Статья на тему Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта в рамках дистанционного образования


Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта в рамках дистанционного образования
В настоящее время стремительными темпами развиваются новые компьютерные технологии в Интернет, а вместе с ним развиваются и новые способы обучения,  одной из таких технологий является дистанционное обучение. Дистанционное обучение – это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет Интернет. Именно с развитием всемирной паутины связывают широкое распространение дистанционного образования в качестве серьёзной альтернативы традиционным формам обучения. Чем бы не занимался в своей жизни ребёнок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе, каждый ребёнок заслуживает достойного существования и способен к полноценной самореализации.
Окружающий мир ребёнка должен признать возможности его творческой реабилитации. В культуре, ориентированной на индивидуальные ценности, главной целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является раскрытие скрытого потенциала личности.
На различных уроках и творческих занятиях используются такие методы и приёмы, которые помогут учащимся не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
Предмет «Технология» и занятия декоративно-прикладным творчеством обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Развитие детского творчества во многом зависит от умения работать с различными материалами и соответствующими инструментами. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук ребёнка благотворительно влияет на работу головного мозга, стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности, способствует развитию памяти и внимания.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность. Педагог должен пробудить в ребёнке веру в его твоческие способности, индивидуальность неповторимость, веру в то, что добро и красота, приносит людям радость.
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встаёт первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребёнка с ограниченными умственными возможностями.
Для того чтобы обучить ребёнка тому или иному приёму работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию творческих способностей.
На занятиях творческим трудом используются доступные детям виды практической деятельности. Учащиеся могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, композиций из природного материала, поделок из бумаги, гипса, пластилина, бисера. Все виды творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.
Особое место в развитии творческих способностей при дистанционном обучении принадлежит наглядному методу с использованием ИКТ, которому присущи элементы творчества, новизны, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции моделей, её моделирования.
На уроках технологии стараюсь реализовать принцип преемственности содержания трудового обучения в начальном и основном звене, делаю упор на развитие творческих способностей. Дети с удовольствием изготавливают изделия из различных материалов: лепка из теста, пластилиновая мозаика, аппликация из тканей и т.д. они заинтересованы в результатах своих работ, прилагают максимум усилий6 с охотой демонстрируют родным и близким, с удовольствием принимают участия на различных конкурсах.
Список литературы
Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера: Книга для учителя. – М.:Школьная пресса.2004. – 80 с.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты. – М.:Владос, 2001. – 136 с.
Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. – Новосибирск: НГУ, 1996. – 156 с.
Грузенберг С.О. Психология творчества. – Минск, 1923.