Формирование компенсаторных возможностей осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Гончарук Ольга Викторовна «Формирование компенсаторных возможностей осязания и мелкой моторики как средства познания у детей с нарушением зрения».

Я работаю в общеобразовательной школе №3 в специальном коррекционном классе IV вида. Основной направленностью моей работы является компенсация зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима. Дефекты зрения у детей тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Это сдерживает развитие осязания, отрицательно сказывается на формировании предметно - практической деятельности и моторной готовности руки к письму.
Физиолог И.М. Сеченов писал: «из кожи человек получает три категории ощущений: боль, чувство тепла и осязательные ощущения, но из них только осязательное чувство оказывает много других услуг, будучи развито у человека до степени органа, во многих отношения сходного с органом зрения». «Обследующая» рука слабовидящего ребёнка является заместителем глаза. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. Детей с нарушением зрения необходимо учить приёмам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы.
Цель:
Формирование компенсаторных возможностей осязания и мелкой моторики как средства познания детей с нарушением зрения.
Задачи:
1. С помощью разработанных механизмов и методов развить осязание и мелкую моторику у детей с нарушением зрения таким образом, чтобы оно обеспечило ребёнку способность познавать мир во всём его многообразии и изменчивости.
2. Учить детей простейшим способам действий с предметами, совершенствовать координацию
движений рук под зрительным и осязательным контролем.
3. Способствовать адаптации детей в окружающем мире, формировать предметно-практическую деятельность и самостоятельность в быту, умение ориентироваться в пространстве.
Работа направлена на преодоление осязательных и моторных нарушений у детей: манипуляции с предметами, исследование предметов окружающего мира, пальчиковая гимнастика. Система заданий на зрительно-моторную координацию. Внимание ребёнка сфокусировано на тактильной чувствительности при обследовании предметов.
Активному осязанию отводится первостепенная роль в познании окружающего мира. Дети обучаются рациональным приёмам обследования предметов:
1. беглое обследование, 2. выделение главных качеств, признаков, свойств, формы и величины предметов.
При обследовании используется ощупывание, давление, нажатие, постукивание, растяжки, щипки, щелчки. Дети характеризуют качества предметов: физические – твёрдый, мягкий, шероховатый и др., объектные - чешуйчатый, узловатый, пушистый и др.
Формирование осязания и мелкой моторики происходит в различных видах практической деятельности: лепка, оригами, аппликация, макраме, бисероплетение, шнуровка и др.

Работа на занятиях основного этапа проходит по следующим направлениям:
Моторная координация направлена на формирование более точных и координированных зрительно-моторных реакций, преодоление неуверенности и скованности движений руки. На этих занятиях происходит коррекция размаха движения руки при рисовании, глазомерной оценки величины предметов и умение предавать разную величину в рисунке, коррекция формообразующих движений:
- массаж кистей и пальцев рук
- теневой театр;
- пальчиковые куклы
- пальчиковые игры («Пальцевый трек», «Карандаши» и др.)
- пальчиковые кинезиологические упражнения

Развитие мелкой моторики (практическая деятельность) и тактильных ощущений (приёмы обследования предметов). Объединение тактильной и двигательной чувствительности называется осязанием. Осязание – это чувство, которое всегда с человеком. У человека чувствительность пальцев выше, чем губ, и уступает лишь языку. Незнакомую вещь мы всегда стремимся потрогать, покрутить то, что крутится, нажать то, что нажимается Тактильный анализатор поддаётся тренировке. Дети учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными качествами. Они находят одинаковые и различные предметы на ощупь. Тактильное чувство будет утончаться само собой, если ощупывать предметы с закрытыми глазами.
1) Игры с пуговицами
- перетирание пуговицы (бус) между ладонями;
- пересыпание их из ладошки и ладошку;
- дождь, град;
- сортировка;
- «Отгадай, какая крупа в мешочке»;
- узор из пуговиц;
- бусы из пуговиц и бусин.
2) Работа с тканью и нитками
- вышивка;
- узлы и косы, макраме;
- шнуровка;
- изонить;
- рисование веревочкой;
- вышивание бисером.
3) Игры и действия с предметами.
- завинчивание,
- сборка и разборка изделий;
- пазлы, объёмные вкладыши, матрёшки, рамки,
- конструктор Лего и металлический конструктор;
- мозаика, мягкие модули, набор строительного материала;
- узор из счётных палочек.
Выкладывания фигур из деталей мозаик способствует освоению детьми движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание отверстий левой руки, подготавливает детей к умению контролировать движения правой руки. Упражнения в конструировании также способствуют развитию мелкой моторики, укреплению мышц рук, подвижности пальцев.
4) Озорной карандаш
- штриховка;
- тоннели (упражнения «Дорожки», «Лабиринты», «Маршруты»);
- графические диктанты;
- работа с трафаретами; - дорисовка (по принципу симметрии);
- рисунок по образцу;
- волшебные узоры (раскрась картинки по цифрам);
- «ЗОРКИЙ ГЛАЗ» Картинки для тренировки зрительных анализаторов. Картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов, геометрических фигур или животных. Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или копировать через кальку.
5) Работа с пластилином и солёным тестом является подготовительной к работе с другими материалами и инструментами – мнем и отщипываем, надавливаем и размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, вытягиваем, прищипываем, режем на кусочки, используем приём перехода одной формы в другую, дополняем изделия деталями, усиливающими образ.
6) игры с крупой, семенами и природным материалом
7) Работа с бумагой (цветной, гофрированной, газетной) Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Развитию точных движений помогают:
- плетение ковриков из бумажных полос,
- занятия в технике «оригами»,
- аппликация:
- техника Гофротрубочки;
- техника Торцевание на бумаге и пластилине;
Торцевание – это вид аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги! Для того чтобы выполнить мозаику в технике торцевания, необходима цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА. Можно работать целым классом и выполнить большую мозаику размером с лист ватмана. Работу над таким ковром можно превратить в интересную игру. Надо разбить все поле для мозаики на квадраты (например, со стороной 5 см) и разрезать.  Каждый ребенок выполняет мозаику на нескольких квадратах, а потом наклеивает их на соответствующее место по эскизу. Места стыковки квадратов практически не будут видны за счет пушистости. Торцевание на пластилине - это её интереснейшая разновидность, в результате применения которой получаются удивительные фигуры и формы! Объёмные и пушистые. Попробовав выполнить какую-нибудь поделку, Вам захочется вновь и вновь испытывать своё мастерство на новых формах.
- квиллинг;
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
- Аппликация из «ладошек». Аппликация из «ладошек» выполняется из цветной бумаги, картона, салфеток. Для основы может быть использован картон. Свои ладошки надо обвести на цветной бумаге и вырезать. Аппликация выполняется путём наложения и приклеивания ладошек друг на друга. Затем вырезаются детали для оформления (глазки, лапки, носик)
8) Твистинг – моделирование из воздушных шаров.
Младшие школьники приобретают навыки тактильной чувствительности. Происходит накопление чувственного опыта. Повышается уровень развития ручной умелости и острота зрения. Совершенствуется координация рук под зрительным и осязательным контролем.
Совершенствуется предметно-практическая деятельность, ориентировка в пространстве, самостоятельность в быту. Учащиеся младших классов обучаются более точно воспринимать предметы и пространство.

Заголовок 1 Заголовок 215