Обучающее сочинение по опорным словам Рысь 4 класс


Рус.яз. Учитель: Шушан С.Ю. 4класс дата___________
Тема: Обучающее сочинение по опорным словам «Рысь» (с.61)
Цель: Формировать умения составлять текст по теме по опорным словам, правильно строить предложения, оформлять текст на письме, писать без исправлений и ошибок.
I. Мотивационно-целевой этап: 1) Организационный момент. 2) Эмоциональный настрой на работу.
- Заливистый школьный звонок
Позвал нас на новый урок.
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
3) Определение темы, целей урока.
- Что такое сочинение?
Толковый словарь дает такое объяснение:
Сочинение – это самостоятельная работа в письменном виде, в которой ученик должен изложить свое мнение на заданную тему в письменном виде, чтобы потом учитель смог проверить уровень усвоенной темы.
Отгадайте загадку:
Огромная кошка сидит за ветвями,
Глаза голубые, а уши с кистями.
Но это не кошка! Смотри берегись:
Идет на охоту коварная….( рысь)
- Как вы догадались ? Объясните, используя изображение зверя.
-К какому семейству она относится? Более подробно мы сегодня познакомимся с этой представительницей знаменитого семейства.
- Кто догадался о теме урока? Какова наша учебная задача?
- наша задача, цель: составить текст по теме и записать его. - Где в будущем пригодится это умение грамотно излагать свои мысли? ( на уроках познания мира, биологии, истории, зоологии ).
2. Операционный этап 1) Подготовительная работа.
-Расскажите, что вы знаете о рыси. С.61-иллюстрация.
№125с.61-Расскажите, что знаете о рыси. Где живёт этот дикий зверь? Опишите внешний вид и повадки рыси.
Повадки: ловко лазает, развит слух (объяснить значение), прекрасно видит в темноте, может бесшумно подкрадываться, часами сидит в засаде, любимая добыча-мелкие звери и птицы.
Работа в группах по ознакомлению с текстами сочинений. -Вот как рассказали о рыси ваши сверстники.
-Определите тип текста (описание, повествование, рассуждение)
-Подчеркните прилагательные, характеризующие её.
Рысь.
Тихо в лесу. На толстом суку сидит зверь, похожий на большого кота рыжеватого цвета с четкими пятнами на спине. Туловище короткое, но сильное. Это рысь – осторожный и хитрый зверь. Вот что-то зашелестело, и длинные мускулистые ноги рыси напряглись. Широкие короткие ушки ее прилипли к голове. А короткий, обрубленный хвост словно слился с деревом.
Рысь никогда не охотится с дерева. Выбрав момент, она бесшумно опускается на землю, терпеливо поджидает свою жертву в засаде или подкрадывается к ней. Рысь – хищный зверь, который занесен в Красную книгу.
Рысь.
Вечером после охоты вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зубах тетерева.
Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие темные ели. Легко и неслышно идет под ними чуткая рысь. Слышит рысь, как падают с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистят в лесной чаще рябчик и попискивают шустрые синички. Всё видит, всё слышит рысь.
И лето, и осень скитаются по лесу, ищут добычи рыси. То поймают неосторожного зайчишку-беляка, то схватят белку или подкрадутся к тетереву, на ходу проглотят лесную мышь.
Трудно увидеть осторожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь. Умеет она забираться на высокие густые деревья.
Рысь
Рысь – крупная и опасная лесная кошка.
У рыси короткое тело, прямые длинные ноги, маленький хвост, пятнистая шкура. На ушах у кошки- кисточки, на щеках – бакенбарды.
Рысь ловко лазает по деревьям. У неё хорошо развит слух. Лесная кошка прекрасно видит в темноте. Она может бесшумно подкрадываться и часами сидеть в засаде. Зайцы, тетерева и куропатки- любимая добыча рысей.
Рыси легко приручаются. Некоторые охотники обучают их ловить зайцев, голубей, фазанов.
- Что узнали о рыси из рассказа? ( осторожная, чуткая, все слышит; на кого охотится, как передвигается по лесу, хорошо лазает по деревьям, её трудно увидеть).
Толковый словарь. Бакенбарды – волосы от висков по щекам.
Тетерев- крупная птица из отряда куриных. Являющаяся ценной дичью.
Куропатка – дикая птица из семейства куриных.
Фазан- крупная промысловая птица из семейства куриных с ярким оперением.
2) Ознакомление с опорными словами. С.61№127.
Рысь.
рысь, на, поляну, лесную, вышла, Вечером.
было, В, лесу, мрачно, глухом.
листья, сухие, С деревьев, падают.
ели, высокие, Стоят, тёмные.
крадётся, и, легко, под, тихо, ними, рысь, Чуткая.
Каждый, слышит, звук, рысь, в, лесу.
Она, крадётся, бесшумно, по высоким, деревьям.
Враг, Это, опасный, для маленьких, зверей в лесу.
3) Анализ текста: содержание , построение ( деление на части и составление плана), речевое оформление.
- Представьте себе, что вашу работу прочитает человек, который никогда не видел рыси, ничего о ней не знает.
- Какой же текст надо создать ? ( надо создать такой текст, чтобы можно было по описанию рыси хорошо её представить).
- Что нужно сделать, чтобы выполнить эту задачу?
Внимательно разобрать содержание, понять текст.
Увидеть части.
Составить план.
- Из скольких частей, как правило. Частей состоит любой текст ? ( из трех).
- Что это за части? ( вступление, основная часть, заключение).
Вступление. - О чем там пойдёт речь? - Как озаглавим эту часть? (Запись плана постепенно)
Основная часть. -О чём говорится в основной части? (дано научное описание, повадки)
Заключение.
1. Приход рыси.
2.Рысь крадётся в мрачном лесу.
3.Это опасный зверь.
Орфографическая подготовка. -Посмотрите на план и опорные слова. Найдите слова с безударными гласными, с парными согласными в середине слова:
Обратите внимание на приставки в словах:
4) Написание сочинения по опорным словам с добавлением своих имён прилагательных.
- Вспомните правила записи текста ( каждую часть писать с красной строки).
- Не забывайте правильно строить предложения, они должны выражать законченную мысль.
- При работе пользуйтесь орфографическими словарями.
5) Проверка. Чтение работ детьми.
3. Этап рефлексии.