Научная работа по МАН ученика 11 класса


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
Отделение: Химии и биологии
Секция: Медицина
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Работу выполнил:
Замула Данил Олегович,
ученик 11 класса Горловской общеобразовательной школы
I-III ступеней № 22
Научный руководитель:
Сосян Людмила Алексеевна.

ТЕЗИСЫ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.
ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Работу выполнил:
Замула Данил Олегович,
ученик 11 класса
Горловской общеобразовательной школы I-III ступеней № 22
Научный руководитель:
Сосян Людмила Алексеевна.
Актуальность выбранной темы:
-современный образ жизни большинства подростков связан с сидячим образом жизни, приобретенные калории не соответствуют уровню затрат. Неправильное питание приводит к серьезным заболеваниям;
Цель работы:
- изучение проблем питания современных подростков;
- выявление видов питания школьников;
- обзор факторов, которые мешают нормальному метаболизму.
- составление рекомендаций по выбору оптимального варианта меню;
Задача научного исследования:
-провести опрос школьников разных возрастных категорий, чтобы изучить факторы, которые влияют на построение их меню;
- проконсультироваться со специалистами, для того чтобы понять причины возникновения болезней, вследствие неправильного питания подростка, и построить правильное, сбалансированное меню.
Выводы, после проведения работы:
- проведя все запланированные действия (изучение теоритических материалов вопроса, анкетирование учащихся, консультации с медицинскими работниками и узкими специалистами в области питания), можно сделать вывод, что сегодня подростки не следят за своим питанием, что сказывается на их здоровье;
- 70% из всех опрашиваемых разнообразят своё меню, т.е. создают правильное соотношение полученных и потраченных Ккал, а 30%- не знают важных особенностей правильного, сбалансированного и рационального питания, что наносит вред их здоровью.
- данная работа будет своеобразным руководством того, как нужно правильно балансировать своё питание и следить за своим рационом.
Содержание
Введение …………………………………………………………4-5
1. Актуальность и целесообразность выбранной темы……..4
2. Сущность проблемы………………………………………..4
3. Постановка задач и целей………………………………….5
4. Методы исследования……………………………………...5
Основная часть………………………………………………………6
1. Особенности питания по возрастным категориям……...6-7
2. Научные основы питания подростка…………………...8-10
3. Калорийность пищи………………………….…………11-12
4. Основные правила здорового питания……………..…….12
5. Болезни ЖКТ как результат неправильного питания..12-15

Исследовательская работа. Изучение уровня питания школьника в школе и дома……………………………………………………16-20
Разработка сбалансированного меню для школьника, которое соответствует научным требованиям………………………….21-23
Выводы……..……………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………….…..25
Приложение……………………………………………...……...26-27
ВВЕДЕНИЕ
Один из древних лекарей отметил, что необходимо есть еду как лекарство, чтобы не принимать лекарства как еду. Пища - источник белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов и других полезных веществ, также пища является своеобразным топливом для человека. Калории, содержащиеся в продуктах питания - эквивалент энергии, которую человек получает, употребляя тот или иной продукт. Если питание правильное, сбалансированное, то человек получает полный объем необходимых ему веществ и энергии, и чувствует при этом себя здоровым, бодрым. А если режим питания нарушен, нет баланса между употребляемыми продуктами, то это чревато не только плохим самочувствием, а и серьезными заболеваниями, лишним весом, нарушением обмена веществ и прочими нелицеприятными последствиями. Правильное питание - это пища, которая заряжает организм энергией и полезными веществами, выводит шлаки и токсины, продлевает молодость и сохраняет здоровье. Неправильное питание - это употребление пищи, которая «забивает» пищеварительный тракт и организм шлаками, токсинами, нагружает железы внутренней секреции (поджелудочную, печень). По мнению специалистов, подросткам, которые больше энергии тратят на умственный труд, ежедневно необходимо употреблять не менее 100-110г белка, 80-90г жиров и 300-350г углеводов, а подросткам, которые больше занимают физической деятельностью 115-120г белка, 80-90г жиров и 400г углеводов.
У 90% подростков калорийность потребляемой пищи совсем не соответствует уровню энергозатрат. Употребляя в пищу рафинированные продукты с повышенной калорийностью мы заставляем наш организм работать на износ.
Современный образ жизни большинства подростков связан с сидячим образом жизни. При этом калории расходуются в меньшем количестве, а их излишек просто откладывается в соединительных тканях организма.
Подростковый возраст – это время активного роста, которому сопутствует повышенный аппетит. Многие подростки не умеют правильно питаться или вообще не хотят.
Коренное физиологическое, гормональное, половое и психологическое переустройство организма вызывает повышенную потребность в энергии, минералах, витаминах и микроэлементах; вместе с тем пищеварение и метаболизм подростка находятся еще в стадии формирования. Все это выдвигает особые требования к питанию подростков.
Плохое, несбалансированное питание на любом из этих этапов может вызвать далеко идущие последствия в когнитивном развитии подростка, что приводит к снижению способности к обучению, плохой концентрации внимания и в итоге к нарушению успеваемости. Но самое главное – несбалансированный рацион приведет к нарушению здоровья.
В результате неправильного питания происходит ухудшение здоровья человека.
Моей целью будет изучить проблемы питания современных подростков, выбрать оптимальный вариант меню, рассмотреть факторы, которые влияют на несбалансированное питание и сделать выводы по данной теме.
В своей работе я буду использовать такие методы исследования: анонимное анкетирование, работа со статистическими данными, консультирование со школьной медсестрой, подростковым школьным доктором, врачами-специалистами (гастроэнтерологом, кардиологом, терапевтом).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Особенности питания по возрастным категориям
Период 11-13 лет
Предпубертантный период. Характеризуется началом ускоренного роста. Именно этому возрастному периоду свойственна особая подростковая нескладность. Удлиняются конечности, меняются пропорции тела и черты лица. Тело перестало быть детским, но еще не стало юношеским или девичьим. В этот период растущий организм требует строительного материала – прежде всего белка и кальция. Белок – главный материал для строительства мышц, содержится в мясе, молочных продуктах, яйцах. Кальций является сырьем для формирования костей, организм получает его из молока, творога, сыров и т.д.
Период 14-16 лет
Пик переходного возраста, начало пубертатного кризиса, то есть кризиса полового созревания. Пробуждающиеся железы внутренней секреции развивают бурную деятельность, растущий организм сотрясают поистине тектонические гормональные сдвиги и всплески, иногда, увы, вырывающиеся наружу вулканами прыщей и угрей. Тело требует энергии и сырья для деятельности «химических фабрик» желез – жиров, углеводов микроэлементов и минералов. Жиры лучше получать в виде растительных масел, а углеводы черпать из фруктов, овощей и корнеплодов, не увлекаясь бабушкиной выпечкой. Это убережет от проблем с весом и кожей. Микроэлементы и минералы содержатся в рыбе, морепродуктах и, опять-таки, фруктах и овощах. При этом следует помнить, что незаконченная наладка производства гормонов и разбалансированный метаболизм, свойственные данному периоду, могут очень легко свалить балансирующий на тонкой грани организм в пропасть полноты, избыточного веса и ожирения. Необходимо сочетать потребление углеводов и жиров с физическими нагрузками и физкультурой.
Период 17-19 лет
Завершение переходного периода. Тело почти полностью сформировано, буйство гормонов стихает, железы внутренней секреции выходят на штатный режим работы, подростковые кризисы миновали. К этому времени уже должны быть выяснены основные склонности и тенденции в питании молодого человека, такие как склонность к полноте (либо наоборот), аллергия на отдельные продукты и т.д. С учетом этих особенностей необходимо начинать формировать образ питания, которого человек будет придерживаться в течение жизни. Питание в этот период должно соответствовать тем же требованиям, что и питание взрослого, только с радикальными диетами и лечебным голоданием лучше еще немного потерпеть.
Возраст, лет Пол Ккал/день
6 - 1970
7-10 - 2300
11-13 Мальчики
Девочки 2700
2450
14-18 Юноши
Девушки 2900
2600

2. Научные основы питания подростка
1. Калорийность пищи рассчитывается так: на 1 кг массы тела должно потребляться примерно 1,8 ккал. Это значит, что в сутки подросток должен съедать примерно 3000, а при повышенной физической нагрузке – 3500 ккал. У мальчиков в этот период особенно велика потребность в энергии, и не редкость, что окружающих поражает их повышенный аппетит.
Средняя потребность в белках на 1 кг в сутки составляет 2–1,5 г, притом на 50 % это должен быть белок животного происхождения (мясо говядины и птицы, рыба, молочные продукты). Он имеет первостепенную роль, т. к. является структурным материалом для роста и иммунной системы, необходим для силы мышц. При нехватке белка в организме страдает головной мозг, снижается память и умственные способности, ребенок быстрее устает, иммунитет не справляется с инфекциями.
Молочные продукты помимо высокого уровня белка богаты кальцием, а мясо является основным источником железа, рыба же богата фосфором и минералами.
Суточная потребность в жирах составляет около 100 г. Для подростка роль жиров состоит в синтезе половых и других стероидных гормонов. Более полезными являются растительные масла, сливочное масло и сметана. Растительные жиры полезны за счет содержания полиненасыщенных жирных кислот, а животные – благодаря жирорастворимым витаминам, таким как А и D. 70 % поступающих жиров должны быть растительного и лишь 30 % – животного происхождения.
Суточная потребность в углеводах составляет 10–15 г на 1 кг массы тела (в зависимости от физической активности, температуры внешней среды и т. д.). Основная функция углеводов – обеспечение энергетических потребностей организма. Источниками полезных углеводов для ребенка являются крупы, овощи, хлеб, бобовые, зелень, фрукты, ягоды, а не булочки, пирожные и конфеты. Овощи к тому же являются основным источником витаминов и минералов, а содержащиеся в них пищевые волокна нормализуют перистальтику кишечника.
Подросток обязательно должен получать с пищей необходимое количество макро- и микроэлементов, витаминов. Летом достаточно есть в разнообразии свежие овощи и фрукты (ягоды), а в зимне-весенний период можно пить курс витаминных препаратов. Считается, что, съедая в день шесть фруктов разного цвета, мы восполняем потребность во всех необходимых витаминах и минералах!
Кальций (1,2 г/сут.) и магний (300 мг/сут.) нужны для построения костей и зубов, также магний снимает возбудимость нервной системы, помогает справится с бессонницей, благотворно влияет на сердечную мышцу.
Фосфор (1,8 г/сут.) необходим для обмена веществ, нормальной работы нервной системы и мозга, мышц, печени и почек.
Натрий (4 г/сут.), хлор и калий (4 г/сут.) нормализуют водно-солевой обмен, кислотно-щелочное равновесие, калий выводит из организма лишнюю воду и натрий.
Огромную роль для процессов пищеварения, роста и развития молодого организма играют витамины.
Витамины нужны для нормального течения метаболических процессов и жизнедеятельности организма в целом. Они участвуют в различных биохимических процессах, обеспечивают физическую и умственную работоспособность подростка, укрепляют иммунитет.
Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.
Чтобы оценить массу тела, необходимо вычислить индекс массы тела (ИМТ = отношение массы тела в кг к росту в метрах квадратных). При сбалансированном питании в норме ИМТ равен 20–25 кг/м2. Если ИМТ менее 18,5 кг/м2, значит, организм подростка нуждается в дополнительном количестве энергии, если значение ИМТ 25–30 кг/м2, имеется избыточная масса тела, а значения более 30 кг/м2 свидетельствуют об ожирении, следовательно, энергии с пищей поступает много, а физической активности недостаточно, что грозит заболеваниями сердца, печени и почек, сахарным диабетом.
Первое и самое главное: питание подростка – это просто исключение вредных продуктов, тех, которых в принципе полезно избегать человеку любого возраста. В питании подростка важно понимание того, что за счет ускоренного метаболизма вес сбросить легче, чем взрослым, достаточно лишь питаться разнообразно и полноценно, соблюдая правила здорового питания.
В подростковом меню могут быть и разгрузочные дни, в которые можно питаться кефиром, гречкой на воде и свежими/запеченными фруктами. Но устраивать такие дни рекомендуется максимум один день в неделю. Калорийность – до 1000 Ккал в сутки. Более значительное снижение калорийности неоправданно и даже вредно. И тем более полный голод в разгрузочные дни вызовут различные нарушения в организме подростка, в том числе перевозбуждение центра аппетита в головном мозге, что может привести к срыву: ребенок будет поедать все вокруг и в итоге наберет больше, чем потерял до этого.
Значительную роль играет физическая активность, достаточно будет чем-то заниматься по два часа два-три раза в неделю. Подойдет любой вид спорта, лишь бы он приносил удовольствие подростку (бег или плавание, йога или танцы, ролики или коньки, лыжи, борьба и бокс, игровые виды спорта, футбол, волейбол – перечень можно продолжать долго).
3. Калорийность пищи
Часто от взрослых можно слышать слова «продукт высококалорийный», «продукт низкокалорийный». Разберёмся, что означает слово «калорийность».
Под калорийностью, или энергетической ценностью, пищи подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном её усвоении. Калорийность пищи выражается в калориях (кал) или килокалориях (ккал). Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие.
Понятно, что суточное потребление калорий зависит от возраста, пола и занятий, поэтому оно различно.
Пищевые продукты по калорийности можно разделить на:
Высококалорийные - животные и растительные жиры, сахар и изделия из него.
Калорийные - мучные и хлебобулочные изделия, макароны, крупы, мясо, колбасы.
Малокалорийные - фрукты, овощи, ягоды, нежирная рыба нежирные творог и кефир.

4. Основные правила здорового питания
Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым, нужно есть полезные продукты.
Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы, растительное и сливочное масло.
Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывать вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, как их съесть.
Перерыв между едой не должен быть больше трех часов, а значит, лучше есть понемногу пять раз в день.
Полезно есть на завтрак каши.
5. Болезни ЖКТ как результат неправильного питания
Множество людей пока не осознают роль и значение пиши, которую они употребляют. В цивилизованном обществе за последние несколько лет повысился интерес к здоровому питанию. Одной из причин такого интереса к пище есть то, что люди болеют из-за неправильного питания, т.е. имеют болезни, связанные с продуктами, которые они употребляют, их количеством и качеством. Существует ряд болезней напрямую связанных с питанием: ожирение, сахарный диабет, гипертония, анорексия, проблемы ЖКТ, атеросклероз, заболевания сердца.
Ожирение
Ожирение — отложение жира, увеличение массы тела за счёт жировой ткани. Жировая ткань может откладываться как в местах физиологических отложений, так и в области молочных желёз, бёдер, живота.
Сахарный диабет
Сахарный диабет — хроническое заболевание, в основе которого лежит нарушение углеводного обмена, основное место в котором принадлежит сахарам. Сахар сам по себе не может попасть в клетки организма. В этом ему помогает сложное химическое вещество — инсулин, который вырабатывается маленькой поджелудочной железой. Заболевание возникает тогда, когда поджелудочная железа не вырабатывает в достаточном количестве инсулин для усвоения Сахаров. Поэтому все питательные вещества, поступающие в организм, превращаются в сахар. Существует два вида сахарного диабета: инсулинозависящий и инсулинонезависящий. Именно инсулинозависимая форма диабета поражает детей в возрасте 13—19 лет и характеризуется тем, что поджелудочная железа прекращает выработку инсулина. Другая форма диабета поражает взрослых людей и характеризуется уменьшением активности поджелудочной железы по выработке инсулина.
Гипертония
Гипертония — высокое кровяное давление. Каждый человек имеет определенное давление крови в сосудах. Сужение или сдавливание артерий ведет к повышению кровяного давления. Возраст человека также влияет на высоту давления крови. Так, у шестилетнего ребенка АД=150/60, в возрасте 11 — 18 лет — 100/75.Гипертоническая болезнь наступает, когда повышенное кровяное давление не снижается даже во сне и в период отдыха и возникают резкие скачки вверх кровяного давления, которые называются гипертоническими кризами, тяжело протекающими у больного человека.
Анорексия
Анорексия — синдром, заключающийся в полном отсутствии аппетита при объективной потребности организма в питании, который сопровождает большинство метаболических заболеваний, инфекций, болезней пищеварительной системы, в частности паразитарных инфекций, а также возникающий по другим причинам. Анорексия может приводить к белково-энергетической недостаточности.
Проблемы ЖКТ
К проблемам желудочно-кишечного тракта относятся такие заболевания как:
Кишечная диспепсия.
Острый гастрит.
Хронический гастрит.
Дуоденит.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
Функциональные расстройства.
Стенокардия
Стенокардия — это заболевание сердца возникает тогда, когда артерии, подающие кровь к сердцу, зашлаковываются жирными веществами и ток крови к сердечным камерам в результате этого замедляется. Когда наступает закупорка (полностью или частично) одного из сосудов, кровоснабжение этой области сердца временно нарушается и повреждается сердечный мускул. Это инфаркт или стенокардия.
Атеросклероз
Атеросклероз — еще одно заболевание сосудов, связанное с питанием. Оно сопровождает два вышеописанных заболевания или может протекать и без них. К Примеру, повышенное кровяное давление способствует тому, что некоторая часть циркулирующих жировых образований (липидов) с большой скоростью внедряется в стенки артерий. Эти атеросклеротические бляшки аккумулируются на стенках сосудов. Животные жиры приводят к образованию этих бляшек, поэтому так важно знать, какие продукты питания несут вред организму.
Исследовательская работа
Анализ анкетирования среди школьников №1
После изучения научной литературы по выбранной теме было принято решение провести анкетирование среди школьников, чтобы выяснить, знают ли ребята, что такое правильное питание. Я провел анкетирование среди учащихся 8-9 классов. Было проанкетировано 74 человека.
Вопросы:
1. Сколько раз в день вы едите?
2. Всегда ли вы завтракаете?
3. Какие блюда и продукты присутствуют в завтраке?
4. Из чего состоит обед?
5. Какие блюда чаще всего используются в вашем рационе?
6. Можно ли есть на ночь?
7. Что вы знаете о калорийности пищи и её энергетической ценности?
8. Какие продукты являются вредными и почему?
Результаты
1. 64% опрашиваемых едят 3 раза в день, 21% едят 2 раза в день,
5% - 3 и более раз, 10%- питаются 1 раз в день.
2. 93% человек завтракают каждый день, и только 7% -иногда или вовсе не едят.
3. У 50 % опрашиваемых в завтраке присутствуют различные каши. У 25% присутствуют мясные и молочные продукты. Остальные 25% едят на завтрак бутерброды (хлеб, масло, сыр или колбаса)
4. 83% человек едят на обед горячие блюда (борщи, супы) и мясные продукты с гарнирами и десерты. 17% едят только мясные продукты с гарниром.
5. У 62% в рационе присутствуют макаронные изделия и молочно-мясные продукты. У 32% преобладают картофельные блюда и мясом. У остальных 6% преобладает только овощные блюда без мяса.
6. 93% человек думает, что есть на ночь можно. А 7% имеют правильное мнение, что есть на ночь нельзя.
7. 35% знают о калорийности пищи и рассчитывают свой рацион исходя из правил правильного питания. А 65% не знают об этом.
8. 95% человек сказали, что вредными являются такие продукты: чипсы, сухарики, потому что в их составе имеется очень много жиров и консервантов. 5% человек думают иначе, и употребляют эти продукты.
Приложение №1,2.
Вывод, после проведения анкетирования:
Большинство подростков не следят за своим питанием, тем самым наносят вред своему здоровью. У многих из опрашиваемых мною школьников нет представления о правильном и сбалансированном питании.

Анализ анкетирования среди школьников №2
Было проведено анкетирование среди учащихся 10-11 классов, в котором приняли участие 47 учащихся.
Вопросы анкеты:
1. Какие продукты вы считаете полезными и употребляете ли вы их в пищу?
2. Какие продукты вы считаете вредными и употребляете ли вы их в пищу?
3. Что необходимо для растущего организма в подростковом возрасте?
4. Какие принципы питания вы соблюдаете?
5. Что значит рациональное сбалансированное питание?
Результаты
1. 50% опрашиваемых подростков считают следующие продукты полезными: овощи, фрукты, мясо, молоко, каши. И они регулярно употребляют их в своем рационе. 25% опрашиваемых подростков считают следующие продукты полезными: рыбные продукты, овощи, каши, консервированные продукты. И они регулярно употребляют их в своем рационе. 25% опрашиваемых подростков считают следующие продукты полезными: консервированные соки, колбасные изделия, полуфабрикаты. И они регулярно употребляют их в своем рационе.
2. 75% опрашиваемых подростков считают следующие продукты вредными: чипсы, снеки, различный фаст-фуд, сухарики, полуфабрикаты, консервированные продукты. И они не употребляют их в своем рационе. 15% опрашиваемых подростков считают следующие продукты вредными: мясные и молочные продукты, каши, макаронные изделия. И они не употребляют их в своем рационе, а мясо заменяют различными бобовыми (горох, фасоль). 10% опрашиваемых подростков считают следующие продукты вредными: картофель в различном виде, макаронные изделия, некоторые виды каш.
3. 33% учащихся ответили так: « Для растущего организма необходимо питание такое, какое нравится самому подростку». Как мы знаем, это мнение ошибочно. 67% опрашиваемых школьников старших классов ответили так: «Для растущего организма необходимо правильное, сбалансированное питание. Это залог здорового организма в будущей взрослой жизни».
4. 65% опрашиваемых соблюдают следующие принципы в своем питании: они не употребляют чипсов, полуфабрикатов, слишком жирную пищу, копченые колбасы. 35% используют в своем рационе абсолютно любые продукты, которые им нравятся.
5. 70% учащихся старших классов знают о сбалансированном питании и разрабатывают своё суточное и недельное меню, опираясь на расходы своей энергии. То есть они создают баланс между полученными и потраченными калориями. 30% опрашиваемые имеют понятие о сбалансированном питании, но не стараются следить за своим меню.
Приложение № 3, 4.
Вывод, после проведения анкетирования:
Проведя анкетирование, я пришел к мысли, что нужно составить правильное и сбалансированное меню для школьника, потому что большинство подростков не отдают себе отчета, в том каким должно быть правильное питание соответствующие их возрасту и энергетическим затратам.

Результаты консультирования со специалистами
После проведения анкетирования и опросов среди школьников, я проконсультировался со школьной медсестрой. Которая сообщила, что самыми распространенными заболеваниями ЖКТ в нашей школе являются: гастрит, язва и дискинезия желчевыводящих путей.
После я посоветовался с подростковым доктором с целью выявления правил рационального питания. Состоялась консультация с гастроэнтерологом, ему был поставлен вопрос о продуктах, которые нужно исключить из рациона подростка. Врач кардиолог дал пояснения о том, какие продукты могут способствовать заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
Исходя из консультаций со специалистами, мною было разработано сбалансированное меню.
После консультации с кардиологом можно сделать следующие выводы: обильные приемы пищи и отсутствие двигательной активности сильно повлияют на растущий организм, поэтому любителям вкусно поесть рекомендуются умеренные занятия спортом, физической культурой, чередования умственной и физической нагрузки, рациональный режим не только питания, но и дня.
Суточное меню для школьника

Данное меню содержит 2940 Ккал, что вполне подходит школьнику 14-17 лет, потому что потребность школьника 14-17 лет составляет 2900 Ккал.
Что следует исключить из питания школьника, исходя из беседы с гастроэнтерологом
В первую очередь из рациона ребёнка стоит исключить или свести к минимуму пищу в виде полуфабрикатов. Если же вы всё-таки покупаете такие продукты, то обязательно ознакомьтесь с составом, сроками реализации этой продукции. Пища должна быть свежеприготовленной. По возможности исключить жаренную, жирную, копченую и высококалорийную пищу. Сократить до минимума количество экзотических и острых специй.

Продукты, от которых стоит отказаться совсем:
Чипсы, снеки, сухарики с вкусовыми приправами.
Колбасные изделия.
Любые полуфабрикаты.
Жвачки.
Пакетный сок.
Леденцы на палочках.
Все без исключения газированные напитки.
Магазинное куриное мясо.
Фаст-фуд.
Рекомендованное меню для школьника:
Понедельник:
Завтрак: Гречневая каша с курицей или картофельные зразы с печенью, чай с сахаром
Полдник: Фруктовый салат с йогуртом
Обед: Грибной суп или сырный суп, овощные оладьи
Ужин: Картофельное пюре с овощами.
Вторник:
Завтрак: Рисовая каша с изюмом и черносливом, запеченное филе лосося
Полдник: Ягодно-фруктовый коктейль или яичные гренки
Обед: Щи с шампиньонами и мясом или борщ украинский
Ужин: Макароны с томатным соусом, салат из свежей капусты
Среда:
Завтрак: кабачковые оладьи со сметаной ,котлеты рыбные
Полдник: Яблоки с йогуртом
Обед: Суп фасолевый, запеканка из цветной капусты
Ужин: Сырники и кефир
Четверг:
Завтрак: Пшенная каша на молоке с маслом, рыба отварная
Полдник: Блинчики с фруктами или маффины из творога
Обед: Суп с тефтелями или фрикадельками
Ужин: Рагу овощное из кабачков
Пятница:
Завтрак: Куриные отбивные с рисом, овощной салат
Полдник: Клубничное желе или смузи из овощей (морковь и брокколи)
Обед: Рассольник или суп-харчо из курицы
Ужин: Манная каша с изюмом
Суббота:
Завтрак: Голубцы ленивые или ростбиф из телятины
Полдник: Яблочный рататуйОбед: Куриный суп с вермишелью или рыбный суп
Ужин: Творожная запеканка, фруктовый смузи (банан и яблоко)
Воскресенье:
Завтрак: Омлет с сыром или яичница с сосисками
Полдник: Блины в кляре
Обед: Суп гороховый
Ужин: Тушеный картофель и овощной салат (помидор, огурец и растительное масло).
Данные виды меню полностью сбалансированные, поэтому они удовлетворяют потребностям подростка.
ВЫВОДЫ
Моей целью было разработать правильное, сбалансированное меню для школьника, которое бы соответствовало энергетическим затратам подростка. После консультации с врачами, проведения анкетирования, изучения научной литературы о правильном питании, возникло предположение о том, что сегодня подростки не следят за своим питанием и это очень влияет на их здоровье. Данная работа имеет цель не только рассказать о правильном и сбалансированном питании, но и заставить задуматься школьников о том, что их питание нужно изменить в лучшую, правильную сторону .Для этого можно использовать рекомендованное меню, ознакомиться с рекомендациями врачей-специалистов и принять меры, изменив своё отношение не только к питанию, но и к своему здоровью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малыгина В.Ф., «Основы физиологии питания. Гигиена и санитария» ПНЦ, РАН, 2005 .- 56 С.
2. Витебский Я.Д. «Питайтесь рационально» / Витебский Я.Д. Челябинск, «Южно-Уральское книжное издательство», 1989 .
3. Сусликов В.Л. «Питание и здоровье» [текст]/ Сусликов В.Л. Чебоксары, 1990.
4. Петровский К.С. «Гигиена питания» [текст]/ т.2 под ред. проф. К.С. Петровского, изд-во «Медицина», М.: 1971 .
5. Розенберг М.Б. «Безвредность пищевых продуктов» [текст]/ под ред. Говарда Р. Робертса, пер. с англ. М.Б. Розенберга, под ред. А.М. Копелева, М.: Агропромиздат, 1986.
6. Педенко А.И. «Гигиена и санитария общественного питания» [текст] А.И. Педенко, И.В. Лерина, Б.И. Белицкий, М.: Экономика, 2001.
7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь [текст]/ под ред. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., М., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1 «Анкета №1»

Приложение №2 «Анкета №1»

Приложение №3 «Анкета №2»

Приложение №4 «Анкета №2»