Педагогический проект Интегрированный подход к формированию связной монологической речи. младших школьников на логопедических занятиях

Мичеева Елена Геннадьевна
Педагогический проект
«Интегрированный подход к формированию связной монологической речи. младших школьников на логопедических занятиях».
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Она ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Ее нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность.
К числу важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
В начале 1 класса, согласно требованиям ФГОС, проводится стартовая диагностика учащихся (по методике М. Безруковой). Наряду с психическими процессами обследуется их речевое развитие, по следующей структуре:
звукопроизношение
фонетический слух
анализ звукового состава слова
произношение слов сложного слогового состава.
понимание речи
словарный запас
грамматический строй
уровень связной речи: составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказ, рассказ-описание.
Результаты диагностики показали, что у учащихся 1 классов недостаточно развиты способности планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства, неумение руководствоваться правилами в процессе выполнения задания, бедность речи, отставание в овладении навыками письма, чтения, счёта, пространственными представлениями. Для их высказываний (пересказ, рассказ по серии картинок и др.) характерны нарушения связности и последовательности изложения, низкая информативность, смысловые пропуски и ошибки, трудности в языковой реализации замысла.
В сложившейся ситуации, было продолжено исследование связной речи школьников с использованием нейропсихологических методов. За основу взята методика диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов авторов Т.А Фотековой и Т.В. Ахутиной. (Приложение 1)
Изучив состояния монологической речи учащихся, пришли к выводу, что уровень развития связной речи первоклассников, поступивших в школу значительно снижен.
В чем же причина нарушений связной речи у учащихся 1 класса?
Школа находится в некотором удалении от районного центра. 66,6 % учащихся 1 класса, зачисленных на логопункт, пришли из семей, где общение идёт на марийском языке, 41,6% детей не посещали детский сад, 58% неполные семьи, в которых ребенок часто живет с бабушкой, а мать находится «на заработках». Известно, что такие учащиеся составляют группу риска школьной дезадаптации и нуждаются в грамотном подходе к коррекции речевых недостатков.
Возникло противоречие: предлагаемая программа логопедической коррекции для общеобразовательных школ, не совсем подходит для детей, воспитывающихся в сельских школах. Назрела необходимость решения данной проблемы
Новизна проекта заключается в том, что рекомендованное Инструктивным письмом министерства образования республики Марий Эл от 27.08.2003 г. №2077 Планирование логопедических занятий в условиях логопункта включает только 6 тем по подготовке к сочинению и изложению. Что недостаточно для детей, проживающих в условиях билингвизма.
Этим обоснован выбор темы проекта «Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях».
Для этого было переработано и дополнено Перспективное планирование, в которое, не изменяя основы, было включено частью занятий практический материал по развитию связной речи с учетом требований ФГОС НОО.
Заинтересованная аудитория
В успешной реализации данного проекта заинтересован учитель-логопед, так как повысится результативность коррекционного обучения по развитию связной монологической речи.
Заинтересованы учителя начальных классов, так как реализация проекта поможет учащимися успешно овладеть связной монологической речью, их рассказы станут более интересными, а пересказы полными, подробными, что позволит повысить уровень мотивации.
Заинтересованы родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на результатах самостоятельных работ учащихся по развитию связной речи, а значит и на итоговых оценках учащихся.
Заинтересовано учебное заведения так как, улучшение результатов по письменным работам благоприятно отразится на статистических данных школы.
Заинтересованы сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, обогатить словарный запас.
Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию связной монологической речи учащихся на основе применения приемов пересказа и составления рассказа по картине и серии картин.
Задачи:
1.Составить план основных мероприятий по экспериментальной работе.
2.Повысить уровень развития связной монологической речи учащихся на основе применения приемов пересказа и составления рассказа по картине и серии картин.
3.Сконструировать модель мониторинга уровня овладения связной речью учащихся на разных этапах обучения.
4.Разработать методический материал по теме проекта с учетом требований ФГОС НОО.
Сроки реализации проекта: 3 года
Возрастная категория: 6,5-10 лет
Участники проекта:
Участниками проекта являются учащиеся 1 классов, зачисленные на логопункт и учитель-логопед, непосредственно реализующий данный проект в течение учебного года и родители, осуществляющие взаимодействие в процессе коррекционного обучения.
Объект исследования: уровень развития связной речи учащихся.
Предмет исследования: обучение связной речи учащихся.
Гипотеза: применение приемов пересказа и составления рассказа по картине и серии картин повысит уровень связной монологической речи учащихся.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
сентябрь

1.Диагностика развития связной речи (по методике исследования связной речи авторов Т.А Фотековой и Т.В. Ахутиной. (Приложение 1)


Организационный этап :
октябрь

1.Составление плана основных мероприятий по экспериментальной работе

2.Определение и подготовка исходных нормативно-правовых документов.

3.Определение методических условий для реализации проекта в соответствие с требованиями ФГОС

4.Составление перспективного тематического планирования по коррекции речевых нарушений с элементами пересказа и составления рассказа по картине и серии картин.

5.Подготовка материально-технической базы для реализации проекта:
необходимых наглядно- иллюстрационных материалов: памятки, рекомендации, фотографии, картотеки и т.д..
необходимой литературы, периодических изданий, электронных материалов, подборки интернет ресурсов.


6.Разработка системы оценки коммуникативных УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Функциональный этап:
3 года

1.Определение схемы сотрудничества всех участников проекта


2.Содержание учебного материала:
конспекты занятий по пересказу
конспекты занятий по составлению рассказов по картине и серии картин


3.Промежуточный мониторинг уровня овладения связной речью учащихся на разных этапах обучения (на конец учебного года)

4.Коррекция системы оценки коммуникативных УУД в соответствие с требованиями ФГОС НОО

Аналитический этап:
К концу обучения (май)

1.Мониторинг процесса развития связной монологической речи

2.Распространение положительного опыта экспериментальной работы для учителей-логопедов образовательных учреждений;



ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Качественное выражение результатов проекта учитель отслеживает для себя, чтобы убедиться, помогают ли используемые средства достичь цели совершенствования навыков развития связной речи учащихся. Для этого будет проводиться диагностика развития связной речи школьников с использованием нейропсихологических методов. Покоторой будет отслеживаться уровень развития умения составлять рассказы и пересказывать.
Развитие связной речи будет оцениваться по следующим критериям: смысловой адекватности и самостоятельности выполнения, программирование текста, критерий грамматического и лексического оформления.
Научная и практическая ценность прогнозируемых результатов:
Практическая значимость исследования заключается в разработке и подготовке методических рекомендаций и дидактических материалов по развитию связной речи учащихся для учителей-логопедов образовательных учреждений;
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
разработки занятий по обучению рассказыванию и пересказу, которые будут дополнены и переработаны в ходе реализации проекта в соответствии с требованиями ФГОС.
система оценки коммуникативных УУД в соответствие с требованиями ФГОС НОО.
рекомендации педагогам по использованию наглядного моделирования в развитии связной речи учащихся (карточек – схем на занятиях, образцы некоторых опорных схем),
рекомендации педагогам по применению алгоритмов в построении уроков по развитию связной речи
ознакомить с приемами работы над развитием связной речи младших школьников
рекомендации по модели мониторинга уровня овладения связной речью учащихся на разных этапах обучения.
комплекты индивидуальных раздаточных материалов по темам.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
оснащённость логопедического кабинета
диагностическим материалом
методическим материалом
систематизированным иллюстрированным материалом, подобранным с учетом прохождения тем по развитию связной речи (сюжетные картинки; серии картинок)
картотекой словесных игр, игровых упражнений на развитие лексического запаса учащихся
техническими средствами обучения (магнитофон , аудиозаписи, компьютер; учебными и развивающими дисками).
методической литературой
материалами для работы с родителями

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях;
-широкое использование различных видов наглядности, в том числе компьютера, где она ярко и эстетично представляется (презентации слайдов по занятиям, художественное панно, схематичные изображения персонажей, картинный материал, карточки, перфокарты и т.д.);
- разработка конспектов занятий на тематической и игровой основе (элементы ролевой игры, игры - драматизации, сюрпризных моментов);
- разнообразный подбор увлекательного лексического и грамматического материала;
- разноуровневое обучение на занятиях, что помогает создать ситуацию успеха, поверить в свои силы (деление учащихся по подгруппам и индивидуальный подбор заданий и карточек);
- использование музыки, аудиозаписей, художественного слова, подбор интересных художественных произведений, видеоматериалов.
- применение тестирования на занятиях.
- использование здоровьесберегающих технологий на занятиях (гимнастика для глаз, физкультминутки, упражнения для развития мелкой моторики, приём зарисовки и т.д.)
- индивидуальный подход к учащимся на основании результатов исследования.
- постановка и решение проблемы на занятиях.
Специальное внимание в процессе занятий уделяется коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
- формирование языковых обобщений, связанных с употреблением однотипных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, ряда глагольных форм и др.; усвоение нормативного употребления словоформ в контексте предложений;
- практическое усвоение основных форм связи слов в предложении (согласование, глагольное управление и др.);
- развитие фразовой речи; усвоение различных типов синтаксических конструкций;
- усвоение норм семантико-синтаксической связи между предложениями в составе текста;
-активизация и обогащение словарного запаса.
В занятие включаются: упражнения в словоизменении, в подборе лексем и словоформ, например определений к данному педагогом слову при характеристике персонажей; упражнения в дополнении предложения требуемым по смыслу словом; воспроизведение определённого лексического материала текста в форме игры-упражнения «Кто лучше запомнил?» и др. Таким образом, у детей формируются навыки практических действий с языковым материалом. Аналогично отрабатываются другие падежные формы: родительного падежа (добежали до речки), винительного (спрятались в нору, переплыли на другой берег) и др.
При проведении словарной работы внимание детей акцентируется на словах, служащие для выражения временной и пространственной связи событий (сначала, потом, утром, вечером, дальше, там, назад, обратно и т. д.); выделяются слова с обозначением характера действия (длительность, интенсивность и др.), например: скоро, долго, медленно, громко и др. Усвоение детьми таких слов-маркеров значительно облегчает им составление связного высказывания.
На каждом занятии осуществляется индивидуальный подход к детям с учётом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений при составлении связного высказывания (трудности планирования, удержания программы высказывания, несформированность навыков контроля за его построением, аграмматизмы). Это принимается во внимание при оказании индивидуальной помощи ребёнку (направленное использование вспомогательных вопросов, наглядных опор, карточек с опорными словами и др.) при определении очерёдности и степени участия в коллективных формах работы, в наглядном планировании связного высказывания, в упражнениях на подбор лексем, словоформ и др. Работа с детьми, проводимая в форме живого речевого общения, способствует их интересу к занятиям и активизации речевых проявлений.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
Перспективное тематическое планирование включает в каждую тему занятия, рекомендованную Инструктивным письмом министерства образования республики Марий Эл от 27.08.2003 г. №2077, часть по развитию связной монологической речи. Например, в тему «Дифференциация звуков [в][в'] - [ф][ф'] в предложениях и связной речи» проект предполагает включение составление рассказа по серии картин «Вера едет на велосипеде», а при прохождении темы «Звонкие и глухие согласные» предлагается частью занятия включить пересказ текста Н. Сладкова «Птицы весну принесли».
Перспективное тематическое планирование.

Тема
Кол-во часов
Содержание работы по связной речи с применением приемов пересказа и составления рассказа по картине и серии картин
№ занятия
Литература


Подготовительный этап обучения.
Постановка звуков
10




1
Развитие пространственных отношений
2
«Это Я» Беседа по фотографии
2
С.В. Коноваленко
В.В. Коноваленко Развитие связной речи «Человек» с. 12-13

2
Развитие ориентировки во времени
2
Сопоставление поздней и ранней осени с опорой на символы.
4
С.В. Коноваленко
Н.В. Коноваленко Развитие связной речи «Осень» с.44

3
Развитие слухового внимания. Различение предметов по форме
1




4
Речь
1




5
Предложение
2
Пересказ рассказа по опорным схемам «Осень»
7


6
Слово
9
Составление рассказа по опорным схемам «Осень»


5



9







I этап обучения






1
Звуки речи. Звуки речевые и неречевые
1




2
Гласные звуки и пройденные в классе буквы
2
Пересказ рассказа «Найда» с опорой на картинки
2
Л.Н.Ефименкова Метод.нагляд. пособие по кор. уст. и письм. речи, с. 12 III – 6

3
Деление слов на слоги
6
Рассказ по серии картин «Скворечник»

6


4
Ударение
3




5
Согласные звуки и пройденные в классе буквы
3
Составление рассказа по серии картин «Михась – друг пограничника»
(презентация или серия картинок)
3
Н.С.Черноусова «Сочинения в начальных классах» с.38

6
Твёрдые и мягкие согласные
6
Составление рассказа по серии предметных картинок «Весна»
6


7
Звонкие и глухие согласные
4
Пересказ повествовательного рассказа Н.Сладкова «Птицы весну принесли» (презентация)

4
С.В. Коноваленко
В.В. Коноваленко Развитие связной речи «Весна» с 41


Дифференциация звуков и букв





1
Звуки П – П', буква П

1
Составление повествовательного рассказа из личного опыта «Мой любимый праздник»



2
Звуки Б и Б', буква Б
1
Составление описа-
тельного рассказа с опорой на предмет-ные картинки
«Берёзка»
1
Л.Н.Ефименкова Метод.нагляд. пособие по кор. уст. и письм. речи, с. 11 III – 4

3
Дифференциация П-Б
4
Составление рассказа по серии картин «Собака Пушок»
4
Серия Каше

4
Звуки Т-Т', буква Т
1




5
Звуки Д-Д', буква Д
1
Пересказ с опорой на серию картинок «Дрозд»

Л.Н.Ефименкова Метод.нагляд. пособие по кор. уст. и письм. речи, с. 11 III – 1

6
Дифференциация Т-Д
4
Пересказ отрывка «Улетают журавли» И.Соколова-Микиткова
4
С.В. Коноваленко
В.В. Коноваленко Развитие связной речи «Осень» с.33-36

7
Звуки К – К', буква К
1
Пересказ рассказа по плану по опорным словам «Кенгурёнок»

И.Я. Яковлева сб. текстов для изложений в нач. классах, с.32

8
Звуки Г - Г', буква Г
1
Изложение «Галка»
(с рисунками детей)

И.Я. Яковлева сб. текстов для изложений в нач. классах, с. 27

9
Дифференциация К-Г
4
Составление рассказа по серии картинок «В гости к белке»
4
Узорова О.В. 1 класс

10
Звуки Ф-Ф', буква Ф
1




11
Звуки В-В', буква В
1
Пересказ «Как медведь сам себя напугал» (по серии картинок)

Л.Н.Ефименкова Метод.нагляд. пособие по кор. уст. и письм. речи, с. 11 III – 3

12
Дифференциация В-Ф
4
Составление рассказа по серии картинок «Вера едет на велосипеде»
4
Узорова О.В. 1 класс

13
Дифференциация В-Б
1




14
Звуки С-С', буква С
1
Пересказ с опорой на серию картинок «Стыдно перед соловушкой»
1
Серия картин

15
Звуки З-З', буква З
1
Составление рассказа по сюжетной картинке «Зимние забавы»
1
Шклярова Т.В. 3 класс, с. 63

16
Дифференциация С-З
4
Пересказ
«Скворец и зяблик»
(панно или презентация)
4


17
Звук и буква Ш
1
Пересказ с опорой на серию картинок «Шалун»
(презентация)
4
Серия Каше

18
Звук и буква Ж
1




19
Дифференциация Ш-Ж
4
Составление рассказа по серии картин с одной закрытой «Умный ёжик»
(презентация)
3


Серия картин.



20
Дифференциация Ш-С
4
Составление рассказа по серии картин «Просто старушка»
(презентация)
4
конспект

21
Дифференциация Ж-З
4
Пересказ с опорой на картинки «Дружба»
(презентация или картинки)
4
Л.Н.Ефименкова Метод.нагляд. пособие по кор. уст. и письм. речи, с. 14 III – 3

22
Звук и буква Ц
1
Составление повеств. рассказа по сюжетной картине «Зайцы зимой»
1


23
Дифференциация С-Ц
4
Составление рассказа по серии картин «Синица»
(презентация или серия картинок)
4
Серия Каше

24
Дифференциация Ц- Т
2




25
Звук и буква Ч
1
Пересказ «Бабочки» с опорой на картинку
(по серии схем-картин с зарисовкой детьми)
1
Л.Н.Ефименкова Метод.нагляд. пособие по кор. уст. и письм. речи, с. 15

26
Дифференциация Ц-Ч
3




27
Звук и буква Щ
1
Составление описательного рассказа из личного опыта «Моё любимое животное»
1


28
Дифференциация Ч-Щ
4




29
Дифференциация Ш-Щ
4
Пересказ басни «Два товарища» Л.Толстой
(панно или компьютерная презентация)
4
«Родничок» книга для внеклассного чтения, 1 кл

30
Звуки Р-Р ', буква Р
1




31
Звуки Л-Л', буква Л
1
Обучение изложению с опорой на картину «Лось» (запись по частям)
1
И.Я. Яковлева сб. текстов для изложений в нач. классах, с. 29

32
Дифференциация Р-Л
2
Составление рассказа по серии картин «Скворечник»
2
Узорова О.В. 1 класс


II этап





1
Корень слова. Родственные слова
6
Составление рассказа по серии картин «Грибники»
(4 картинки)

Пересказ «Внуки помогли»(панно или компьютерная презентация)
2




4
Узорова О.В.1 класс



Узорова О.В. Практическое пособие. С. 56

2
Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов
8
Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
3
Картина

3
Приставка. Образование слов с помощью приставок
7
Пересказ рассказа «Подзатыльник»
В. Суслов
(презентация или серия схематичных картинок)

Составление рассказа по началу с опорой на картинки
Пересказ рассказа «Алмаз» начало по опорным словам и картинкам, запись концовки)

Составление рассказа по серии картинок «Помощница»
2




4


6



7
Конспект






Тарабарина «И учёба, и игра, и рус.язык», с. 173



Узорова О.В 1 класс

4
Предлоги
9
Изложение «Встреча»
(по плану, вопросам, картинка «рысь»)

Составление рассказа по серии картин «Один дома»

Составление рассказа и запись по серии картин «Друзья птиц»
(презентация)
3



5



9
Тарабарина «И учёба, и игра, и рус.язык», с. 173


Узорова О.В 1 класс

Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с. 17

5
Дифференциация предлогов и приставок
5
Пересказ и запись одной части по условной схеме и готовому плану «Подарок»
5
КомисароваЛ.Ю. «Дид. материал»,с.44, 3 класс

6
Многозначные слова
6
Пересказ рассказа «Острые вещи» с элементами драматизации (обучение пересказу с переходом из прямой речи на косвенную)
5
Конспект

7
Антонимы
6
Свободный диктант по рассказу ЭШима«Петух и наседка»

Изложение «Двоечница-отличница»
по готовому плану
3



5
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с. 136

И.Я. Яковлева сб. текстов для изложений в нач. классах, с. 72

8
Синонимы
8
Составление описательных рассказов по теме «Первоцветы»
8
конспект

9
Согласование слов в словосочетании и предложении
9
Пересказ по опорным словам с элементами творчества рассказа
К.Д. Ушинского.
«Смелая ласточка»

Составление описательного рассказа «Ласточка»

4





5
С.В. Коноваленко
В.В. Коноваленко Развитие связной речи «Весна» с 27


С.В. Коноваленко
В.В. Коноваленко Развитие связной речи «Весна» С.31


III этап





1
Для чего нужна речь?
1




2
Устная и письменная речь
1
Пересказ «Тяжкий труд» по Э. Шиму
(по плану и опорным словам)

«Родничок» книга для внеклассного чтения, с.53. 2 кл
конспект

3
Составление предложений по картинке
3
Пересказ по Н. Сладкову «Осенняя ёлочка»
3
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с. 40


4
Составление предложений из данных слов
3
Обучение сочинению по серии картинок «Лиса и ворона»
3
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с. 50


5
Составление предложений по началу
1




6
Сокращение и распространение предложений
3
Восстановление и пересказ текста «Свиристели» по Б.Павлову
(или изложение)
3
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.138


7
Понятие о тексте
2
Пересказ по Г.Скребицкому «Воришка» (запись одной части)
2
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.100


8
Тема. Заголовок
1




9
Основная мысль текста
2
Выборочный пересказ по А.Куприну «Скворцы» (запись)
2
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.62


10
Правила построения текста
2
Составление рассказа по серии картин «Пограничники» (запись одной из частей)
1


11
Структура текста
1
Пересказ «Мурка» (запись 3 части: описание котят)
1
Л.Н.Ефименкова Метод.нагляд. пособие по кор. уст. и письм. речи, с. 13

12
Типы текста
2
Составление рассказов трёх типов по картинке
2
Конспект

13
Тип текста – повествование
2
Пересказ и краткое изложение по Л.Толстому «Птичка»
2
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.67


14
Тип текста – описание
4
Выборочное изложение по Г.Скребицкому «Воробьи»
3
Конспект

15
Тип текста –рассуждение
3
Изложение с элементами рассуждения «Вот чудеса-то» по Ю.Дмитиеву
2
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.80

16
План текста
3
Изложение по Н.Носову «Горка»
(С опорой на серию картин)

Пересказ рассказа С.Баруздина «Твоя работа» (с опорой на символы)
2




3
Конспект




«Родное слово» 2 класс
конспект

17
Деформированный текст
1
Восстановление текста с опорой на серию картинок «Верный друг»

Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с

18
Восстановление деформированного текста
1
Изложение «Ёжик» по Г.Циферову (восстановление и изложение текста)
1
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.56


19
Распространение текста
2
Изложение «Колышек»
( с элементами творчества)
2
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.54

20
Составление рассказа
1
Составление рассказа по картине М. Самсонова «Сестрица»
1
Картина
Конспект

21
Сжатие текста
2
Сжатое изложение «Карасик»
2
Конспект

22
Фразеологический раздел
1




23
Путешествие в страну «Сочиняйку»
1




24
Обучение сочинению
2
Составление рассказа «Горе-лыжник»
(с опорой на серию из 4 картинок)
2
конспект

25
Устный пересказ и письменное изложение
4
Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» ( по самостоятельно составленному плану)
Изложение «Друзья животных» по Г.Скребицкому
Пересказ рассказа
В. Суслова
«Черёмуха»
(с элементами творчества)
Итоговое изложение по К.Паустовскому «Кот-ворюга»
1



2


3


4
В.В.КоноваленкоС.В. Коноваленко Развитие связной речи «Весна» с 54

Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.116

Конспект

Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.157

26
Сочинение
4
Сочинение «Вот и весна пришла!» (с опорой на картинки или символы)

Сочинение по картине «Грачи прилетели»
Сочинение - рассуждение «Мой лучший друг»
Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни!»
1



2

3


4
конспект



Сочинения по картине
Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.151

Щёголева «Уроки развития связной речи» ,с.158




РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА:
—°Распространение положительного опыта экспериментальной работы будет осуществляться через издание, размещение в электронных базах, на Интернет-ресурсах педагогических продуктов экспериментальной деятельности (пакет документов, программ, рекомендаций, обеспечивающий научно-методическое сопровождение процесса развития связной речи учащихся общеобразовательных школ) и систему методической работы.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии // к вопросу о механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания. М.: Изд-во МГУ, 1975.
Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя/ В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. М.: Издательство АСТ, 2002.
Ефименкова Л.Н. Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи (дополнение к книге Л.Н.Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»). М.: Просвещение,1991.
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык" для 2 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной: Пособие для учащихся, Балласс, 2011.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна». М.: ГНОМ и Д, 2001.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Осень». М.: ГНОМ и Д, 2000.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Зима». М.: ГНОМ и Д,2002.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Весна». М.: ГНОМ и Д,2003.
«Родничок» книга для внеклассного чтения 2 класс. Издательства: Родничок, АСТ, Астрель, 2008.
Система обучения сочинениям/ под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение,1967.
Тарабарина Т. И., Соколова Е.И. И учеба, и игра. И русский язык. М.: Академия Развития, 2006.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Как научить ребенка писать сочинение по картинкам. М.: Астрель, 2002.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Развитие речи в картинках. М.:Астрель, 2002.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: 2002.
Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. М.: Просвещение, 1976.
Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе: Методическое пособие для преподавателей начальных классов. СПб.: Специальная литература,1997.
Яковлева И. Я. Сборник текстов для изложений в начальных классах.
2-е изд. М.: Детская литература, 1983.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии // к вопросу о механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания. М.: Изд-во МГУ, 1975.
Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу. // Дефектология. 1989. №1
Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичевав книге для логопедов «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.:1985.
Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск: ИПКПРО, 2003.
5. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы . М.:1989.




Приложение 1
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

(первоначальное)

Составление рассказа по серии из четырёх сюжетных картинок

Инструкция:разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

15 баллов – картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;

10 – использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;

5 – при раскладывании картинок или интерпретации происходящего понадобилась развёрнутая помощь в виде наводящих вопросов или же правильно расположенных картинках дано собственное толкование событий;

0 - невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.

Критерий возможности программирования текста.

15 баллов - рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
10 – пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощённых связующих элементов;

5 – выраженная тенденция к фрагментации текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов, грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 – невозможность самостоятельного построения связного текста.

Критерий грамматического оформления.

15 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 – рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;

5 – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 – множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 баллов - адекватное использование вербальных средств;

10 – длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

5 – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;

0 – далёкие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Суммарный балл складывается из оценок по всем четырём критериям и при максимально успешном выполнении равен 60

Пересказ текста

Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.
«ГАЛКА И ГОЛУБИ»
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по галочьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим. Но те её также не признали и выгнали.
По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько ребёнок понял смысл ситуации:
-Почему галку не признали свои?
- Понравилось ли тебе поведение галки и почему?

Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

15 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;

10 – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

5 – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности программирования текста

15 баллов – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;

10 – пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;
5 – тенденция к фрагментации текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов или грамматический конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочетание ошибок из предыдущего пункта;

0 – невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов.

Критерий грамматического оформления

15 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 – пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;

5 – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 – множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 баллов – адекватное использование вербальных средств;

10 – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

5 – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова (выгнули вместо «выгнали» и т.д.);

0 – далёкие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.


Исследование связной речи
(промежуточное/заключительное)
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
(используются те же картинки)
Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения
15 баллов – картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;

10 – использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;

5 – при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развёрнутая помощь в виде наводящих вопросов, или же правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;

0 – невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.

Критерий возможности программирования текста.

15 баллов – рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;

10 – Пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или необоснованные стереотипные повторы связующих элементов;

5 – тенденция к фрагментации текста, однотипные повторяющиеся грамматические конструкции или повторяющиеся непродуктивные слова, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 – невозможность самостоятельного построения связного текста.

Критерий грамматического оформления

15 баллов– рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 – рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;

5 – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 – множественные аграмматизмы.


Критерий лексического оформления

15 баллов - адекватное использование вербальных средств;

10 – поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

5 – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажения звуковой структуры слова;

0 – далёкие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Суммарный балл складывается из оценок по всем четырём критериям и при максимально успешном выполнении равен 60

Пересказ текста

Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.
«ГАЛКА И ГОЛУБИ»
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по галочьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим. Но те её также не признали и выгнали.
По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько ребёнок понял смысл ситуации:
-Почему галку не признали свои?
- Какая мораль у этой истории?

Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

15 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;

10 – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

5 – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности построения текста

15 баллов – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;

10 – пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные стереотипные повторы связующих элементов;
5 – фрагментарность текста, тенденция к перечислению деталей и событий , неоднократные необоснованные повторы слов и грамматический конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочетание ошибок из предыдущего пункта;

0 – невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов.

Критерий грамматического оформления

15 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 – пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;

5 – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 – множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 баллов – адекватное использование вербальных средств;

10 – поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

5 – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие);

0 – далёкие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.
Приложение 2
Рекомендуемый план сотрудничества с родителями по реализации проекта:
Задачи:
Наладить работу с родителями по формированию их компетентности в вопросе речевого развития ребенка.
Активизировать знания родителей о значимости развития связной речи

Консультации по темам:
«Игротека в кругу семьи» (предложить игры и упражнения на качественное обогащение словарного запаса ).
Семинар – практикум для родителей « Как составлять рассказы по серии картин». (Выступление «Обучение составлению рассказов по картине».Памятки по обучению рассказыванию и пересказу.)
Анкетирование родителей на тему «Развитие речи и речевого общения».

Родительские собрания:
«Особенности и проблемы речевого развития учащихся». Форма проведения: круглый стол.
Выступление на родительском собрании учащихся 2 класса. «Влияние нарушений в речевом и познавательном развитии на успешное обучение ребенка в школе»
Выступление на родительском собрании учащихся 2 класса. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии».
Выступление на родительском собрании учащихся 3 класса. «Работа над лексикой, построенной по словообразовательным моделям».
Выступление на родительском собрании. «Результаты коррекционной работы. Ответы на вопросы родителей».
Проведение практикума для родителей: «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи»

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие для развития связной речи. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.
Игра «Увеличение - уменьшение»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?
Усложним эту игру дополнительными вопросами:
Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?
- Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
Игра «Оживи предмет»
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?
- О чем думает ваша обувь? (Родители приводят свои ответы)
А вот как отвечали ваши дети (ответы детей).
Игра «Подарок»
Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли", или "Я дарю вам большую конфету, "В коробке кактус, не уколитесь".
Игра «Измени характер персонажа»
Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы). Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.
Игра «Зоопарк»
Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
Внешний вид.
Где живет?
Чем питается?
Игра «Разными глазами»
Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.
Игра «Опиши ситуацию»
Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.
Игра «Придумай продолжение»
Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.
Игра «Как мне повезло».
Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
Игра «Подбери метафору»
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, "говор волн", "холодный взгляд". Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены. Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.
«Автобиография»
Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.
"Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе (лампочка)".
Игра «Веселые рифмы»
Подберите к словам рифмы.
Свечка - печка; трубы - губы; ракетка - пипетка; сапоги - пироги и т.д.
В народе говорят: "Без воображения нет соображения". Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Материалы для родительского всеобуча
«Игротека в кругу семьи».
Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
"Только весёлые слова".
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
"Автобиография".
Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе:". (Лампочка).
Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:" (Пятачок).
"Волшебная цепочка".
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.
"Слова мячики".
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
"Антонимы в сказках и фильмах".
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.
Примеры заданий:
"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");
"Если вдруг:"
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
Все пуговицы;
Все ножницы;
Все спички;
Все учебники или книги и т. д.
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."
Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
Живая вода;
Цветик-семицветик;
Сапоги-скороходы;
Ковёр-самолёт и т. д.
"Подбери слово".
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
"Кто что умеет делать".
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).
"Антонимы для загадок".
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".
Обитает в воде (значит, на суше);
Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
Хвост очень длинный (значит, короткий);
Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
Очень любит солёное (значит, сладкое).
Кто это?
"Весёлые рифмы".
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка - :. печка;
Трубы - : губы;
Ракетка - пипетка;
Слон - :поклон;
Сапоги - :пироги и т. д.

—ђ Заголовок 1 Заголовок 315