Методическая разработка Составление сложного плана


Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
Бибулатова Г.А. учитель истории и обществознания МОАУ «СОШ №7» г. Новотроицка
Задание: Составление плана-ответа
План – это некая схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По плану легко можно ориентироваться в теме, а также определить знание материала. Составлять план чрезвычайно необходимо для организации мыслительной деятельности, а также для развития навыков и умений четкого выражения мыслей и ведения логически последовательной схемы.
Положительные моменты в составлении плана:
1)Краткая запись.
2) Обобщенное и последовательное изложение.
3) Раскрытие материала.
4) Быстро запоминается.
5) Может заменить конспекты и тезисы.
6) Формулирует мысли.
7) Способствует усвоению материала при длительной работе над источником.
8) Организует самостоятельную работу.
9) Сосредотачивает внимание и стимулирует знания.
Виды планов и их выполнение:
Планы бывают: простые и сложные.
Простой план отражает выделение и наименование главных частей.
Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Как составлять простой план:
1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал), выделите главные мысли.
2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль (можно ориентироваться на абзацы) .3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5) Напишите план.
Как составлять сложный план:
1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом:
1) Для составления плана необходимо прочитать текст, выделить главное в прочитанном материале.
2) Разбить текст на отдельные части и озаглавить их.
В заголовках необходимо передать главную суть каждого фрагмента.
3) Посмотреть, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проанализировать, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста
Требования к плану:
1) Пункты плана необходимо составлять сразу с момента первого прочтения.
2) Составляя план при чтении, следует обратить внимание на абзацы, авторы обычно им отделяют свои мысли. Определенным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Сформулировать заголовки необходимо используя научный термины дисциплины. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4 План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
5) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Графическая схема сложного плана:
I. ---------------------------------------
1. ---------------------------------------
2. ---------------------------------------
3. ---------------------------------------
а) ---------------------------------------
б) ---------------------------------------
в) ---------------------------------------
II. ---------------------------------------
III. ---------------------------------------
Составляя план ЕГЭ по обществознанию, необходимо помнить, что как минимум три, а лучше четыре пункта он должен отражать.
Большое внимание уделяйте подпунктам, тем самым Вы показываете знание материала.
Все пункты, обязательно строим в столбик, чтобы Эксперт ЕГЭ видел Ваш план.
При анализе ответа учитывается:
 соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
 наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Пример:
Налоги и их воздействие на экономику страны
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие налогов и их виды:
а) прямые;
б) косвенные.
2. Системы налогообложения:
а) пропорциональная;
б) прогрессивная;
в) регрессивная.
3.Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся черезреализацию следующих функций:
а) фискальная;
б) частичное перераспределение доходов;
в) регулирование экономических отношений;
г) стимулирующая;
д) контрольная и др.
4.Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.
5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.