Компетентностно-ориентированные задания по химии на тему Физические и химические явления


Коваленко Елена Ивановна, учитель химии МОУ «Вейделевская СОШ»
По предмету Химия
По теме Физические и химические явления
Класс: 8
Пояснительная записка
КОЗ включается на уроке изучения новых знаний, на этапе закрепления и углубления знаний по теме.
КОЗ ориентировано на оценивание учебно-познавательной (аспект:применение знаний в нестандартной ситуации) и коммуникативной (аспект: письменная коммуникация) компетенций.
В процессе решения учебной задачи ученики моделируют и проводят эксперимент, применяя первичные знания в новой ситуации. Учатся излагать письменный вопрос с соблюдением норм оформления отчета. Ученики заполняют бланк выполнения задания, который сравнивается с модельным ответом.
Результат работы оценивается на основании критериев оценки выполненного задания.
Цель научиться моделировать физические и химические явления в жизни
Планируемый результат выбрать и использовать нужную информацию для решения новой учебной задачи, применить на практике ранее полученные знания и способы действия; наблюдать, описывать наблюдения, делать выводы при работе с предложенными веществами; получать и анализировать информацию из различных источников осуществить самоконтроль и оценку своей деятельности.
Компетенция: учебно-познавательная, информационная, практическая, коммуникативная
Тип КОЗ: ситуационно - практический
Содержание КОЗ
Стимул В школе проходит декада естественных наук. Ваш класс принимает участие во внеклассном мероприятии по химии. Необходимо подобрать и показать различные химические реакции.
Формулировка Из предложенного материала самостоятельно смоделируйте физические и химические явления (стакан, лёд, тёплая вода, спиртовка, спички, уксус, сода, бенгальская свеча, медная проволока, картофель, раствор йода, кусочек белого хлеба)Источник информации Физическими называются такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только их агрегатное состояние или форма.
Химическими называют такие явления, в результате которых из данных веществ образуются другие
Признаки химических реакций: изменение цвета, появление запаха, выделение тепла и света, выделение газа, образование осадка
Бланк выполнения задания По результатам наблюдений заполните таблицу:
№ экспери-
ментаОписание опыта Наблюдаемое явление Тип явления
1 2 3 4 5 6 Технология оценки результативности № экспери-
ментаОписание опыта Наблюдаемое явление Тип явления
1 В стакан налили теплую воду и положили кусочек льда Лёд растаял физическое
2 К соде добавили уксус Выделялся газ химическое
3 Подожгли бенгальскую свечу Появление света, запаха химическое
4 Подожгли спиртовку и в пламя внесли медную проволочку Проволочка почернела химическое
5 На картофель капнули йод Синяя окраска химическое
6 На белый хлеб капнули йод Синяя окраска химическое
7 Сделали из медной проволочки фигурку Изменилась форма физическое
За каждое смоделированное явление 1 балл, по одному баллу за определенный признак и тип явления – 3 балла за каждую верно заполненную строку
Основные этапы выполнения задания Деятельность школьников на данном этапе Деятельность преподавателя на данном этапе Используемые технологии обучения и преподавания Комментарии и методические указания
1. Группа получает задание, делят между собой обязанности Получение задания, прочтение информации Пояснение к полученному заданию Информационные
(прочтение информации, извлечение первичной информации)
Технология исследова-тельского обучения
2.Обсуждение задания и хода его выполнения Моделирование процессов с соблюдением ТБ
Инструктаж по ТБ Коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия)
Практические (моделирование и проведение эксперимента) 3.Заполнение таблицы Обсуждение результатов и заполнение таблицы Проверка учащихся Коммуникативные
(обсуждение полученных результатов))