Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика. Упр. 546


Конспект урока: «Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика. Упр. 546»
Тип урока: Развитие речи
Составитель: Файзуллина Н. А. Технологическая карта урока
Дата:. .2017 .9. 02
ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 5 а
Тип урока: урок-развития речи
Тема урока: Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика. Упр. 546
Цели урока: Обучающая: : Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание изложения по алгоритму.
Развивающая: Развить способность пересказывать текст с изменением лица рассказчика.
Воспитательная: воспитывать культуру общения..
. Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

Организационный момент
Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа.

Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья,
Если не смогу один,
Сможем ты и я!
Приветствие, настрой на урок.
Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные-установка на общение
Регулятивные-прогнозирование.

Проверка домашнего задания
Дети. Отвечают на вопросы
ТЕКСТ
Мужской род
1.
Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т. п., а также часть, отрывок из них).
"Т. сочинений Пушкина"
В лингвистике: письменная или звучащая речь, которая внутренне организована и относительно закончена.
"Связность и законченность важнейшие признаки текста"
Тема  это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п
Что такое текст? Что такое тема текста?
Назовите элементы сжатия текста:
Основных способов сжатия текста три: 1. Исключение. 2. Обобщение. 3. Замена.
1. Исключение. При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст. Исключить можно: - вводные слова, - однородные члены предложения, - повторы, - риторические вопросы и восклицания, - однотипные примеры, - цитаты, - рассуждения, - описания, - детали, не влияющие на ход авторской мысли, - другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
2. Обобщение. При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства. Обобщению подлежат: - ряды предложений, связанных одной мыслью; - части сложного предложения; - парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
3. Замена. Заменить можно: - однородные члены обобщающим словом, - сложное предложение простым, - несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием, - прямую речь косвенной, - часть предложения местоимением и т.д.

Проверка полученных знаний.
Знание правил и умение их применять и приводить примеры.
Коммуникативные-.

Изучение нового материала
Дети выполняют задание. подбирают синонимы к слову говорить( сказать, произнести, ответить и т. д)

. 1. Работа с текстом. Использование слов-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов.
Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы и запятые. И отредактировать текст, заменив глагол говорить другими глаголами, обозначающими речь.
Ж..ла-была старуха и был у нее петух. Крив..глазый и крив..бокий а такой забияка, такой задира, каких на свете еще не бывало.
К старух.., что ни день, приб..гают сосе..ки.
Уйми ты своего забияку! Он моему котенку чуть глаз не выкл..вал! говорит одна.
Твой петух мою насе..ку с яиц согнал! Говорит другая. Налетел твой крив..глазый ц..плят распугал к..рмушку опр..кинул воду разлил, - говорит третья.
Наконец н..выт..рпела старуха и г..ворит петуху Убирайся, куда знаеш.. . Чтобы и духу твоего н.. было на моем дворе!
Говорит петух Ну что ж, и уйду! дума..шь, н.. прож..ву без тебя?
(По латышской сказке)
.
III. Изучение новой темы 
Применение полученных знаний.
Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики.


Закрепление нового материала

Дети записывают предложения заменяя прямую речь косвенной.
Составляют план текста изложения.



Записать часть текста в форме прямой речи, употребляя нужные знаки препинания.
2. Чтение текста. Упр. 546. Нахождение ключевых и непонятных слов.
1. Определение основной мысли текста и лексических средств, помогающих ее раскрыть.
2. Разделить текст на части и озаглавить их.
Пересказ первой части текста.
Как описывает автор березы, увиденные им в парке? Что они ему напоминают?
Пересказ второй части текста.
3. Объяснить правописание трудных слов, а также постановку знаков препинания.
4. Повторное внимательное чтение второй части текста. Замена лица рассказчика. Устное изложение.

Выполнение задания
Применение полученных знаний.
Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Контроль
Дети пишут изложение


5. Написание изложения 2-й части текста от 3-го лица (используя местоимение Он, она, оно, они)
IV. Подведение итогов урока.
Применение полученных знаний.
Личностные-применение полученных знаний.

Рефлексия
Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке.
Сумели ли вы, справиться с заданием сегодня? Что показалось для вас трудным? Чему вы научились? Довольны ли вы собой? Всем спасибо за внимание, урок окончен, до свидания!

Д/З повторить правила.

Личностные- способность к самооценке на основе успешности.



Mђ Заголовок 215