КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В МАСТЕРСКОЙ ПРОФЕССОРА ИНТЕЛЛЕКТА»


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В МАСТЕРСКОЙ ПРОФЕССОРА ИНТЕЛЛЕКТА»
Маликова Елена Андреевна
Педагог-психолог
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Аннотация 2
2 Календарно-тематическое планирование 6
3 Структура НОД 7
4 Ожидаемые результаты 8
5 Содержание программы 10
6 Литература 14
7 Приложения 15
АННОТАЦИЯ
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети больше всех нуждаются в профессиональной помощи педагога-психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, в процессе выполнения упражнений, развиваются его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы. Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Использование большого количества красочного наглядного материала, элементов технологий (ТРИЗ, ИКТ, «Логические блоки Дьенеша») позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и включать совокупность образовательных областей (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Составляющими компонентами программы являются разделы, отражающие реализацию ФГОС ДО в соответствии с направлениями развития:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Цель: формирование психологической готовности к обучению в школе.
Задачи:
1. Формировать познавательную активность.
2. Формировать учебную мотивацию.
3. Развивать внимание, наглядно-образное, логическое мышление.
4. Развивать речь, память, зрительное и слуховое восприятие.
5. Развивать зрительно-моторную интеграцию.
6. Развивать творческое воображение, фантазию, диалектическое мышление.
7. Формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы работы по программе:
1. Принцип многократного повторения материала;
2. Принцип положительного подкрепления;
3. Принцип доверия;
4. Учет зоны ближайшего развития.
Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации программы:
1. Умение подчинять свою деятельность массе обязательных ни всех правил.
2. Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.
3. Умение общаться друг с другом и с учителем в рамках морально-нравственной нормы нашего общества.
4. Умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы.
5. Умение составлять слова из букв, обобщать, анализировать и соотносить понятия.
Материалы, используемые в программе: ксерокопии бланков приложений, тетрадь в клеточку с заданием на каждого учащегося, знаки «Как вести себя в школе», линейки роста и «капельки знаний», карточки с изображением ладоней красного, синего и желтого цвета. Для проведения занятий каждому ребенку необходимы: тетрадь в клеточку, простой карандаш.Оборудование: фланелеграф или мольберт, мел, губка, цветные карандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4, ножницы, мяч, колокольчик.
Контроль результатов подготовки: диагностика психологической готовности к обучению в школе.
Формы работы: занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Педагог-психолог организует работу детей в групповой форме (7-8 человек). Продолжительность:Курс составляет: 30 занятий (по плану).
Одно занятие: 30 минут.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата № занятия
Тема Количество часов
1 – неделя октября 1 Часть I. Давайте познакомимся. 1
2 – неделя октября 2 Добро пожаловать в мастерскую Профессора Интеллекта 1
3 – неделя октября 3 Попробуй, разберись! 1
4 – неделя октября 4 Наш первый эксперимент 1
1 – неделя ноября 5 Продолжаем эксперимент 1
2 – неделя ноября 6 Перепутанные буквы 1
3 – неделя ноября 7 Ассоциации 1
4 – неделя ноября 8 Что спрятано? 1
1 – неделя декабря 9 День в мастерской работы с клеткой 1
2 – неделя декабря 10 Тренируем зрительную память 1
3– неделя декабря 11 На что похоже? 1
4 – неделя декабря 12 В мастерской Интеллекта 1
3 – неделя января 13 Заключительное занятие 1
4 – неделя января 1 Часть II. В гостях у сказки 1
1 – неделя февраля 2 Учимся думать 1
2 – неделя февраля 3 Учимся думать 1
3 – неделя февраля 4 Заколдованные слова 1
4 – неделя февраля 5 Заколдованные слова 1
1 – неделя марта 6 Заколдованные слова 1
2 – неделя марта 7 И снова сказки! 1
3 – неделя марта 8 Царство геометрических фигур 1
4 – неделя марта 9 Царство геометрических фигур 1
1 – неделя апреля 10 Волшебный лес 1
2 – неделя апреля 11 Умники и умницы 1
3 – неделя апреля 12 Умники и умницы. О чем говорит линейка роста? 1
СТРУКТУРА НОДЗанятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 9 блоков упражнений.
№ п/п Упражнение Задачи Время1. Приветствие (ритуал) Создание положительного настроя на работу. 3 мин.
2. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия. 5 мин.
3. Дыхательно-координационные профилактические упражнения Активизация работы стволовых отделов головного мозга, снятие мышечного напряжения. 3 мин.
4. Подвижная игра Снятие эмоционального и двигательного напряжения. Развитие внимания, сдержанности, двигательного контроля. 4 мин.
5. Симметричные рисунки Развитие координации движений и графических навыков, активизация структур мозга и межполушарного взаимодействия. 2 мин.
6. Графические диктанты Развитие умения действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. 3 мин
7. Пальчиковая гимнастика Развитие психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. 2 мин.
8. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления Профилактика заболевания глаз. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. 3 мин.
9. Прощание (ритуал) Что ты чувствуешь? Формирование групповой сплоченности, фиксация на позитиве. Развитие умения осознавать свои чувства, рассказывать о них. 4-5 мин.
Продолжительность занятия30 мин.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развивающий эффект реализации данной программы проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года у детей планируются улучшения по следующим показателям:
1. Сформированность познавательной активности.
2. Сформированность учебной мотивации.
3. Развитие внимания, наглядно-образного, логического мышления.
4. Развитие речи, памяти, зрительного и слухового восприятия.
5. Развитие зрительно-моторной интеграции.
6. Развитие творческого воображения, фантазии, диалектического мышления.
7. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Результаты реализации данной программы отслеживались по следующим методикам:
Исследование способностей воспринимать абстрактные формы (прогрессивные матрицы Дж. Равена);
Выявление степени развития структурных зрительно-моторных функций («Зрительно–моторный гештальт-тест» Л. Бендер);
Исследование особенностей внимания, работоспособности (Тест Тулуз-Пьерона);
Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежновой, модификация А.М. Прихожан);
Исследование уровня речевого развития детей дошкольного возраста 5 субтест «Расскажи» из методики психолого-педагогической диагностики познавательного развития 6-7 лет Стребелевой Е.А.
Программа прошла апробацию на базе структурного подразделения, реализующего основные общеобразовательные программы дошкольного образования – детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское с 15.09.2013 – 31. 05.2014г. В апробации программы « В мастерской Профессора Интеллекта» принимало участие 25 детей старшего дошкольного возраста (15 девочек и 10 мальчиков).
Отзывы участников о программе:
Фатеева О.Н. – воспитатель подготовительной группы: «Я очень рада, что данная программа реализуется в нашем дошкольном учреждении. Она способствует не только умственному развитию детей, а так же развитию навыков взаимодействия детей друг с другом».
Елавцова Н.Ф. - воспитатель подготовительной группы: «Для успешной адаптации ребёнка к условиям школы взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на школьное обучение, данная программа является большим помощником в осуществлении данной цели».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Часть  I
Непосредственно образовательная деятельность 1. Давайте познакомимся.
Знакомство с детьми, создание благоприятного психологического климата в группе, знакомство дошкольников с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них. Развитие навыков договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты.
Изучение необходимых учебных принадлежностей для занятий.
Непосредственно образовательная деятельность 2.
Добро пожаловать в мастерскую Профессора Интеллекта.
Знакомство с программой занятий, изучение творческих мастерских. Развитие устной речи, умения выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Упражнения: «Раскрась круги», «Дорисуй узоры по образцу», игра «Зеваки» (М. Чистякова).
Непосредственно образовательная деятельность 3.
Попробуй, разберись!
Развитие устной речи, умения выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Упражнения: «Лабиринт», «Узнай по контуру», «Слушай хлопки».
Непосредственно образовательная деятельность
4. Наш первый эксперимент.
Развитие наглядно-образного мышления воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; умения подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Упражнения: «Продолжи узор», «Игра с обручами», физкультминутка.
Непосредственно образовательная деятельность 5.
Продолжаем эксперимент.
Развитие наглядно-образного мышления, произвольности, слухового внимания.
Упражнения: «Продолжи узор», «Игра с обручами», игра «Пожалуйста».
Непосредственно образовательная деятельность 6.
Перепутанные буквы.
Развитие наглядно-образного мышления, произвольного контроля поведения, концентрации и устойчивости внимания, учить различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Упражнения: «Узнай по контуру», «Разложи буквы по ящичкам», «Дорисуй узор», игра «Расставь посты».
Непосредственно образовательная деятельность 7.
Ассоциации.
Развитие когнитивной сферы, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам.
Упражнения: «Конкретизация абстрактного», активная игра «Кричалки - шепталки - молчалки», «Рас крась по образцу».
Непосредственно образовательная деятельность 8.
Что спрятано?
Развитие концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки.
Упражнения: «Что спрятано?», игра «Улитка», «Повтори рисунок».
Непосредственно образовательная деятельность 9.
День в Мастерской работы с клетками.
Развитие умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики руки.
Упражнения: «Заполни пробел», активная игра «Зоопарк», «Сделай копию».
Непосредственно образовательная деятельность 10.
Тренируем память.
Развитие когнитивной сферы.
Упражнения: «Запоминание слов», активная игра «Мы такие разные!»
Непосредственно образовательная деятельность 11.
Что на что похоже?
Развитие образного мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики руки.
Упражнения: «Что на что похоже?», «Повтори рисунок», активная игра «Ой, ой, ой».
Непосредственно образовательная деятельность 12.
В мастерской Интеллекта.
Развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков.
Упражнения: «Найди закономерность», «Дорисуй картинку», «Место рядом со мной свободно...», физкультминутка.
Непосредственно образовательная деятельность 13.
Заключительное занятие.
Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков. Создание коллективного подарка для Профессора Интеллекта.
Часть II
Непосредственно образовательная деятельность 1.
В гостях у сказки.
Развитие когнитивной сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики руки.
Упражнения: «Заколдованный сказочный герой», «Сломанные сказки», активная игра «Пары слов», физкультминутка.
Непосредственно образовательная деятельность 2.
Учимся думать.
Развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков, эмпатии.
Упражнения: «Назови одним словом», «Логические за дачи профессора Ума», Игра «Войди в круг - выйди из круга».
Непосредственно образовательная деятельность 3.
Учимся думать.
Развитие словесно-логического мышления, внимания, мел кой моторики руки.
Упражнения: «Решение логических задач», игра «Съедобное - несъедобное», «ЧП в мастерской профессора Интеллекта».
Непосредственно образовательная деятельность 4.
Заколдованные слова.
Развитие когнитивной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве.
Упражнения: «Анаграммы», игра «Угадай животное», «Повтори рисунок».
Непосредственно образовательная деятельность 5.
Заколдованные слова.
Развитие когнитивной сферы, навыков невербального общения, формирование умения устанавливать связи между понятиями.
Упражнения: «Анаграммы», игра «Угадай животное», «Найди соотношение».
Непосредственно образовательная деятельность 6.
Заколдованные слова.
Развитие когнитивной сферы и внимания.
Упражнения: «Анаграммы», «Найди соотношение», игра «Ой, ой, ой», физкультминутка.
Непосредственно образовательная деятельность 7.
И снова сказки!
Развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования и коммуникации.
Упражнения: «Заколдованный сказочный герой», «Пазлы», «Изобрази предмет».
Непосредственно образовательная деятельность 8.
Царство геометрических фигур.
Развитие когнитивной сферы, навыков комбинирования, мелкой моторики руки.
Упражнения: «Наводим порядок», «Собери по образцу», физкультминутка.
Непосредственно образовательная деятельность 9.
Царство геометрических фигур.
Развитие когнитивной сферы, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Упражнения: «Повтори рисунок», игра «Геометрические фигуры», «Найди закономерность и заверши чертеж».
Непосредственно образовательная деятельность 10.
Волшебный лес.
Развитие когнитивной сферы, внимания, мелкой моторики руки.
Упражнения: «Логические задачи», физкультминутка «Прогулка», «Повтори рисунок».
Непосредственно образовательная деятельность 11.
Умники и умницы.
Развитие когнитивной сферы и внимания. Упражнения:  «Реши примеры»,  игра «Четвертый лишний», игра «Как было раньше?».
Непосредственно образовательная деятельность 12.
Умники и умницы. О чем говорит линейка роста?
Развитие творческого мышления, мелкой моторики руки, подведение итогов.
Рефлексия. Подведение итогов.
Изготовление поздравительной открытки другу и ее вручение.


ЛИТЕРАТУРА
1. Как преодолеть трудности в обучении детей, А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.
2.  Практикум детского психолога, Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. - 2-е изд. - (Серия «Психологический практикум»). - Ростов Н/Д.: Феникс, 2005..
3. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду, И. Л. Арцишевская. - (Серия «Психологическая служба»). – М.: 2011.
4. Рабочая тетрадь «Готовим руку к письму», С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - М.: Росмен, 2012.
5. Чаус Е.А. Определение готовности детей к обучению в школе. Диагностические методики. Рекомендации педагогам и родителям. Развивающие игровые занятия. – М., 2015.
6. Часть 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
7. Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
8. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие/Ред. - сост. Б.Д. Эльконин. М., 2014.