа












8.Орфографическая подготовка.
Трудные слова в схеме







9. Написание изложения
Теперь, когда мы составили схему этого текста, сформулировали его доминанту и даже знаем, как подобрать к тексту заголовок, нам остается только одно письменно пересказать его, написав изложение.

Рассматривают рисунок. Читают текст.

Читают текст











отвечают на вопросы схемы














Объясняют значение слов
Лесной доктор, кузница







Заполняют «лучи» кузница, пища

Делят текст на части

Определяют тему и главную мысль текста.



Придумывают к тексту заголовок.



Записывают заголовок и текст
Умеют работать коллективно. Развивают свою речь, учатся говорить, рассказывать. Выразительно, соблюдая интонацию, читают текст. Анализируют его, определяют тему и главную мысль, приду-
мывают заголовок. Соотносят рисунки и части текста. Осуществляют само-проверку
Работа с текстом, беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический
По желанию учащихся
Выполняют движения по тексту под руко-
водством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение движений

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Чем занимались сегодня на уроке?
– Что получилось хорошо?
– Что вызвало затруднения?
– О чем хотели бы узнать подробнее?
Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция

VII. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок и составить рассказ к нему (упр. 115)

Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития




15