Статья Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников


Нор Елена Николаевна
Воспитатель ВКК
МКДОУ №6 «Сказка»
Новосибирская область, г. Барабинск
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания дошкольников
Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного воспитания в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без  сформированности системы сенсорно - перцептивных действий и системы сенсорных  эталонов у детей не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни.
Занимаясь сенсорным воспитанием детей дошкольного возраста, отдаю предпочтение дидактическим играм, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игровой деятельности дети осваивают, отраженные в ней различные стороны жизни. Дидактическая игра целеориентирует образовательное взаимодействие на получение новых знаний, овладение ребенком средствами и способами умственной деятельности. Специфика возрастных особенностей детей определяет ценность игры в обогащении чувственного опыта ребенка, в развитии его умственных способностей.
В деятельности по сенсорному воспитанию применяю дидактические игры на развитие зрения, осязания, слуха, чувства тяжести, чувства тепла, обоняния, вкуса. Ребенок, благодаря активной работе с конкретными, воздействующими на различные органы чувств, материалами, через организацию своих действий познает окружающий мир, у него формируются различные понятия. Соприкосновение ребенка с предметами ведет к познанию. Поэтому значимым в работе с детьми считаю не только момент наглядности, но и конкретное действие, активную деятельность. Только в том случае, когда знания преподносятся не в готовом виде, а добываются в процессе активной самостоятельной деятельности, возникающей на основе спонтанного интереса, достигается наибольший эффект. Через самостоятельное обращение с материалом ребёнок приобретает различные навыки, учится ставить цель и находить соответствующие пути её достижения. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. Ребенок сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения, тем самым развивается смекалка, находчивость, сообразительность.
Таким образом, разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Работая углубленно в данном направлении, всегда помню, что роль воспитателя велика, постоянно усложняю как игровое содержание, так и игровое действие, меняю предметы, с которыми дети идут производить действия, а также условия их использования. Отбирая игры, исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей.
Поэтому дидактические игры по сенсорному воспитанию, способствующие эффективной организации образовательного процесса дошкольников, включаю во все виды детской деятельности, так как  сенсорное воспитание - это основная база, на которой строится всестороннее развитие личности.