Технологическая карта урока окружающего мира для 1 класса по теме «Здоровая пища»

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1
Автор учебника: Окружающий мир /Н. Ф. Виноградова/ – М.: Вентана-Граф, 2013
Тема урока: Здоровая пища
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность урока – 45 минут
Место проведения: МОУ СОШ с. Пушанина Белинского района Пензенской области
Учитель: Будникова Любовь Ивановна

Тема
Здоровая пища

Цель

Сформировать представление о здоровом питании;
Учить отбирать полезные продукты для питания;
учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока;
воспитывать умение слушать, в группах и парах выполнять предложенные задания;
развивать внимание, память, речь учащихся.



Планируемый результат
Научатся выбирать полезные продукты для здорового питания

Основные понятия
Режим питания, витамины

Межпредметные связи
Литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Окружающий мир» Ч. 2 - автор Н. Ф. Виноградова,
рабочая тетрадь «Окружающий мир» - автор Н. Ф. Виноградова;
раздаточный материал: картинки с изображением овощей и фруктов; карточки с пословицами о правильном питании, цветные карандаши
Компьютер, интерактивная доска, презентация

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах







Технология проведения

Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа


I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Формулируют правила поведения на уроке.
Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.
Добрый день! Добрый час!
Очень рада видеть вас!
Друг на друга посмотрите, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Личностные УУД
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке

II этап .
Актуализация знаний.
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах
Устанавливают соответствие: фрукты - овощи .
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует фронтальную работу,
учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.


Работа с интерактивной доской.
- Ребята, Зайчика и Белку мамы отправили собирать овощи и фрукты для обеда. Зайчику нужно собрать овощи, а Белке – фрукты. Помогите им наполнить корзинки.

Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
умение обобщать и классифицировать по признакам


III этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока
Цель:
мотивировать школьников на изучение нового материала о правильном питании
Участвуют в обсуждении представленного задания.
Формулируют тему и цели урока
Организует работу по
определению темы урока, постановке цели урока.


- А сейчас послушайте народную песенку «Кому что»
Печке – полено,
Корове – сено,
Трава – телёнку,
Вода – ягнёнку,
А тебе, сыночек,
Сахара кусочек.
- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
- Какую поставим перед собой цель?

Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Умение определять цель деятельности на уроке



IV этап.
Изучение нового материала.

Цель:
учить определять роль питания в жизнедеятельности организма человека.













Слушают стихотворение,
анализируют поведение девочки.





































Участвуют в работе по сопоставлению правильного меню.
Объясняют смысл пословиц.

Включает учащихся
в работу по анализу стихотворения.





































Организует работу по введению понятия «полезное меню»













Организует работу в группах
Работа со стихотворением С. Михалкова «Про девочку, которую плохо кушала»
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд.
Прикрывает Юля рот.
- Супик?- Нет.
- Котлетку?- Нет.
Стынет Юличкин обед.
Что с тобою, Юлечка?
Ничего, мамулечка!
- Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица.
Все едят; и зверь, и птица.
От зайчат и до котят. Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес,
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют Там, где только достают.
Утром завтракает Слон – обожает фрукты он. Бурый Мишка лижет мед.
В норке завтракает Крот.
Обезьяна ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мышку ловкий Стриж.
Сыр и сало любит Мышь.
Попрощался с Юлей врач -
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля:
- Накорми меня, мамуля!
- Ребята, зачем человеку нужно есть?
2. Полезное меню
Народная мудрость гласит: "Завтрак - съешь сам, обед - подели с другом, ужин - отдай врагу". Многим из нас по утрам не очень-то хочется кушать. Поэтому, пренебрегая завтраком, мы не чувствуем себя дискомфортно или голодно. Однако этого нельзя делать ни в коем случае. Организм должен получать с утра хотя бы минимум энергии. В противном случае, в течение дня ему сложно будет приспособиться к ритму жизни, может почувствоваться даже головная боль и легкое недомогание. Но это вовсе не значит, что утром можно съесть что попало, ведь главное соблюдать баланс между вкусом и пользой. Диетологами давно было доказано, что правильный завтрак помогает похудеть.
Работа с пословицами
Суп и каша – пища наша.
Без хлеба нет обеда.
Работа в группах. Игра «Помоги Золушке»
- Ребята, Золушке нужно приготовить обед – щи да кашу. Злая мачеха перемешала все продукты. Помогите Золушке отобрать продукты для каши и для щей. (На доске картинки с изображением продуктов. Дети раскладывают их по картинкам-кастрюлям.)

Музыкальная физминутка





Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию











Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.























Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из иллюстраций, текста













Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.


V этап.
Включение в систему знаний
Цель научить различать правильное питание и полезные продукты; формировать умение строить монологическое высказывание.

Анализируют завтрак детей.
Участвуют в составлении монологического высказывания по плану. Аргументируют свою точку зрения.




Анализируют завтрак товарища.
Под руководством учителя делают вывод.
Включает учащихся в работу по сравнению завтрака детей.
Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.

Работа по учебнику на с. 63
- Рассмотрите рисунки. Прочитайте, что едят на завтрак дети. Выберите полезный завтрак.
1) Так завтракает Оля. В пище, которую она ест, мало витаминов и много сахара. А это вредно для здоровья.
2) Митя не хочет утром завтракать. Бутерброд и пирожок он съедает на перемене в школе. Отказываться от завтрака и питаться всухомятку тоже вредно.
3) Так завтракает Толя. Он ест кашу или творог, бутерброд с маслом, пьёт сок. Коля завтракает правильно.
- Кто же из детей правильно завтракает? Почему?
2. Работа в парах
- У вас на партах лежат листы бумаги. Напишите на них, что вы сегодня ели на завтрак. Затем поменяйтесь с соседом по парте и проанализируйте завтрак друг друга.
- Британские ученые назвали самый полезный завтрак. Им стала яичница, на втором месте – разнообразные каши.
Самая полезная каша – овсяная. Причем употреблять ее следует без добавления соли. Если хочется немножко подсластить, можно добавить ложку меда.
После овсянки второе место по своей пользе занимает гречка. По желанию, можно добавить в нее мелко нарезанные овощи или ягоды.
Самая нелюбимая в народе каша – манная. Зато она полезна и легко усваивается, ведь в ней практически нет клетчатки и жира, но она богата белками и крахмалом.
Также на завтрак можно употреблять другие каши: рисовую, ячменную, пшенную.
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.

Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей

Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из иллюстраций, текста




Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы



VI этап
Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: формировать умение из предложенных продуктов отбирать те, которые полезны



Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное мнение и аргументируют его.






Выясняют роль овощей и фруктов для полноценного питания.







Анализируют содержание стихотворения, выбирают полезные и вредные для здоровья продукты.
Организует самостоятельную работу.
























Организует работу по анализу стихотворения.












Организует комфортные условия во время самостоятельной работы, оказывает индивидуальную помощь.

Работа в тетрадях на печатной основе: с. 68 - 69
- Раскрась левые половинки яблок, правые половинки груш.
- Отметь продукты, которые желательно есть на ужин.
мясо рыба
макароны торт
овощи кефир
- Нарисуй овощи и фрукты, в которых много витамина С

Витамин С




Овощи и фрукты – полезные продукты.

Фрукты это огромный кладезь всевозможных витаминов и минералов. Употребляя их каждый день, человек всегда выглядит жизнерадостным и счастливым, потому, что польза фруктов не заставляет долго себя ждать.
Овощи. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Употребление овощей, в последнее время, стало главным источником натуральных витаминов в организм человека. Пользу овощей нельзя недооценивать, ведь когда мы едим капусту, кабачки, баклажаны, огурцы или помидоры в наш организм поступают все полезные элементы и витамины.
В жизни нам необходимо
Очень много витаминов.
Всех сейчас не пересчесть,
Нужно нам их больше есть.
Вы не пейте газировку,
Ведь она вам вред несёт.
А попейте лучше сок –
Он вкусней во много раз.
Ешьте овощи и фрукты –
Они полезные продукты!
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроенье.
Мясо, овощи и фрукты –
Натуральные продукты.
А вот чипсы – знай всегда –
Это вредная еда.
- Из данного стихотворения выберите полезные продукты и вредные. Заполните таблицу.
Полезные продукты
Вредные продукты









Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из иллюстраций, текста



Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.



Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других








Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из иллюстраций, текста








Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.



VII. Итог урока. Рефлексия
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности
- Дополните предложение:
Я узнал, что
Эти знания мне
Личностные УУД
Формирование способности к самооценке
Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию