Компетентностно — ориентированные задания на уроках русского языка и литературы как условие успешной самореализации творческого потенциала школьников


МБОУ «Сычевская СОШ имени К.Ф. Лебединской»
Смоленский район Алтайский край

















Компетентностно - ориентированные задания на уроках русского языка и литературы как условие успешной самореализации творческого потенциала школьников
(из опыта работы)




















Компетентностно - ориентированные задания на уроках русского языка и литературы как условие успешной самореализации творческого потенциала школьников

Маслова Наталья Ивановна, учитель МБОУ «Сычевская СОШ имени К.Ф. Лебединской», над проблемой работаю три года, идет четвертый.
Два года назад выпустила 11 класс и взяла 5-й класс. В классе, где работаю, 12 мальчиков и 5 девочек. Есть ученик, обучающийся по программе выравнивания (7 вид). Есть учащиеся, имеющие низкий учебный потенциал (5 мальчиков). Слабая память, уровень развития познавательных способностей учащихся низкий, низкая мотивация. Качество знаний класса по русскому языку и чтению при переходе из начальной школы в 5 класс - 44%.
Тема, над которой я работаю, отвечает требованиям ФГОС второго поколения. На вебинаре в марта 2014 года «Организация учебной деятельности на уроках литературы средствами УМК «Литература» Ерохина Елены Ленвладовна, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, сделала ссылку на педагогическую дидактику 1837 года: «Учитель должен возбуждать в учащихся врожденныя его силы», а говоря современным языком – способности ученика открывать и развивать.
Используя компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы, я решаю проблему развития личности, помогаю учащимся раскрыть свои способности, помогаю им осваивать новые виды деятельности, которые они могут использовать на других уроках. Учащиеся, выполняя компетентностно-ориентированные задания, приобретают опыт самостоятельного решения разнообразных проблем. Чтобы выполнить компетентностно-ориентированное задание, ученик не только включает определенную сумму знаний, но и знание о способах деятельности. Я говорю своим воспитанникам: «Ваша задача – научиться помогать себе, спасать себя в любой неожиданной для вас учебной ситуации».
С помощью использования компетентностно-ориентированных заданий я смогла в определенной степени решить проблему воспитания интереса к своим предметам, смогла активизировать зону ближайшего развития большинства учащихся класса. Используя компетентностно-ориентированные задания, я смогла повысить результаты образовательного процесса по своим предметам.
Содержание деятельности в рамках опыта:
Первое, что я должна сказать, что мои наработки строятся на использовании системно-деятельностного подхода, хотя мы пока не работаем по ФГОС, должны быть готовы через год принять пятиклассников и соответствовать требованиям учителя 21 века.
Второе, на пути к сегодняшним итогам у меня было много проблем больше психологических. Пришлось много читать, штудировать, адаптировать, интерпретировать. А это, вы знаете по собственному опыту, очень трудоемкий процесс.
Когда я, работая по теме самообразования «Формирование познавательных компетенций учащихся как средство повышения образовательных результатов по русскому языку и литературе», наконец-то нашла эффективный путь: использовать компетентностно-ориентированные задания для формирования этих познавательных компетенций, я все вечера сидела и составляла эти задания.
Мои первые тексты заданий были громоздкие, объемные, я боялась что-нибудь упустить из рекомендаций методистов. То, что предлагалось детям мной, за урок выполнить было невозможно, даже для тех, кто имеет сколоности к языку и литературе, т.е. занимается на 4 и 5.
Например: Задания с использованием приема моделирование 5 класс УМК М.М. Разумовской
Упражнение 260. Тема «Лексика. Словообразование. Правописание.»
Задание предлагает учащимся выписать из текста стихотворения С.А. Есенина примеры употребления слов в переносном значении. Найти примеры олицетворений, метафор, эпитетов.

Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова
Раздел программы предусматривает здесь и работу с «Правописанием гласных в корне слова». На момент выполнения упражнения учащиеся имеют понятие о корнях с чередующимися гласными, о правописании Е-Ё в корне после шипящих.
Стимул: - Нина, нет ничего проще, чем проверить гласную в корне. Подбирай проверочное слово с ударной гласной - и всё.
-  Нет,  Оля,  не  всё  так  просто.  Если  будешь  пользоваться этим способом проверки, допустишь много ошибок.
Задачная формулировка: Кто прав? Сформулируйте причины различия безударных гласных в корне. Оформите результаты в виде таблицы, озаглавив столбики, распределяя примеры.
Источник информации: текст стихотворения, форзац, таблица «Чередующиеся гласные», параграф 38,39.
Инструмент проверки:
1. проведена правильная классификация слов по орфограммам.
2. правильно построена таблица.
3. столбики озаглавлены.
4. эффективно использованы источники информации.
5. обозначены графически условия написания.
Бланк заполнения:
Проверяемая гласная в корне слова
Непроверяемая гласная в корне слова
Корни с чередующимися гласными
Е-ё в корне слова после шипящих

Отговорила
Золотая
Журавли
(В) саду
Жалеют
Пропадёт
Трава
Дерево
Роняет
Роняю
Слова
Печально
Сиреневую
Костёр
Рябины
Рябиновые
Горит
Обгорят
Желтизна (жёлтый)


Алгоритм шагов:
1. внимательно прочитай задачную формулировку.
2. изучи бланк решения.
В процессе работы ученик должен продемонстрировать следующие умения:
1. классифицировать корни с безударной гласной;
2. соотнести слова с названием столбика в таблице;
3. аргументировать выбор.
4. умение правильно, без ошибок списывать.
5.предложить к выписанным в столбики словам задания, связанные со словообразованием (найти формы одного и того же слова, найти однокоренные слова и др.)
Критерии оценивания:
За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ – 0,5 балла.
За каждый неверный ответ 0 баллов.
Максимальное количество баллов за данное задание 25 баллов.
Это было слишком дорогое удовльствие не только во временном плане, но и в материальном: бумага!!!
Но когда я поняла, что эти задания – залог успеха, я продолжала совершенствоваться и совершенствовать задания.
К концу 5 класса, когда я сама уже более - менее классифицировала компетнтностно-ориентированные задания, я предлагала детям краткие и лаконичные формулировки. Здесь главное - мотивация, цель (зачем я это делаю, чему научусь) и критерии. В критериях тоже может скрываться подсказка.
Например, Проблемно-лингвистическая задача формулируется на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения, на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми и т п. Приведём пример:
        1) Определите, к какой части речи относится слово светло. В чём причина возникших у вас затруднений? Решите эту задачу, доказывая правильность своих выводов примерами.
Критерии:
1. Ты составил минимум два предложения со словом светло, выполнил синтаксический разбор. (Она смотрела на мир светло и радостно. Летом утреннее небо светло).
2. В каждом из них слово светло – другая часть речи.
3. В одном предложении слово светло поясняет имя существительное, в другом – глагол.
Как вы понимамете, эти критерии являются одновременно алгоритмом выполнения задания. Алгоритм действий - важная составляющая КОЗ, но в некоторых случаях, когда дети уже «наторели» в планировании действий, необязательная. Хотя все та же Елена Ленвладовна в своей презентации на вебинаре говорит: «Умение пользоваться алгоритмом, овладение всевозможными алгоритмами: схемы, памятки, план – это путь постижения смыслов»). Сейчас нам достаточно открыть параграф, осмыслить тему, отталкиваясь от известных в теме понятий, понять, что в этой теме обнаружено незнание, его нужно ликвидировать. Для этого мы просматриваем теорию. Определяем, о чем она, просматриваем все упражнения, выбираем те, которые коротким путем помогут нам решить учебную задачу, а потом уже решать другие развивающие и т.д. Можно пойти другим путем: Тема «Употребление числительных». Смотрим все страницы темы в учебнике и составляем план: 1. Употребление числительных по прямому назначению; 2. Числительные в составе фразеологизмов; 3. Числительные в составе пословиц, поговорок, загадок; 4. Числительные в составе сложных имен существительных и прилагательных, их правописание. А потом отбираем интересные, яркие, запоминающиеся языковедческие факты. Тут уже, что они захотят и посчитают нужным (любой фразеологизм, объясняют лексическое значение, образуют сложные слова, в пословицах, поговорках указывают синтаксическую роль и т.д.) А когда дети сами что-то решают, выбирают – берут на себя ответственность, держат в голове начало урока, нужно сравнить себя в начале урока и в его конце.
Лингвистическое речевое моделирование предполагает создание языковых единиц и конструкций определённого типа, а также схем, таблиц с опорой на ранее освоенные способы деятельности. Пример задания для моделирования при изучении темы «Словообразование имен существительных» в 6 классе:
     1) Образуйте от названий поселений нашего района слова, обозначающие их жителей. (солоновец, сычевец, смоленец, новотырышанин, верхобчанка и т.д.)
Обращение к  лингвистическому и речевому моделированию наиболее эффективно при формировании способов деятельности с языковым материалом.
Вот еще пример такого задания.
Русский язык. УМК М.М. Разумовской. 6 класс. Изложение эпизода из повести Ричи Достян «Два человека», который мы озаглавили «Валька скучает по Москве».
Оформление творческого задания в тетарди для творческих работ выглядит так:
«Изложение
Валька скучает по Москве
Задача творческого проекта: для раскрытия идеи эпизода и для усиления выразительности текста необходимо воспользоваться параллельным способом связи предложений с повтором».
Такое оформление помогает ребенку не упустить коммуникативный замысел и успешно решить языковую задачу. Кроме того, легче проводить самоанализ после проверки работы учителем.»
        Творческая работа создаёт условия для индивидуального проявления компетентностей. Главный компонент в ней – нестандартная ситуация, в которой порождается собственное высказывание, совершенно самостоятельное или опирающееся на предложенный авторский текст. В творческой работе наряду с коммуникативной проявляется языковая компетентность, поскольку учащийся демонстрирует реальный уровень правописной грамотности и культуры речи.
Например, так может выглядеть начало работы по созданию сочинения – описания с элементами рассуждения по репродукциям картин в 6 классе по УМК М.М. Разумовской:
«Какого цвета снег?
Сочинение – описание.
Цель: ответить на вопросы: какого цвета снег? От чего зависит цвет снега?
Гипотеза: И.Е. Репин был прав, говоря, что «снег может быть какой угодно, только не белый».
Способ решения проблемы: рассматриваем и описываем репродукции картин А.А. Пластова «Первый снег», Г.Г, Ниссокого «Февраль. Помосковье», К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», рассуждаем, от чего цвет снега зависит.
Тип речи: описание с элементами расуждения.
Стиль речи: художественный».
Такая работа необходима как залог успеха выполнения творческого задания, и при проведении коррекции самими учениками.
Самоанализ это своего рода исследование учеником себя и того, что он создал, выполняя задание.
При любой деятельности учащихся самоценивание, самоанализ – неотъемлемая часть формирования компетенций, мотивация для саморазвития, самокоррекции.
Здесь помогает системный мониторинг, который строится на поэлементном анализе результатов самостоятельной деятельности учащихся.
Мониторинговые таблицы, где отражены все допущенные учениками ошибки просматриваются прозрачно и доступно для ребенка.
Сравнивая результат предыдущей работы и последней, ученики пишут самоанализ, который выглядит следующим образом:
Денис Н.: «Диктант по теме «Орфография» от 16 января 2014 года я прогнозировал написать на 4/5 (как предпоследний от 24.12.13 года по теме «Орфография»). На правила, которые я должен был применить, мною допущено 2 ошибки: написание сложных прилагательных:
- пресноводных (рыб) – пишу слитно, т.к. оно образовано от словосочетания «пресная вода».
- большекрылые (бабочки) - пишу слитно, т.к. оно образовано от словосочетания «большие крылья».
Я по-прежнему допускаю ошибки на правописание безударной гласной в корне слова: слежу – слежка.
По сравнению с диктантом за 24.12.13, я написал хуже: 3/5. Правила, которые я должен был применить, я знаю. Причина в моей невнимательности. Прогнозы мои не оправдались.
Мне нужно воспитывать внимание. Еще нужно вернуться в тему «Написание сложных прилагательных» и повторить правила этого параграфа».
На уроках литературы компетентностно-ориентированные задания начинаю использовать уже на этапе предъявления темы.
Например: урок в 6 классе по теме Н.С. Лесков «Левша» (3 урок в теме) «Левша в Англии» (Для записи в журнале приготовлена тема: Изображение русского национального характера в сказе Лескова).
Как правило, с т.з. грамматической тема в виде понятия у шестиклассников осмысливается с трудом, чтобы не «расползаться мыслями по древу», её необходимо представить в виде вопроса (проблемы). Учащиеся дома перечитывали главу, знают тему: левшу хвалят, уговаривают остаться в Англии, на что тот отвечает отказом. Возникают версии темы: Почему левша не поддался на уговоры англичан? Что помешало левше остаться в благополучной Англии?
Принмаю 2-3 версии (на большее нет времени). Но мы через полилог приходим к выводу, что, так или иначе, здесь проявляется характер левши. Стало быть, тема урока принимает вид темы – вопроса (проблемы): «Какие черты характера левши проявляются в ситуации общения с англичанами? Как автор относится к таким чертам, к своему герою?»
Из темы выводится задача: найти, отобрать, систематизировать материал сказа, чтобы ответить на сформулированные вопросы.
Использую компетентностно - ориентированные задания при выполнении творческих заданий. В контексте разговоров о возвращении письменного экзамена по литературе, такая работа становится вдвойне актуальной.
Мотивирую тем, что близко и понятно ребятам, что может иметь реальное продолжение за рамками урока. Например, выполняем задание, чтобы потом объяснить однокласснику, пропустившему тему. Для того, чтобы дать возможность маме (папе) вспомнить школьные годы и произведение, которое она (он) изучали в школе или просто читали для души, разместить на сайте школы как самую удачную или даже лучшую творческую работу и т.д..Это - письменные ответы на вопросы, это сжатое изложение главы, эпизода, это анализ «от текста» (снизу) лирических произведений по предложенному алгоритму (плану) и т.д.
Вот как выглядят, например, задания на уроках литературы:
УМК В.Я. Коровиной.
I/ Какие слова пропущены в приведенных ниже примерах из стихотворений А.С. Пушкина?
1. Молю святое_________________ («И.И. Пущину»);
2. Да озарит он_________________ («И.И. Пущину»);
3. Открой сомкнуты______________ взоры («Зимнее утро»)

- Учащимся необходимо объяснить лексическое значение вставленных слов путем подбора синонимов.
II/ Подготовь на выбор (выбор обоснуй) монологический ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов:
1. Чему посвящено стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину»?
2. Почему стихотворение А.С. Пушкина «Узник» стало популярной народной песней?
3. Каким настроением проникнуто стихотворение А.С. Пушника «Зимнее утро»?
Такие «разноуровневые» компетентностно - ориентированные задания хорощо служат средством объективной саморефлексии учащихся («почему я не выбрал»). А учителю помогают легко установить «западающие» компетенции воспитанников: если ученик предпочитает первое задание, значит, ему проще рассказать о страницах биографии великого поэта, рассказть о встрече двух лицейских друзей, об их дружбе. Значит, у него возникают трудности с анализом текстов лирических произведений, отслеживать лексические и фонетические пласты ткани стихотворений.
Вывод для учителя: необходимо создавать условия для того, чтобы у учащихся были сформированы умения работы с самим текстом, с тропами и стилистическими фигурами, чтобы у учащихся возникла мотививация на самообразование, чтобы формировался индивидуальный стиль учебной деятельности у каждого ученика.
В случае необходимости провожу консультации (индивидуально) для составления плана действий. Пунктов-шагов должно быть немного, иначе это может отпугнуть ребёнка.
Например:
Что мне нужно предпринять, чтобы успешно ответить на последний вопрос задания или ответить перед классом в присутствии мамы?
1. Перечитать стихотворение и отследить знаки препинания, передающие настроение лирического героя.
2. Повторить, что такое антитеза, увидеть ее в тексте и понять ее роль для передачи восторга от зимнего утра.
3. Найти слова-настроения, определить, какие это изобразительно-выразительные средства.
4. Сделать вывод о результатах своего миниисследования.
В заключении хочется сказать, что КОЗ – это прекрасная возможность создать современный урок, обеспечить учащимся самореализацию своих возможнсотей. КОЗ – это задания с излишней информацией (убери лишнее), это задания с недостатком информации (впиши в предложение слово из прочитанной статьи, параграфа и т.д.), это тесты открытого типа.
Целеполагание, актуализация знаний, мотивация, планирование достижения цели – это КОЗ.
Уже сама модель отношений, предложенная учителем ученику, обеспечивает сосредоточенность сознания ученика на важных объектах литературного образования, воспитывает ответственность к происходящему: с ним разговаривают о трудном для него материале, помогают ему составить план действий, на него надеются, он не может подвести.
Как можно измерить результативность данного опыта работы сельского учителя?
Во-первых, это результаты ЕГЭ. В 2011-2012 учебном году средний балл по русскому языку 61,74, что выше районного (61,05) и краевого(61,15), все успешно сдали, максимальный балл -89. 70% учащихся набрали за задание С от 23 до 20 баллов.
Во-вторых, в 2012-2013 учебном году взяла 5 класс, качество знаний по русскому языку составило 44%. На конец учебного года 5 класса качество знаний составило 47%. На конец первого полугодия 6 класса (2013-2014 год) – 57%.
В-третьих, учащиеся успешно демонстрируют свои достижения на конкурсах разного уровня: от районного до краевого и всероссийского.
По итогам краевого заочного конкурса «Алтай литературный», посвященного году охраны окружающей среды приказом Главного Управления образования и молодежной политики Алтайского края (№272 от 15.01.2014 г) мой ученик награжден Дипломом I степени в младшей возрастной категории 4-7 класс.
65% учащихся на сегодняшний день могут в соответствии со своими возрастными особеностями логично, аргументированно выражать свои мысли, говорить образно, точно. Могут писать сочинение – рассуждение, выполнять тесты открытого типа, если, конечно, по литературе, например, прочитали тпроизведение и хорошо разбираются в литературоведческих терминах. Но это, как говорят, совсем другая история.
В 2016-2017 учебном году в 5 классе создано 5 проектов по русскому языку, в 6 классе 4 проета по русскому языку и 6 проектов по литературе. Работы представлены обучающимися на уровне родителей, учителей начальных классов.