Растительный мир саванн


Урок: Человек и мир
Класс: 3
Тема: Растительный мир саванн
Цель: Планируется, что к концу урока учащиеся будут знать отличительные особенности саванны от других природных зон и несколько представителей растительного мира саванны
Задачи:
способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка
содействовать дальнейшему развитию умения устанавливать особенности приспособленных признаков растений к условиям окружающей среды
содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Тип урока : изучение нового материала
Оборудование: физическая карта, иллюстрации с изображением пейзажей саванны в зимний и летний период, рисунки растений баобаб, акация, эвкалипт, тексты «Что такое акация?» (по одному на парту)
Интернет-ресурсы:
http://www.spiderscribe.net/
http://www.imagechef.com/
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
- Ребята, урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний.
Тихонько садитесь.
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
-Один исследователь, вернувшись из очередного путешествия, написал: «Я побывал на втором по величине континенте мира. Это - страна контрастов. Меня поразило здесь разнообразие флоры и фауны, многие представители мира животных и растений встречаются исключительно на этом материке.»-Как вы думаете, где побывал путешественник?
+В Африке.
-Верно, и мы с вами тоже продолжаем путешествовать по этому интересному и загадочному материку. Перед вами карта. Покажите на карте материк Африка.
Проверка домашнего задания
Первая остановка в путешествии по Африке у вас была в зоне влажных экваториальных лесов. Покажите на карте на каких материках есть экваториальный лес?
Фронтальный опрос.
Какова климатическая особенность экваториальных лесов? Круглый год влажно и тепло
Где расположены экваториальные леса? Вблизи экватора
На каком материке расположено большинство экваториальных лесов? В Южной Америке
Какие растения являются жителями экваториальных лесов? Какао, бамбук,
Назовите животных экваториальных лесов. муравьед, ленивец, обезьяна, термит
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ.
Сегодня мы с вами продолжаем исследовать Африку. Попробуйте предположить, в какой зоне мы сегодня сделаем остановку.
(«Иногда эту зону называют дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди растений встречаются редкие деревья. Т.к. места богаты растительной пищей, там много крупных травоядных животных. Можно увидеть огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго…»)Итак, действительно, сегодня нам с вами предстоит изучить особенности новой природной зоны.
Какие задачи поставим?
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.
Запишите у себя в тетрадях название новой природной зоны.
САВАННА
Давайте узнаем на каких материках располагается данная природная зона.
Чтение 1-го абзаца.
Заполнение кластера на доске
САВАННА
ЮЖНАЯ АМЕРИКААФРИКААВСТРАЛИЯ
Чем саванны похожи на экваториальные леса? (круглый год тепло)
Чем отличаются? (лето и зима)
На доске дополняется кластер
ЗИМА ЛЕТО
ТЁПЛАЯ ЖАРКОЕ
СУХАЯ ВЛАЖНОЕКак погода отражается на растительности, найдите ответ в тексте и зачитайте.
Чтение 2-го – 4-го абзаца.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.
Саванна – это прежде всего царство травянистых растений и лишь кое-где в одиночку или небольшими группами поднимаются в ней кустарники и ещё реже деревья: акации, похожи на зонтики, баобабы, масленичная пальма, мимозы, эвкалипт (Австралия)
Физминутка «ЛИМПОПО»
Баобаб, пожалуй одно из самых необычных растений на Земле. Что вы знаете об этом необычном дереве?
А про акацию?
Предлагаю узнать.
Дети по карточкам изучают про данные растения.
Баобаб.
Баобаб живет 4-5 тыс. лет достигает в высоту до 20 метров. Зато толщина ствола просто удивительная достигает до 30 метров м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки. Баобаб сбрасывает свои листья не зимой, а летом. Лето в Африке, где растет баобаб, очень жаркое. А листья испаряют влагу. И баобаб, чтобы меньше терять влаги, в жару сбрасывает листья. А зимой, когда начинается период дождей, он снова покрывается листьями и, белыми цветками. Плоды баобаба, длинные, похожие на огурцы, с сочной сладковатой мякотью, излюбленное лакомство обезьян. Поэтому их часто называют «обезьяньим хлебом» Из волокон коры этого удивительного дерева можно свить веревки и даже изготовить грубую ткань. Дупла баобаба используют для хранения зерна, а в засушливых районах для хранения воды. В дуплах некоторых деревьев люди устраивают себе жилища. Состарившийся и погибающий баобаб не падает, как другие деревья, а как бы рассыпается, постепенно оседая, оставляя после себя груду волокон на поверхности земли. Древесина баобаба не горит в огне.
Акация
Это крупное дерево высотой до 9 м и в диаметре до 120 см., живет до 350 лет. Имеет раскидистую крону, густую листву нежно-зелёного цвета, ровный ствол. На молодых ветвях имеются колючки. Растёт медленно. Растение светолюбивое. Молодые цветки акации можно использовать в пищу. Люди акацию используют при лечении многих заболеваний. Содержащиеся в коре клеящие вещества широко используются в промышленности, а древесина идёт на изготовление качественной дорогой мебели.

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
Красив и разнообразен растительный мир саванн и теперь я предлагаю вам составить карту ума по теме нашего урока.
http://www.spiderscribe.net/
Ребята выполняют задание за компьютерами в группах
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Сегодня мы побывали в саванне, месте, где царит постоянное лето, где очень жарко до +50 градусов. В таких условиях травы и растения засыхают. Но как только пойдёт дождь мир вокруг оживает. Место, где трава вытягивается выше человеческого роста. Баобабы, в стволах которых можно построить гараж для машин.
РЕФЛЕКСИЯ
http://www.imagechef.com/Заполните облако слов, дополнив словами предложения.
Сегодня урок был (каким?)….
Я работал (как?)…
Мои товарищи работали (как?)…
Моё настроение (какое?)….
Спасибо за урок.
Подготовила: учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа №22»
Витебская обл.,Оршанский р-н
Галова Ирина Владимировна