Педагогическая технология «Развитие музыкальных способностей младших школьников через игровую деятельность на уроках музыки»

Пояснительная записка.
Как щедро льются эти звуки
Из необъятной вышины,
Я к ним протягиваю руки –
Ладони музыкой полны.
Замрёт на миг и снова льётся
Живая звонкая струя,
И солнце ласково смеётся,
И дышит ласково земля.
Завидуя самозабвенью
Неутомимого певца,
Я у него учусь уменью
И петь, и радовать сердца
К. Оленин
Рассвет. Лёгкое дуновение ветерка Шелест листвы Слышишь?! Дзинь! С изумрудного листа тихо упала маленькая, сверкающая в лучах просыпающегося солнца росинка.
Наступает утро – мир наполняется прекрасными звуками. Они повсюду, они вокруг нас. Эти звуки превращают нашу жизнь из скучной и бесцветной в яркую, незабываемую, раскрашивая во все цвета радуги.
Колыбельная песня, ласковый материнский голос – так начинается новая жизнь: рождается ребёнок.
Дитя растёт, развивается. Его жизнь насыщается звуками. Так начинаются первые встречи с прекрасным миром музыки.
И вот ребёнок вырастает и поступает в школу, где начинается совершенно новая жизнь. С первых дней его учат быть внимательным, серьёзным, собранным, ответственным.
Очень важно в этот момент создать для ребёнка комфортную, привычную обстановку на уроках музыки, так как роль музыки в воспитании и формировании личности очень велика.
Можно вспомнить Древнюю Грецию, где музыка стояла в одном ряду с риторикой и логикой, а триединая хорея – музыка, танец и слово – служили средством для очищения и возвышения души.
Актуальность. У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное, его нельзя потрогать или рассмотреть. Поэтому встречи с музыкой должны быть очень яркими и интересными. Очень важно, чтобы дети шли с нетерпением на урок музыки, чтобы каждое занятие становилось для них праздником и дарило новые открытия. Но в то же самое время уроки музыки должны решать ещё одну очень важную задачу: развитие музыкальных способностей детей.
Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для нас очень важны, в первую очередь, общие музыкальные способности: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическое чувство, музыкальная память и чувство целого.
Но не каждый ребёнок на начальном этапе обучения обладает ярко выраженными музыкальными способностями. Очень многие дети из-за закомплексованности не могут раскрыть свои возможности, даже имея хорошие природные данные. Такие музыкальные способности будут успешно развиваться в дальнейшем лишь в том случае, если ребёнок не закроется и не будет чувствовать неловкость из-за того, что что-то не получается, не будет стесняться исполнить песню в присутствии класса, говоря: «У меня нет голоса. Я не умею петь».
Особенно явно эта проблема возникает при переходе детей из младшего в среднее звено, отягощенное началом переходного возраста, когда каждое высказывание одноклассников воспринимается очень тяжело. Чтобы данная проблема не возникла, её надо предупредить на начальном этапе музыкального воспитания.
Один из педагогических исследователей сравнил художественное воспитание в школе с нераспустившимся цветком. Ребёнок, впервые пришедший в учебное заведение, овладевает всеми науками постепенно, день ото дня. Его знания созревают по крупицам, приумножаясь по мере развития личности и овладения знаниями и умениями того или иного вида искусства.
Ведь никому не приходит в голову досрочно раскрыть пальцами бутон цветка – это только повредит растению. Так и при постижении школьниками непростого мира музыкального искусства начальный этап должен быть направлен на возникновение радости от узнавания отдельных сторон мира.
Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником творческого развития учащихся начальной школы. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремлённость, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.
К сожалению, урок музыки в школе проводится всего лишь один раз в неделю, чего явно недостаточно для полноценного развития музыкальных способностей школьников. Для решения поставленной задачи урок должен включать в себя множество различных видов деятельности, что может привести к перенасыщению детей информацией. В нашем посёлке также нет музыкальных школ, которые бы восполняли эти проблемы. Поэтому в своей работе я стремлюсь к тому, чтобы ребята, приходя на урок, выкладывались полностью не потому, что этого требует учитель, а потому, что им это нравится. В этих условиях результаты будут высокими.
Наиболее полно свои возможности ребёнок раскрывает в игре. Игра позволяет сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, развивает музыкальные способности учащихся. «Играющий и есть мыслящий».
Несмотря на огромное количество методических трудов и разработок, современные исследователи уделяют мало внимания примерам практического внедрения игровых методов в урок музыки в общеобразовательных школах.
Новизна. В моей работе с детьми игровая деятельность занимает ведущее место. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. «Ребёнок, лишённый элементарных знаний, которые даёт ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадёжно оторван от своего естественного и социального окружения».
Игровые «музыкальные моменты» становятся привычным компонентом не только внеурочных занятий, но и школьного урока.
Производя отбор музыкального материала и видов деятельности, я исхожу из психофизических особенностей учеников младшего школьного возраста, их неустойчивого внимания, неумения подолгу сосредотачиваться на одном виде работы. Поэтому каждое занятие разнообразно по формам и видам музыкальной деятельности. Для предупреждения утомляемости я использую частое переключение внимание с одного вида на другой. Это также позволяет поддерживать заинтересованность учащихся и активность на уроках.
Поскольку для ребят начальных классов достаточно трудно сохранять неподвижность во время занятий, на уроках обязательно присутствуют упражнения и действия с движениями: мини-песни, инсценировки, попевки, - в которых ритм подчёркивается хлопками, притопами, приседаниями, простейшими хореографическими элементами. Интересными для ребят всегда являются приёмы: «Ты – дирижёр», «Ты – композитор», игровые приёмы: копилка музыкальных терминов, музыкальный сюрприз, покажи высоту звука, угадай музыкальный инструмент, рисуем музыку, игровой фольклор, игра-драматургия. Также использую на уроках авторские игры: «Обезьянка», «Кривое зеркало», «Ромашка», «Фанты» и т.д.
Всё вышесказанное предполагает решение следующих целей и задач.
Цель: посредством игровых технологий развивать творческие навыки (музыкальные способности) младших школьников на уроках музыки.
Задачи:
Развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и ладо-высотного слуха, чувства ритма.
Освоение навыков правильного певческого звукообразования и дыхания.
Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Описание сути предлагаемой технологии.
Гипотеза. Развитие музыкальных способностей младших школьников через игровую деятельность.
На основе выделенной гипотезы разработанная технология предусматривала решение следующих задач:
1. Выявить компоненты, способности к различным видам деятельности, уровни развития музыкальных способностей детей
2. Создать условия для реализации данной технологии в рамках школы.
3. Включить учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая не только будет способствовать развитию музыкальных способностей, но и обогатит их положительный опыт.
Музыкальность – сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, которые у каждого ребёнка проявляются по-разному, или слабее, или ярче. Очень важно изначально знать потенциальные возможности каждого ребёнка.
Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные способности.
Первая – ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций.
Вторая – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического. Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, то есть внутреннего слуха.
Третья способность – ритмическое чувство. Это способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности её ритма, его точного воспроизведения также лежит в основе эмоциональной отзывчивости.
Таблица № 1.
Ведущие компоненты музыкальности


Эмоциональный отклик на музыку



Музыкальный слух


Музыкальная память














Музыкальные сенсорные способности


Высота

Тембр

Динамика

Длительность


Основные музыкальные способности


Ладо-высотный слух

Чувство ритма





Однако способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются этой деятельностью. Они всегда являются результатом развития.

Таблица № 2.
Способность к различным видам деятельности


Способность восприятия

Исполнительские способности

Творческие способности



Способность целостного восприятия


Чистота певческих интонаций, качество звукообразования,
Владение широким диапазоном,
чувство лада,
способность запоминать и воспроизводить муз. материал

Изящность движений и слитность их с музыкой,
чёткость передачи ритмического рисунка

Способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации


Способность дифференцированного восприятия

Способность творческого воображения при восприятии музыки



Для проведения диагностики развития музыкальных способностей учащихся помимо ведущих компонентов музыкальности и способностей к различным видам деятельности, были также выявлены уровни развития данных способностей. Они приведены в таблице № 3.
Таблица № 3.
Компонент
Уровни

1.Музыкальный слух


Высокий
Средний
Низкий


-чистое интонирование мел. линии;
-слуховое внимание;
-широкий диапазон голоса не менее 6-8 звуков.
- правильное интонирование отдельных отрывков;
-улучшение после повторного показа;
-небольшой диапазон голоса (4-5 звуков);
-слуховое внимание отрывочное.

-не чистое интонирование;
-отсутствие диапазона голоса;
-нет слухового внимания.

2.Чувство ритма
-чёткая точная передача ритмического рисунка;
-хорошо развитый внутренний ритмический слух;
-различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршей и танцевальных пьес;
-элементарные навыки ритмической импровизации (ритмизация стиха и т.д.).
-передача отдельных элементов ритмического рисунка,
-улучшение результата после повторного показа;
-различение долей в музыке слабо развито;
-ритмическая импровизация выполняется с неточностями.
-нет точности передачи ритмического рисунка;
-даже после повторного показа нет улучшений результатов;
-навыки ритмической импровизации отсутствуют;
-умение различать сильные и слабые доли отсутствует.

3.Музыкальная память
-быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение муз. материала;
-наличие муз. «багажа» памяти.



-неточное запоминание и воспроизведение муз. материала;
-небольшой запас муз. «багажа» памяти.
несформированность навыков запоминания, воспроизведения, узнавания муз. материала;
-отсутствие муз. «багажа» памяти.


4.Восприятие музыки
-хорошо развитое образное мышление;
-умение передать настроение музыки (посредством цветовой гаммы).


-недостаточно развито образное мышление;
-неточная передача настроения музыки.
-отсутствие образного мышления;
-неумение передать настроение музыки.

5.Творческие навыки
-умение досочинить мелодию, ритмический рисунок;
-элементарные навыки инсценирования.



-неуверенность в сочинении мелодии, ритмического рисунка;
-слабо развитые навыки инсценирования.
-отсутствие навыка сочинения мелодии, ритмического рисунка;
-отсутствие навыков инсценирования.

6.Музыкальное движение
-большой запас танцевальных движений;
-умение передать ими характер образа.
-ограниченный запас танцевальных движений;
-неумение передать характер образа.
-отсутствие запаса танцевальных движений.


Диагностика развития музыкальных способностей учащихся на начальном этапе работы позволила не только выявить одарённость детей, но и обеспечить благоприятные условия для дальнейшего их развития.
Данная технология «Развитие музыкальных способностей младших школьников через игровую деятельность на уроках музыки» была получена путём усовершенствования уже существующей системы, через внедрение новых игровых моментов в программу по предмету «Музыка» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, опирающихся на идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского
Выбор форм и методов обучения детей осуществлялся в согласии с основными дидактическими принципами педагогики:
-Принцип активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
-Принцип систематичности и последовательности;
-Принцип увлечённости;
-Принцип наглядности;
-Принцип учёта возрастных особенностей детей.
Принцип активности, самостоятельности при руководящей роли учителя.
Известно, что музыкальное творчество невозможно без синтеза эмоциональной отзывчивости и мышления, логики и интуиции, творческого воображения, активности. Поэтому творчество ребят должно быть связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применяя их в разных видах музыкальной деятельности. Тогда процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.
Эффективным средством развития активной, самостоятельной деятельности учащихся являются творческие задания, предложенные учителем в форме игр. Игра создаёт на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. В таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей, расширяется их самостоятельность. Если вначале игру ведёт учитель, то позже ребята перенимают эту инициативу.
Принцип систематичности и последовательности.
Способность, считал Б.М.Теплов, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Помимо систематичности все творческие задания должны выполняться в определённой последовательности. Примером этого может послужить вокально-хоровая деятельность, которая является неотъемлемой частью каждого урока.
Невозможно добиться красивого исполнения песни, не освоив навыков правильного певческого звукообразования и дыхания. Также в приобретении навыков выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции, что является особой проблемой детей младшего школьного возраста. Поэтому предисловием к непосредственному исполнению песни должны быть задания, обеспечивающие интенсивную работу голосового аппарата, помогающие точному интонированию, а также упражнения для постановки дыхания и т.д.
Принцип увлечённости.
В основе технологии лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». (Философ-гуманист М. Монтенко).
Подход к музыкальной деятельности детей, как к уроку, неизбежно создаст штампы. Утомительные репетиционные работы, приучат к бездумному зазубриванию музыкального материала, и, как следствие, приведут к выхолащиванию детских чувств.
Отсюда следует, что нужно перенести акцент с результата на процесс и среди главных его характеристик выделить импровизационность, неожиданность, создать условия для творческого созидания. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутых успехов.
Не менее важными являются: принцип наглядности (см. далее) и принцип учёта возрастных особенностей детей при выборе методов, форм обучения, а также музыкального материала.
Но всё-таки для достижения более высоких результатов не нужно забывать, о том, что музыкальное искусство не должно принижаться «до возможностей ребёнка», а, наоборот, ребёнок возвышается до содержательного уровня музыки, как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В. Медушевский).
Все вышеперечисленные дидактические принципы, помимо развития музыкальных способностей учащихся, вносят очень важный смысл в уроки музыки: благотворное воздействие на духовный мир учащихся, на их нравственное воззрение, на формирование их высокого эстетического вкуса.
Важнейшей особенностью технологии является её тематическое построение. Несмотря на то, что урок музыки это необычный, специфический урок, такое построение позволяет создать условия для достижения целостности урока, единства всех составляющих его элементов, поскольку в основу этого построения положены не различные «виды деятельности учащихся», а различные грани музыки как единого целого. Подчинение всего материала его основной теме позволяет свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, даёт возможность выбрать наиболее приемлемую форму проведения занятия.
Дети поют, танцуют, разучивают новые музыкальные игры, рисуют под музыку и всё это объединяет одна тема.
Урок музыки должен быть целостным и как бы драматургически выстроенным, переход от одной деятельности к другой – логичным, подытоживающим результаты выполнения одного задания и подготавливающим к следующему.
Отсутствие системности, отказ от тематического построения не позволит решить главные задачи, стоящие перед уроками музыки.
Также на уроках музыки невозможно обойтись без проблемно-поисковых ситуаций. Только тогда ребёнок будет полноценно развиваться, когда он самостоятельно сможет находить решение в сложившейся ситуации. Поэтому необходимо окружить школьников «аурой проблематики», где каждая проблема, по мере взросления детей, будет усваиваться на новом уровне. Обучение должно идти впереди развития, а не «плестись» в хвосте детского развития.
Такое построение уроков определяет ведущую идею образовательного процесса: изменение роли ученика в уроке. Из пассивного слушателя ребёнок становится активным участником процесса обучения. Отношения между учеником и учителем изменяются в сторону - партнёрских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, общение с искусством вызывает у ребят чувство радости, удовлетворение, а формирование навыков и умений способствует проявлению их активности и самостоятельности.
Разнообразие используемых методов на уроках музыки объясняется спецификой музыкального искусства.
Любой урок, любая деятельность могут превратиться из скучных и однообразных в увлекательные и интригующие, благодаря внедрению игр. Поэтому основное место в технологии отведено практическим заданиям в форме игр, а теория является лишь ненавязчивым дополнением, как бы объяснением условий игры.
М. Горький писал: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».
И этим я стараюсь пользоваться, включая игру, как важный элемент урока, позволяющий решить следующие задачи:
-Развитие творческой индивидуальности;
-Развитие музыкальных способностей детей;
-Эмоциональное развитие;
-Воспитание эстетических чувств, патриотических;
-Развитие духовной сферы.
Помимо практического метода, также наиболее эффективными являются эвристический метод, метод проблемного обучения, наглядный, метод обобщения, стимулирующий метод.
К методам стимулирования музыкальной деятельности относится и создание проблемно-поисковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задачи. Например, при разучивании музыкально-ритмической композиции «Цветные слова» ребятам предлагается самим определить, как её лучше исполнить, с использованием каких танцевальных движений. Можно предложить детям выбрать музыкальные инструменты, которые, по их мнению, будут подчёркивать выразительность музыкальной композиции. Проблемно – поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рассуждать, развивать творческие способности.
Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуации успеха. Они особенно необходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднение, например, из-за отсутствия координации между слухом и голосом не могут достичь чистого интонирования. Поощрение ребят создаёт ситуацию успеха, а переживания радости придают им силы, создают обстановку раскованности, непринуждённости, которая необходима для творчества.
Интерес к музыке также зависит от привлечения необычных фактов, создания эффекта удивления. Например, у ребят вызывает большое удивление и восторг момент, когда они узнают о том, что на синтезаторе можно изобразить звучание любого музыкального инструмента.
Основные формы организации музыкальной деятельности учащихся приведены в таблице № 4. Таблица № 4.
Задания

Фронтальные
Индивидуальные
Небольшими группами


Формы проведения занятий

Урок-концерт
Урок-путешествие
Урок-исследование
Интегрированный урок
Музыкальная гостиная
Урок-фантазия

Урок-импровизация
Урок-игра
Урок-беседа
Урок-обобщение

Урок-обобщение

Урок-беседа


Самостоятельная деятельность


Сюжетно-ролевые игры

Музыкально-дидактическиеигры

Импровизация

Музицирование

Инсценировка



Технология «Развитие музыкальных способностей младших школьников через игровую деятельность на уроках музыки» рассчитана на 2 года (2 -3 класс). Она включает в себя 2 этапа:
Развивающий (период обучения во 2 классе).
Репродуктивно-творческий (период обучения в 3 классе).
На первом этапе учащиеся получают навыки развития музыкальных способностей: ладового слуха, чувства ритма, чувства музыкальной формы, творческие навыки и т.д.
Второй этап, направлен на самостоятельную творческую деятельность ребят с использованием ранее приобретённых навыков.
Вышеуказанные методы и формы обучения использовались на протяжении всего периода реализации разработанной технологии.
Рабочая программа по реализации технологии
2 класс

Название темы
Элементы технологии
Примечания

1.
Три «кита» в музыке
- Муз.-ритм. упражнение «Ручки и головка»,
- р.н. игра «Колокольчик»
-Муз.-ритм. упражнение,
- Игра на развитие звуко-высотного слуха

2.
Наш гость - марш
- Игра «Весёлые мыши»,
- Игра «Парад»
- Инсценировка на смену характера и динамики,
- Игра на развитие чувства ритма

3.
Беседы у рояля. «Всё о марше»
- Песня «Марш деревянных солдатиков»,
- Игра «Эстафета»
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Исполнение песни способом «эстафета»

4.
Наш гость - танец
Песня «Танцевальная песенка»,
игра «Музыкальная поляна»,
игра «Эхо»
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Игра на развитие мелодического слуха,
- Игра на развитие чувства ритма


5.
Наш гость - танец (продолжение)
- Игра «Ручеёк»,
- «Цветные слова»

- Р. н. муз. игра,
- Муз.- ритм. композиция

6.
Беседы у рояля. «Всё о танцах»
- Игра- хоровод «Речка»,
- «Цветные слова»
- Игра-знакомство с танцевальными движениями,
- Муз.- ритм. композиция


7.
Наш гость - песня
- «Кошечка», «Хомячок», «Пушинка»,
- Песня «Сложим песенку»,
игра «Угадай-ка»
- Игровые упр. на дыхание,
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Игра на развитие звуко-высотного слуха


8.
Наш гость песня (продолжение)
- «Ладошки», «Тпрунюшка»,
- Игра «Музыкальные птенчики»

- Игровые упр. на дыхание,
- Игра на развитие звуко-высотного слуха


9.
Урок концерт «Три кита»
- Игра «Бубенчики»,
- Ребус,
- Муз. загадки
- Развитие звуко-высотных представлений, чистоты интонирования звука разных ступеней,
- Обобщение пройденного материала



10.
О чём говорит музыка?
- Песня «Озорной дождик»,
- Игра «Обезьянка»
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Игра на определение лада и характера музыки


11.
Что выражает музыка?
- Игра «Обезьянка»,
- Игра «Эхо»
- Игра на определение лада и характера музыки,
- Игра на развитие чувства ритма


12.
О чём говорит музыка?
- Игра «Кривое зеркало»,
- Игра «Кузнечик»
- Исполнение элементарных песен в противоположном ладе,
- Игра на развитие звуко-высотного слуха, восприятие мелодической линии


13.
О чём говорит музыка?
- Песня «Песенка про смех»,
- Игра «Дразнилка»
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Игра на развитие мелодического слуха и чувства лада

14.
Изобразительность в музыке
- Песня «Я рисую море»,
- Игра «Рисуем музыку»
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Игра на восприятие музыки


15.
Звучащий мир вокруг нас
- Игра «Вспомним ёлочный наряд»,
- Игра «Символы»
- Игра на развитие чувства ритма,
- Игра на определение высоты звуков

16.
Изобразительность в музыке
- Игра «Метелица и снежинки»,
- Игра «Радуга»
- Муз.- ритм. импровизация,
- Посредством цветовой палитры показать характер музыки

17.
Куда ведут нас три кита
- «Теремок»
- Инсценировка сказки

18.
Знакомство с оперой
- «Песня козлят» из детской оперы «Волк и семеро козлят»,
- Игра «Копилка музыкальных терминов» - «Я утверждаю, что »
- Разучивание слов и мелодии,
- Выбрать «лишний» из ряда эпитетов, не соответствующих характеру музыки


19.
Куда ведёт нас песня?
- Игра «Кривое зеркало», - Игра «Колокольчик»
- Исполнение элементарных песен в противоположном ладе,
- С закрытыми глазами ребёнок должен найти звонящего в колокольчик


20.
Куда ведёт нас песня?
- Игра «Звонкий мяч»,
- Игра «Ассоциации»
- Игра на формирование звуко-высотного слуха,
- Подобрать ассоциации к прослушанному произведению


21.
Знакомство с балетом.
Знакомство с симфоническим оркестром.
- Песня «Наш оркестр»,
- Игра «Угадай, кто играет»
- Разучивание мелодии и слов,
- Узнать по звучанию тембр и инструмент


22.
Куда ведёт нас песня и танец?
- Игра «Весёлый колобок»
- Игра, обобщающая полученные знания


23.
Куда ведёт нас марш?
- Игра «Тихо громко»,
- Игра «Наша игра»
- Игра на различение динамики,
- Игра на развитие чувства ритма

24.
Куда приводит марш?
- Игра «Чудесная лесенка», - Муз. игра «Определи тембр»
- Игра на развитие музыкальной памяти и слуха,
Игра на различение тембра и музыкальных инструментов


25.
Куда приводят «киты»?
- Игра «Сказка»,
- Игра «Теремок»
- Сочинить музыкальную иллюстрацию к сказке на самостоятельно выбранных ладовых интонациях,
- Игра на развитие звуко-высотного слуха


26.
Куда ведут нас три «кита»?
- Игра «Угадай, кто я?»,
- Игра «Эстафета»
- Музыкальная викторина,
- Исполнение песни способом «эстафета»

27.
Музыкальная речь. Мелодия.
- Игра «Шумовой оркестр», - Игра «Дразнилка»
- Подыграть оркестру на шумовых инструментах,
- Игра на развитие музыкального слуха и чувства лада


28.
Музыкальная речь. Регистр.
- Игра «Вопрос - ответ»,
- Игра «Зоопарк»
- Досочинить мелодическую фразу в заданном регистре,
- Игра на определение регистра


29.
Музыкальная речь. Ритм.
- Игра «Эхо», - Игра «Звонкий мяч»
- Игра на развитие чувства ритма,
- Игра на формирование звуко-высотного слуха в муз.-ритмич. движениях


30.
Музыкальная речь. Лад.
- Игра «Кривое зеркало»,
- Игра «Обезьянка»
- Исполнение элементарных песен в противоположном ладе,
- Игра на определение лада и характера музыки


31.
Музыкальная речь. Темп.
- Игра «Прогулка»,
- Игра «Весёлая эстафета»
- Игра на закрепление ощущения известных ритмических единиц и развитие представления о темпе,
- Исполнение песен способом «эстафета» в разных темпах

32.
Музыкальная речь. Динамика.
- Игра «Тихо - громко»,
- Игра «Весёлые мышки»
- Игра на различение динамики,
- Инсценировка на смену характера и динамики

33.
Музыкальная речь. Тембр.
- Игра «А кто это?»,
- Игра «Перекличка»
- Игра-знакомство с музыкальными инструментами,
- Игра на различение динамики

34.
Урок-обобщение «музыкальная речь».
- Игра «Фанты»
- Игра-обобщение знаний, полученных за год

3 класс

Название темы
Элементы технологии
Примечания

1.
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
- Игра «Что это?»,
- Игра «Эхо в движении»
- Игра на определение жанра произведения,
- Игра на развитие чувства ритма

2.
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
- Песня «Золотая песенка»,
- Игра «Музыкальная коллекция»
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Отобрать знакомые песни с чётким ритмом

3.
Песенность в вокально-инструментальной музыке
- Импровизация «Ты композитор»,
- Музыкальные загадки
- Развитие творческих способностей, сочинение мелодии и ритма на заданную фразу

4.
Песенность в вокально-инструментальной музыке
- Песня «Осенью в саду»,
- Игра «Эстафета»
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Исполнение песни способом «эстафета»

5.
Песенность в вокально-инструментальной музыке
- Игра «Не зевай»,
- Песня-игра
«А третий – это я»
- Игры на внимательность, развитие активности, музыкального движения, певческих навыков

6.
Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения.
- Р. н. игра «Колокольчик»,
- Музыкальная викторина
- Игра на развитие звуко-высотного слуха,
- Обобщение пройденного материала

7.
Танцевальность
- Игра «Вопрос – ответ»,
- Песня-танец «Слон и скрипочка»
- Досочинить мелодическую фразу в заданном регистре,
- Приобретение навыков импровизации


8.
Танцевальность
- Игра «Картинка»,
- «Лесное чудовище»
- Развитие восприятия музыки,
- Муз.-ритм. импровизация


9.
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке
- «Подарок композитору»,
- Муз. кроссворд
- Муз.-ритм. композиция,
- обобщение пройденного материала


10.
Маршевость в музыке
- «Песня о весёлом барабанщике»,
- Игра «Муз. переводчик»
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Передать ритмический мотив придуманных слов на выбранном самостоятельно инструменте


11.
Фестиваль детской музыки «Любимые мелодии»
- Игра «Ромашка»,
- Игра «Чудесная лесенка»
- Выполнение заданий, записанных на лепестках ромашки,
- По аналогии с игрой «Угадай мелодию»


12.
Интонация
- Игра «Дразнилка»,
- Игра «Испорченный телефон»
- Игра на развитие музыкального слуха и чувства лада
- Расширить представление о муз. формах

13.
Интонация
- Игра «Обезьянка»,
- Игра «Сказочное заклинание»
- Игра на определение лада и характера музыки,
- Развитие речевой интонационной выразительности в пении, развитие артикуляции

14.
Интонация.
Зерно-интонация
- Р. н. «Пошла млада за водой»,
- «Наша игра»
- Инсценировка,
- Игра на развитие чувства ритма

15.
Интонация
- Игра «Ассоциации»,
- Игра «Весёлый колобок»
- Подобрать ассоциации к прослушанному произведению,
- Игра, обобщающая полученные знания

16.
Интонация
- Игра «Фанты»,
- «Кукла Барби»
- Закрепление материала,
- Муз.-ритм. композиция

17.
Развитие музыки
- Игра «Не зевай»,
- Импровизация на стихотворение «Кошкин дом»
- Игра на внимательность, развитие активности, музыкального движения, певческих навыков

18.
Развитие музыки
- Игра «Путаница»,
- Ритмический диктант
- Передать различные интонации: восходящие, нисходящие, утверждающие, грустные

19.
Развитие музыки
- Фантазия на тему пьесы
Г. Фрида «Как заяц заблудился»

20.
Развитие музыки
- Игра «Если бы мы были композиторами »
- Импровизация

21.
Развитие музыки
- Игра «Сказочное заклинание»,
- Игра «Ассоциации»
- Развитие речевой интон. выразительности в пении, развит. артикуляции,
- Подобрать ассоциации к прослушанному произведению

22.
Развитие музыки
- Игра «Эстафета»,
- «Наша игра»
- Исполнение песни способом «эстафета»,
- Игра на развитие чувства ритма

23.
Развитие музыки
- Песня «Солнечная песенка»,
- Игра «Ромашка»
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Выполнение заданий, записанных на лепестках ромашки


24.
Развитие музыки
- Игра «Кривое зеркало»,
- Игра «Чудесная лесенка»
- Исполнение элементарных песен в противоположном ладе,
- По аналогии с игрой «Угадай мелодию»


25.
Развитие музыки
- Муз. викторина,
- Игра «Фанты»
- Игра на обобщение пройденного материала


26.
Развитие музыки
- Игра «Звонкий мяч»,
- Игра «Не зевай»
- Игра на формирование звуко-высотного слуха в муз.-ритмич. движениях,
- Игра на внимательность, развитие активности, музыкального движения, певческих навыков


27.
Построение (формы) музыки
- «Песенка о солнышке, радости и радуге»,
- Игра «Шумовой оркестр»
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Исполнение в различных формах


28.
Формы музыки
- Игра «Испорченный телефон»,
- Музыкальный ребус
- Расширить представление о муз. формах,
- Обобщение пройденного материала


29.
Построение музыки
- Игра «Весёлый колобок»,
- Игра «Прогулка»
- Игра, обобщающая полученные знания,
- Игра на закрепление ощущения известных ритмических единиц и развитие представления о темпе



30.
Развитие музыки
- Игра «Музыкальные перестановки»
- Знакомство с принципом вариации

31.
Формы музыкального произведения
- Игра «Мы композиторы»,
- Игра «Испорченный телефон»
- Сочинение ритмического сопровождения к произведению в двухчастной форме,
- Расширение представления о музыкальных формах

32.
Обобщение по теме: «Формы музыки»
- Песня «Здравствуй, детство!»,
- Игра «Музыкальные перестановки»,
- Музыкальный кроссворд
- Разучивание слов и мелодии песни,
- Знакомство с принципом вариации,
- Обобщение пройденного материала

33.
Обобщение изученного за год
- Игра «Ромашка»
- Выполнение заданий, записанных на лепестках ромашки

34.
Урок-концерт «Пусть всегда звучит музыка!»
- Театрализованное представление


Как уже упоминалось выше, учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи является правильный подбор музыкального репертуара, а также использование современных технологий, наглядных средств.
При подборе музыкального репертуара главным для меня является:
-доступность и соответствие возрастным возможностям детей;
-наличие познавательных и развивающих элементов в данном произведении;
-музыкальное произведение должно формировать и развивать эстетический вкус учащихся, прививать им культурные ценности.
Музыкальный репертуар, используемый для пения, включает три раздела:
Фольклор, темы из классических произведений, детские песни отечественных и зарубежных композиторов.
Важным условием успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Для решения данной проблемы мною были приобретены 24 диска с музыкальными произведениями великих русских и зарубежных классиков. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр, синтезатор и т.д.) позволяет добиться желаемого результата. Так, например, при изучении темы «Тембр» во 2 классе я использую синтезатор, что позволяет дать детям полное представление о характерных окрасках звучания различных музыкальных инструментов. Невозможно понять, что опера и балет - это музыкально-театральное произведение, только прослушав его. Для этого на уроках музыки я использую компьютерные диски с фрагментами произведений.
При изучении таких тем, как «Строение симфонического оркестра», знакомство с творчеством великих композиторов, невозможно обойтись без иллюстрированных плакатов, портретов, так как детям, для того чтобы понять, необходимо увидеть. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов).
Но и от использования проигрывателя я не оказываюсь, так как это позволяет окунуть детей в мир старины.
Использование наглядных средств, современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.




3. Используемая литература.
1. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. М.: «Просвещение», 1984.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: «Просвещение», 1988.
3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: «Просвещение», 1998.
4. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М.: «Просвещение», 1984.
5. Мир детства. Младший школьник. М.: «Педагогика», 1988.
6. Программы по музыке для общеобразовательной школы. Музыка.
1 – 3 кл. / Сост. Абдуллин Э. Б., Бендер Т.А., Вендрова Т.Е., Кадобнова И.В., Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Тарасова Г.С. / Под науч. руководством Д.Б. Кабалевского М.: «Просвещение», 2002.
7. Развитие творческой активности школьников. М.: «Педагогика», 1991.
8. Смирнов С. Педагогика. Издательский центр «Академия», 1998.
9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: «Просвещение», 1985.