Подготовка к изложению с изменением лица рассказчика по тексту В.П. Астафьева


Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема урока: Подготовка к изложению с изменением лица рассказчика по тексту В.П. Астафьева (упр.527)
Цели урока:
Развивающие:
1. Развивать творческие способности учащихся.
2. Развивать умения проводить лингвистический и содержательный анализ текста:
А) понять его тему, идею, композицию, чувства главного героя;
Б) определить систему лексических, синтаксических средств, использованных в тексте;
В) учить соотносить выбор данных средств автором.
3. Развивать умения продуцировать в собственной речи средства выразительности, представленные автором.
Обучающие:
1. Отработать знания учащихся о типах речи, стилях языка.
2. Показать ученикам особенности функционирования в речи глаголов, имён прилагательных.
Воспитательные:
1.Формировать у учащихся чувство прекрасного, умения любоваться красотами родных мест.
2. Воспитывать уважение к родному языку.
Задачи урока:
Продолжить работу над развитием речи учащихся; подготовить вместе с ними материал к изложению с изменением лица рассказчика; ввести в словарный запас учащихся неизвестные ранее слова, а также понятие «противопоставление».
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
Умения формулировать тему, идею текста; собирать материал по данной теме, систематизировать его, располагать в нужной последовательности; работать над планом; подготовить языковые средства; создать текст, придерживаясь плана; реализовать авторский замысел, соблюдая при этом языковые нормы.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
Мотивация учащихся (2 мин.)
Создание благоприятной эмоциональной среды как одно из условий формирования познавательной мотивации; использование заданий, рассчитанных на совершенствование практического владения учащимися языком (знакомство с лексическим значением отдельных слов и устойчивых словосочетаний)
Постановка учителем целей и задач урока.
Учитель: сегодня на уроке мы должны подготовиться к выборочному изложению по тексту В.П. Астафьева (упр. 527): определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (его лексических, синтаксических особенностей).
3. Знакомство с содержанием текста.
1. Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране. (Слайд №1)
2. Выразительное чтение текста.
4. Анализ содержания текста.
1 часть
- От чьего лица идёт рассказ? ( От лица автора)
- Почему главному герою дали путёвку? ( Он заболел)
- Что такое путёвка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Ученики дают толкование слова путёвка, выясняют, что это многозначное слово)
- В каком словаре мы можем узнать значение слов? («Словарь русского языка» С.И. Ожегова)
Учитель открывает слайд №2 со словарной статьёй из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и предлагает сравнить значение слова путёвка, данное учениками и С.И. Ожеговым. (Ученики определяют, что в тексте слово употреблено в первом значении)
- Каково лексическое значение слова санаторий? (Пока ученики отвечают на вопрос, учитель открывает слайд №3 со словарной статьёй из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова).
- Где находится санаторий? ( На юге страны) Бывал ли там раньше автор? ( Нет, он там впервые)
-Куда пошёл гулять главный герой? (В парк) Почему парк называется приморским?
- Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)
- Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)
Учитель открывает слайды №8-12 с изображением названных растений. Учащиеся рассматривают фотографии и отвечают на вопросы.
- Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях) Как вы понимаете это выражение?
- Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице)
- Автор пишет, что платоны и чинары « воспеты в восточных одах». Давайте посмотрим значение слова ода.
Учитель открывает слайд №4 со словарной статьёй из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова.
- На что похожи семена чинар? ( На мохнатые шарики с ниточками)
- Какие пальмы увидел главный герой? ( Низкие, высокие, разлапистые)
- С чем сравнивает В.П. Астафьев листья пальм? (С шевелюрами современных молодых людей)
Учитель делает вывод о содержании 1 части текста.
- Таким образом, в 1 части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.
2 часть
- Почему, на ваш взгляд, текст разделён на две части? (В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских берёзках)
Учитель объясняет, что такой приём называется противопоставлением. Учащиеся записывают его определение в «Словарик ученика».
- Что увидел автор среди заморских кущ? (Берёзы)
Учитель открывает слайд №13 с изображением берёз.
- Как вы понимаете значение слова куща? (Ученики дают своё толкование)
Учитель сообщает, что в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное кущение, которое значит «то, что кустится».
Запись в тетрадях.
1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три берёзки.
- Какие из использованных автором глаголов являются синонимами? (Глазел, дивился, увидел) Какое из названных слов является стилистически нейтральным? (Увидел) А какие употребляются в просторечии? (Глазел, дивился)
- Почему главный герой «глазам своим …не поверил»? (Берёзы здесь не растут)
- Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом словаре) Посмотрим значение оборота в «Новом фразеологическом словаре русского языка» А.Д. Куриловой.
Учитель открывает слайд №5 со словарной статьёй из «Нового фразеологического словаря» А.Д. Куриловой, где даётся толкование фразеологизма.
- Почему автор называет берёзы сиротами? ( Так как они одиноки среди заморских растений)
- Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берёз? Запишите эти глаголы в тетрадь.
Запись в тетрадях.
2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой…
- Каково лексическое значение слова лопотали? Каким стилистически нейтральным словом можно его заменить? (Говорили неясно) Случайно ли автор употребляет именно этот глагол?
- Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.
Учитель открывает слайд №6 с толкованием слова долу, данное в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.
- То есть, берёзы опустили вниз ветви.
- Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в « Новом фразеологическом словаре русского языка» А.Д. Куриловой.
Открывается слайд №7.
- Как характеризует автор стволы, листья берёз? Запишите в пункт 2 (см. выше) свой ответ
Запись в тетрадях.
…Стволы пестрели, как весёлые сороки…Нежная зелень зазубренных листьев…
- Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берёз и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.
- Как появились берёзки в парке?
Запись в тетрадях.
3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…
- В чём была особенность их роста? Запишите в пункт 3 (см. выше) свой ответ.
Запись в тетрадях.
…листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…
- Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)
- О чём вспомнил автор, глядя на берёзки? Ответ запишите в пункт 4.
Запись в тетрадях.
4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа.
- Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?
Учитель поясняет, что козырьком ворот является небольшой навес над ними, а наличником – накладная планка на оконном проёме.
- Как вы понимаете выражение « зелёная пена берёзового листа»?
5. Определение типа речи 2 части текста.
-Сколько «фотографий» вы сделали, читая 2 часть текста?
Запись в тетрадях.
1. Прогулка по парку.
2. Берёзки на полянке.
3. История деревьев.
4. Воспоминания автора.
- Какой вы сделали вывод о типе речи? Докажите. (Проверка способом «фотографирования» показала, что в тексте последовательно излагаются события).
- А можно ли по полученным «фотографиям» дать характеристику берёзкам и полянке, на которой они растут (какие они: стволы, листики берёзки)?
- Какой ещё тип речи представлен в тексте? (Описание) Какой является ведущим? (Повествование)
Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (2 часть текста представляет собой повествование с элементами описания)
- А теперь сопоставьте наши записи в тетради и на доске. Получилось два варианта плана: в первом даны опорные фразы, на которые мы будем нанизывать слова и предложения, а во втором отражена последовательность событий
.
План
1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три берёзки.
2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой. Стволы пестрели, как весёлые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев.
3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились. Листья лицевой стороной повёрнуты к северу, и вершины тоже.
4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа. 1. Прогулка по парку.
2. Берёзки на полянке.
3. История деревьев.
4. Воспоминания автора.

5. Определение стиля.
- Вспомним автора текста. (В.П. Астафьев)
- Кто он? (Писатель)
- Какую задачу ставит перед собой В.П. Астафьев? (Автор написал текст для читателей. В нём он передаёт своё отношение к берёзкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение)- Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства) 6. Анализ выразительных средств.
- При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употреблённые автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность. Выпишем из второй части лексические и синтаксические средства и заполним таблицу.
Лексические
синонимы глазел, дивился, увидел
фразеологизмы глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз
эпитеты заморских кущ; растут поодиночке; нежной зелени; ошеломляющего блеска; чужеземной растительности
метафоры пена берёзового листа; блеск растительности; дола ветви; бьющей в глаза растительности
олицетворения берёзы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились
сравнения кажутся сиротами; как весёлые сороки; толщиной с детскую руку
устаревшие слова долу
просторечные слова глазел, дивился
Синтаксические
однородные члены бродил и бродил, глазел, дивился и увидел; кажутся, затерялись, не шуршали, не лопотали; хорошо, покойно; привезли, отпоили и выходили; глядел и видел; козырьки, наличникиинверсия глазам своим я не поверил; не растут берёзы в этих местах
парцелляция Я …видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон…
- Давайте подведём итог сделанному на уроке по плану, записанному на доске:1. Стиль речи.
2. Тип речи.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
Ответ ученика.
- Ваша задача – написать изложение второй части текста от 3-го лица. Помимо местоимения он, можете употреблять контекстные синонимы главный герой, В.П. Астафьев
7. Рефлексия деятельности на уроке (2 мин.)
8. Домашнее задание (2 мин.)
Написать первый вариант изложения второй части текста от 3-го лица (для обсуждения достоинств и недостатков перед окончательным вариантом изложения).
В помощь учителю
Использованные источники и литература ЛИТЕРАТУРА
1. Курилова А.Д. Новый фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, Русский язык МЕДИА, 2009.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.
3. Русский язык: Учеб: для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. – М.: Просвещение, 2007
Презентация к уроку русского языка в 5 классе

Слайд №1 Слайд №2

Слайд №3 Слайд №4

Слайд №5 Слайд №6

Слайд №7 Слайд №8

Слайд №9 Слайд №10

Слайд №11 Слайд №12
Аспектный анализ урока
Тема. Подготовка к изложению с изменением лица рассказчика по тексту В.П. Астафьева.
Раздел языка. Развитие речи.
Класс. 5 класс.
Дата проведения. 26.02. 2015 г.
Аспект: рациональное использование персонального компьютера с мультимедийным проектором для оптимизации распределения времени урока, повышения наглядности материала и активизации мышления и внимания учащихся
Критерии оценки Анализ
1. Оценка правильности определения целей занятия. Цели урока определены, исходя из программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний и умений учащихся, места урока в системе уроков по данной теме, подготовленности класса. Дидактические возможности темы урока позволяют опираться на следующие виды деятельности учащихся: самостоятельная поисковая деятельность и деятельность межличностного общения, которые являются ведущими для учащихся 5 классов. Формулировки целей работы учителя и учащихся правильно дифференцируются и диагностичны по содержанию и для педагога, и для учеников.
2.Рациональность структурного построения занятия и целесообразность распределения времени по его элементам. Структура урока развития речи включает:
1) мотивацию (2 мин.);
2) постановку учителем целей и задач урока (2 мин.);
3) знакомство с содержанием текста (5 мин.);
4) анализ содержания текста (6 мин.);
5) определение типа речи (4 мин.);
6) определение стиля (5 мин.);
7) анализ лексических, синтаксических языковых средств (5мин.);
8) подведение итогов (7 мин.);
9) рефлексию (2 мин.)
9) домашнее задание (2 мин.).
Состав, продолжительность и последовательность элементов урока психологически оправданны, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда учащихся на уроке.
3. Оптимальность отбора содержания учебного материала, выделение главного и второстепенного. Содержание урока соответствует требованиям стандарта обучения русскому языку в 5 классе. Учебный материал представлен предметными знаниями по теме. Усвоение материала достигалось на разных этапах урока прямыми и опосредованными влияниями на деятельность учащихся, что обеспечивало необходимую результативность и тонус в работе.
4.Оценка эффективности выбора методов и приемов обучения, способов формирования и развития познавательного интереса и учебной мотивации. Выбор методов (преимущественно эвристических в сочетании с репродуктивными и практическими) был обусловлен темой урока, целью занятия, возможностью класса учебно-материальной базы. Разнообразие методов и приемов позволяло функционально согласовывать взаимодействие учителя и учеников, а также использовать возможности как индивидуального, так и коллективного труда учащихся. Учитель грамотно использует учебные ситуации, что способствует актуализации познавательных потребностей, мотивации учащихся.
5. Содержание учебной деятельности учащихся. На всех этапах работы отмечалась активность и работоспособность учащихся. Ученики проявляли интерес к теме урока. Отмечалось владение учащимися рациональными приемами работы на уроке. У учеников 5 класса выявлено высокое качество знаний (глубина, осознанность) и умений (умение вычленить главное, применять умения и знания в различных ситуациях). Особо следует подчеркнуть наличие умения самостоятельно приобретать знания.
6.Организация педагогического общения на учебном занятии. Педагогическое общение эффективно осуществлялось с учетом группового взаимодействия. Хочется подчеркнуть эффективную технику учителя: темп речи, дикцию, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии.
7. Педагогический стиль. Стиль отношений с учащимися является гуманистичным и деловым. Сложившиеся гармоничные отношения учителя и учеников позволяют учащимся всесторонне реализовать свои учебные и творческие возможности, укрепляют в них веру в свои силы.
Вывод: урок с использованием мультимедиа компонентов позволяет за максимально короткий срок усвоить большое количество материала.
Директор МБОУ лицея №3 ________________ /Е.Г.Сальникова/