Принципы: комплексности и индивидуально-дифференцированного подхода в коррекционно-педагогической работе по формированию связной речи у детей с ЗПР на логопедических занятиях. Содержание и методики.


Принципы: комплексности и индивидуально-дифференцированного подхода в коррекционно-педагогической работе по формированию связной речи у детей с ЗПР на логопедических занятиях. Содержание и методики.
Речевая деятельность является сложнейшей многофункциональной системой. Обучая детей с задержкой психического развития, необходимо учитывать, что это дети со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной, и следовательно многие речевые компоненты могут быть недостаточно сформированы или не сформированы вообще, а значит функциональность речевой системы нарушена, речь - не полноценна.
На основании изучения литературы по вопросу методики формирования связной речи - были определены основные задачи для формирования связной речи у детей с задержкой психического развития на логопедических занятиях.
Основные задачи: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи и отражать их в речи. Формировать умение планировать своё высказывание; передавать последовательность событий в соответствии с планом высказывания. Обучать правильному звуковому оформлению готового текста и самостоятельного устного высказывания; использовать в речи различные межфразовые средства связи. Учить выделять существенные признаки и выражать их в речи. Научить составлять рассказы с элементами творчества. Проводить работу над смысловой стороной слова с вовлечением в работу различных анализаторов. Обогащать, уточнять, активизировать словарный запас. Научить строить предложения, соответствующие лексико-грамматическим нормам, а также научить использовать в речи синтаксические конструкции различной сложности.
Коррекционно-педагогическая работа должна содержать принципы: комплексности и индивидуально-дифференцированного подхода.
Комплексность воздействия осуществляется путем применения определенных логопедом задач. Коррекционное воздействие осуществляется в использовании специальных методов и приемов.
Реализация определенных логопедом задач, осуществляется в процессе изучения той или иной лексической темы, в соответствии с которой, подбирается специальный дидактический материал, что позволяет активизировать и обогащать представления детей, создавая предпосылку к дальнейшему развитию.
Планирование проводимой коррекционной работы по развитию связной речи на занятиях с детьми с ЗПР должно строиться с учетом постепенного нарастания сложности, которой происходит за сет убывания вспомогательных опорных средств наглядности.
В начале работы, происходит обучение репродуцированию по серии сюжетных картин. За тем, репродуцирование с помощью опорных материалов. Следующим этапом будет – продуцирование по серии сюжетных картинок. За тем последуют : продуцирование по одной сюжетной картинке, продуцирование описательных рассказов и наконец -
собственное творческое продуцирование.
Использование определенных вспомогательных форм наглядности в реализации данной программы обучения дают возможность овладеть процессом построения связного высказывания: планированию высказывания, использование в собственной речи различных языковых средств, построению и использование в речи осложненных синтаксических конструкций, а также мотивируют речевую деятельность в целом.
Коррекционно –логопедическая работа по формированию связной речи детей на занятиях, также включает в себя формирование правильного грамматического оформления речи, формирование умения строить фразовые высказывания, работу над активизацией и обогащением словарного запаса и проводится с учетом особенностей материала в определенный период обучения.
Таким образом, коррекционно-педагогическую работу по обучению продуцированию, необходимо начинать с пропедевтического обучения. Оно должно строиться следующим образом: сначала использовать подготовительные упражнения( использовать дидактические игры и упражнения по описанию предметов), затем, приступать к обучению построения самостоятельных коротких описаний предметов, после чего закрепить сформированные умения продуцированием собственного рассказа-описания.
После прохождения данного этапа можно переходить к более сложному – продуцированию по схеме или плану.
Проводимая работа по развитию связной речи у детей с ЗПР с помощью данной программы, будет способствовать усвоению детьми навыков словообразования и словоизменения; построению синтаксически правильных предложений; расширению и активизации словарного запаса; формирование навыков самоконтроля за собственным продуцированием.
Далее, следует следующий уровень – это обучение продуцированию с элементами творчества. Этот вид речевой деятельности - является наиболее трудным, для данной категории детей, так как требует умения самостоятельно конструировать сюжет, а затем последовательно, и логически связанно воспроизводить его, в соответствии с лексико-грамматическими нормам нашего языка. Поэтому, обучение этому виду речевой деятельности, возможно только после прохождения всех предыдущих этапов, а также необходимо начинать работу с пропедевтического периода.
Подготовительный (пропедевтический период), содержит специальные задания, включающие элементы творческого продуцирования, среди которых можно выделить следующие: воспроизведение деформированного текста; продуцирование «творческих пересказов» с изменением персонажей; озаглавливание картинок; озаглавливание серии картинок; придумывание предшествующего действия к изображенному; нахождении пропущенного компонента в тексте; составление своего собственного рассказа- описания по своему рисунку. Так же, пропедевтический период по обучению продуцированию, должен включать речевые лексические и грамматические задания, игровые упражнения, которые будут способствовать активизации внимания, развитию зрительного и вербального восприятия, памяти и воображения.
В процессе обучения, также необходимо реализовывать один из самых важных педагогических принципов, которым является - индивидуально- дифференцированный подход.
Реализация данного подхода осуществляется следующим образом. Исходя из представлений о своеобразии речевых способностей детей с задержкой психического развития, можно условно выделить две группы детей по уровню речевого развития. Первую группу, как правило, составляют дети, недоразвитие связной речи которых не имеет ярко выраженного характера ( наибольшую сложность вызывает творческое самопродуцирование).
Вторую группу составляют дети со значительным недоразвитием связной речи ( данная группа детей, испытывает значительные трудности во всех видах продуцирования и репродуцирования, а творческое продуцирование вообще им недоступно).
Таким образом, реализуя в обучении индивидуально - дифференцированный подход, детям составляющим вторую группу необходимо увеличить пропедевтический период ( количество тренировочных упражнений), а также использовать малогрупповой метод проведения занятий.
Применение этих принципов, направлений, методов и приемов коррекционной работы способны обеспечить эффективное развитие связной речи у детей с задержкой психического развития. и обеспечить успешное усвоение учебного материала.