Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ на уроках музыки


«Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
на уроках музыки»
Одним из главных принципов моей деятельности является девиз «Не навреди!» Прежде всего, я должна быть уверена в том, что делаю. Поэтому сначала я скрупулёзно собираю необходимую информацию, кропотливо обрабатываю её, и лишь потом принимаю оптимальное решение. Ставить эксперименты на детях, т.е. не обладать достаточными знаниями и умениями – это признак непрофессионализма, и это не про меня. Именно поэтому, имея обширный опыт музыкальной и творческой работы с детьми, массу интересных идей и нестандартное видение, я постоянно занимаюсь своим самообразованием, ищу новые пути, самые эффективные методы для музыкального воспитания и социализации детей, обучающихся в моей школе.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времён. И в древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была очень сильна. Например, излечение хореомании в «Плясках святого Вита».
Гармонизирующее действие музыки уже много лет назад распознали и стали применять целители в терапевтических целях. В 60-х годах в Германии к регулятивной рецептивной музыкотерапии впервые обратился Кристоф Швабе, который вёл работу по созданию музыкотерапевтических моделей, которые могли бы выполнять специфические терапевтические задачи. Кстати, немецкое общество музыкотерапии на данный момент является самым многочисленным объединением по интересам для терапевтов.
В своё время и в США была разработана рецептивная методика, которая включает в себя рецептивную психотерапию с техниками «сна наяву», и способствует возникновению изменённых состояний сознания.
Мне очень близка работа Елены Николаевны Котышевой (музыкальный педагог, учитель – дефектолог высшей категории, психолог, член Арт – терапевтической ассоциации, Педагогического общества Карла Орфа, составитель «Логоритмики», автор программы «Мы друг другу рады»).
Основополагающие принципы её программы по музыкотерапии очень интересны, обширны и дали необходимый старт и для моего творчества.
В нашей школе обучаются особенные дети, и все они, естественно, имеют нарушения эмоционально – волевой сферы. Именно поэтому музыка – это своеобразный «проводник» в мир чувств и эмоций, так необходимых для детей (особенно детям, которым трудно использовать речь), а занятия музыкой помогают им выразить себя на доступном ему уровне, являются жизненно важной поддержкой.
Свою работу в данном направлении я строю на основе методик и опыта таких музыкотерапевтов – практиков, как Е.Котышева, С.Хатуцкая, Н.Ветлугина и мн.др. Безусловно, на музыкально-коррекционных занятиях с такими детьми я осуществляю задачи, которые направлены прежде всего, на развитие эмоциональной сферы личности, развитие и коррекцию психических процессов, коммуникативной и речевой активности детей, формирование произвольной регуляции поведения.
Небольшими вкраплениями в учебный процесс я могу проводить индивидуальную работу с некоторыми детьми, но групповые занятия считаю более эффективными, ведь это даёт мне возможность оказать помощь большему количеству детей. К тому же, дети быстрее приобретут коммуникативные навыки, да и приобретение навыков по подражанию сверстникам произойдёт гораздо быстрее. Также есть возможность использовать больше различных упражнений для гармонизации эмоциональной сферы ребёнка и межличностных взаимоотношений в данной группе.
В нашей школе работают многопрофильные квалифицированные специалисты. И все наши усилия направлены на главную конечную цель: адаптировать ребёнка с нарушениями развития к жизни в обществе. Именно поэтому я считаю занятия музыкой – важнейшим средством достижения главной задачи.
На занятиях музыкой легче наладить контакт с детьми, и я так организую деятельность, что сама даю необходимый эмоциональный заряд, и они выполняют задания с удовольствием, не осознавая, что выполняют важные для них коррекционные упражнения.
Эмоциональная включённость ребёнка позволяет организовать совместную деятельность и развивает активность самого ребёнка. Обязательно на каждом занятии я включаю в свою программу, какой бы серьёзной она ни была, музыкальные игры, которые так любят дети, и их любимые музыкальные произведения. Также на музыкальных занятиях решаются такие коррекционные задачи, как развитие двигательной сферы и слухового восприятия.
При помощи музыкальных средств дети учатся различать неречевые звуки, соотносить инструмент и его звучание, развивают неречевой слух.
Очень важна роль музыкальных занятий в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, с глубокими нарушениями психического развития. Они не понимают, о чём говорит педагог, и восприятие музыки для них оказывается легче обращённой к ним речи, ведь музыкальные произведения несут большую информационную нагрузку.
При помощи музыкальных игр, совместного пения стимулируется и активная речь ребёнка. При этом у детей снижается контроль за речью, и они с успехом начинают подпевать вслед за всеми, преодолевая тот барьер, который не всегда преодолевается даже у логопеда.
Музыкальные занятия развивают музыкально – ритмическое чувство, а это влияет на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы. Музыка стимулирует возникновение у детей двигательных реакций. Кстати, психофизиологические исследования выявили возникновение микродвижений мышц артикуляционного аппарата и всего тела под действием музыки. Благодаря этим движениям более осмысленно и дифференцированно воспринимается музыкальное произведение. Благотворное же воздействие пения и певческого дыхания на общее состояние организма известно давно. И, конечно же, систематически ведётся работа по развитию певческого дыхания, голоса, интонации и звуковысотного слуха у детей. Важнейшим развивающим приёмом является игра на детских музыкальных инструментах. Это развивает общую и мелкую моторику, формирует контроль за своими действиями. Индивидуальные занятия с детьми, склонными к обучению музыке и пению обязательны, тем более, что часто такие дети оказываются очень музыкальными, с неплохо развитыми чувством ритма и музыкальным слухом.
Музыкальная деятельность - это способ развития основных психических функций, которые необходимы для общего развития и адаптации. Благодаря воздействию на эмоционально – волевую сферу ребёнка с нарушениями развития, возрастает его готовность к другим, более сложным для него занятиям.
В восприятии музыки, а также в активной музыкальной деятельности принимают участие как правое, так и левое полушарие, причём каждое вносит в процесс свой вклад. Так, правое полушарие позволяет слушателю воспринимать звуковысотные отношения и восприятие музыкального произведения, узнавать мелодию, замечать неточности и ошибки; возникают зрительные образы, в зависимости от содержания музыки. А левое полушарие позволяет воспринимать ритм мелодии, темповые характеристики произведения, жанровые особенности (танец, марш, вальс). Работа левого полушария связывает музыку с движением. И музыка стимулирует структуру правого полушария мозга, повышает и расслабляет общий психический тонус человека. Медицинские исследования показывают, что под воздействием музыки изменяются скорость дыхания, пульс, даже некоторые ритмы электрической активности мозга. При правильном подборе музыки можно оказывать воздействие на психофизиологический уровень активности организма. «Многолетняя практика доказывает, что музыкальные занятия часто оказывают на ребёнка лечебное воздействие, сходное с действием стимуляторов или нейролептиков» - со слов С.Хатуцкой. Нет повода не доверять этим, проверенным практикой психотерапевтическим действиям. Тем более, что я сама не раз убеждалась в чудодейственном эффекте музыки, когда на своих занятиях добивалась нужного эффекта (успокаиванием детей или, наоборот, взбадриванием), тщательно подбирая для этого музыкальный материал.
Я согласна с тем, что воздействие музыки на ребёнка может оказаться и негативным. Поэтому я имею в виду оздоровительную музыкотерапию, которая используется для активизации резервных возможностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, для повышения работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления.
Естественно, и регулярный медицинский контроль за состоянием детей просто необходим, чтобы видоизменить занятия, если произошёл неожиданный отрицательный эффект.
Исходя из этого я предлагаю:
1.Вначале постепенно внедрять элементы музыкальной терапии в учебный процесс на уроках музыки.
2. Вместе с этим, осуществить отбор детей для отдельных занятий музыкотерапией, внимательно изучив критерии данных групп со специалистами: психологом, неврологом, дефектологом и др.
3. Разработать программу обучения, исходя из индивидуальных особенностей и степени психического нарушения.
4. Подобрать музыкальный материал в соответствии с рекомендациями специалистов.
5. Первые занятия по музыкотерапии проводить под контролем специалиста.
6. Занятие проводить 1 раз в неделю не более 10 минут (на начальном этапе).
7.Один и тот же музыкальный материал использовать неоднократно, для освоения его детьми в индивидуальном темпе.
8. Музыкальный материал частично дублировать в разных группах для преемственности (состав группы может меняться в зависимости от того, насколько дети продвигаются в своём развитии, и при переходе в другую группу ребёнку будет легче влиться в новый коллектив, зная музыкальный материал).
9. Формировать доброжелательную и безоценочную атмосферу доверительных отношений на занятиях, где каждый будет принят и понят окружающими.
Конечно же, результат будет только от комплексной помощи, при соблюдении принципа доступности, последовательности, систематичности. Таким образом, музыкотерапия – это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии ребёнок должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нём функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности.
Подбирая музыку для занятий, я придерживаюсь некоторых правил. Например:
1.Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди) - эффект ощущения устойчивости, ощущение порядка, безопасности, создают духовную среду, которая подходит для занятий.
2.Классическая музыка(Гайдн, Моцарт) - повышает память, концентрацию, пространственное восприятие.
3.Музыка романтизма(Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен, Лист) - пробуждают индивидуализм, активизируют симпатию.
4.Органная музыка должна использоваться очень осторожно и малыми "порциями", т.к. она не всегда положительно влияет на психику детей.
5.Народная же музыка создаёт ощущение благополучия, подталкивает к музыкальному движению.
6.Спокойная фоновая музыка, современные оркестровки без чётких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.
7.Музыка импрессионистов(Дебюсси, Равель) благодаря свободно текущим музыкальным настроениям вызывает приятные впечатления и образы.
8.Многие латино-американские ритмы, румба, самба при всей своей импульсивности имеет редкое свойство возбуждать и успокаивать одновременно.


8ђ Заголовок 215