Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. Для детей с интеллектуальной недостаточностью


№ п/п Наименование раздела программы. Тема урокаЭлементы содержанияТребования к уровню подготовки учащихся Элементы дополнительного содержанияДата урокаПримечпланфактОбследование речи
(4 часа) Обследование устной речи
Обследование письменной речи Звуко - буквенный анализ и синтез слов
( 13 часов) Гласные и cогласные звукиЗвуки и буквыУметь отличать звук, и буквы в словах. Знать разницу между буквами и звуками Развитие мелкой моторики. Путешествие в страну Глухих Звуков Выделение звука среди других
согласных звуков.
Выделение звука в потоке
звуков. Позиция звука в слове.
Различение звуков Учащиеся должны уметь различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные буквы. Подбирать слова на заданный звук, различать акустически близкие звуки. Развитие логического мышления Путешествие в страну Звонких звуков Твердые и мягкие согласные звуки Звуковой анализ слов с опорой на графические схемы Город букв и звуков.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов Коррекционная работа на лексическом уровне
( 23 часа) Слово Гласные ударные и безударные. Словесное ударение. Произношение и обозначение на письме безударных гласных в слове Уметь делить слова на слоги, составлять слова из слогов, определять количество слогов в слове Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи. Слог Слоговой анализ и синтез слов Ударение в слове.
Безударные гласные Схемы слого-ритмической структуры слов
Развитие мелкой моторики. Состав слова
Корень словаРодственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Учащиеся должны уметь:
- различать произношение и написание слов;
- анализировать и кратко характеризовать состав слова;
- выполнять разбор слова по составу Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова Суффикс. Образоание слов суффиксальным способом. Выполнени еупражненийПриставка. Образование слов приставочным способом. Выполнение упражнений Коррекционная работа на синтаксическом уровне
(35 часов)
Состав предложения Выделение слов в составе предложения. Определение их количества. Уметь делить текст на предложения.
Учащиеся должны уметь исправлять ошибки в построении предложений, в употреблении слов. Развитие мелкой моторики. Деформированное предложение Знакомство с деформированным предложением Количественные и порядковые числительные Согласование числительных с существительными Уметь правильно согласовывать числительные с существительными Относительные прилагательные Образование относительных и притяжательных прилагательных Уметь образовывать и употреблять прилагательные Развитие логического мышленияПритяжательные прилагательные Сравнительная степень прилагательных Образование сравнительной степени прилагательных Уметь употреблять сравнительную степень прилагательных Падежные формы существительных Приёмы определения падежа. Учащиеся должны уметь определять падеж и изменять существительное по падежам. Развитие абстрактного и логического мышления Падежные формы прилагательных Приёмы определения падежа. Учащиеся должны уметь определять падеж и изменять прилагательное по падежам. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Предлоги НА, С Осознание текста как результата речевой деятельности Разговорная речь. Предлоги В, НА, С, ИЗ Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД Развитие мелкой моторики. Предлоги Предлоги и приставкиЗначение предлогов и приставок Уметь различать предлоги и приставки Развитие речиСвязная речь(24 час) Определение темы и основной мысли рассказа. Синонимы. Тренировочные упражнения
Выделение в тексте темы, основной мысли
Изложение содержания прочитанного, услышанного текста. Учащиеся должны уметь определять тему, идею текста;
излагать содержание прослушанного текста;
Развитие абстрактного и логического мышления. Слухового внимания и памяти.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи. Пересказ с опорой на графические схемы. Синонимы. Перессказ по плану. Антонимы. Краткий пересказ Рассказы-описания. Антонимы Составление рассказа по серии сюжетных картин Составление рассказа по сюжетной картине Обследование речи (3 часа) Обследование устной речи Обследование устной речи Обследование письменной речи Резервный день
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Нижнекужебарская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
Школьным методическим
Объединением
№_____ от____________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________Э.А. САфонова«____»__________20 г.
Программа работы по преодолению нарушений письма у учащихся, имеющих нарушение - дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза
срок реализации: 2016 – 2017 учебный год
учитель-логопед: К.М. Калинина
С. Нижний Кужебар, 2016

Дисграфия
Рабочая программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации об образовании.
Федерального базисного учебного плана(приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г.№1312),
Письмо Министерства образования России от 14.12. 2000г. №2; Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.
Положения об образовательном учреждении.
Программы работы по преодалению нарушений письма у младших школьников. – автор Мазанова Е.В
Структура документа.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику работы коррекционного обучения школьников с нарушениями письма, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих коррекционную работу по дисграфии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию по устранению дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза
При обучении в школе у детей с ограниченными возможностями здоровья возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. Под этим термином понимают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают стойкие трудности при усвоении программы обучения вследствие недостаточной сформированности интелеллекта, речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Основной целью коррекции дисграфии является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности: развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности ,способности преодолевать трудности.
Задачи коррекции дисграфии определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.
Конкретные задачи коррекции дисграфии разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
-развитие фонематического анализа и синтеза;
-развитие слогового анализа и синтеза;
-развитие языкового анализа и синтеза;
-обогащение словарного запаса;
-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Основные направления работы:
1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.
-уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
-выделение его на фоне слога;
-определение наличия и места в слове;
-определение места звука по отношению к другим;
-выделение его из предложения, текста.
В процессе работы каждый из звуков соотносится с определённой буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количества слов; придумывание предложений с определённым количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определённым количеством слов и т.д.; - уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса;
-уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
-устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приёмов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
4. Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- контроль за ходом своей деятельности;
- работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю – логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
При коррекционном обучении школьников с нарушениями письма реализуются основные дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Педагогические технологии, используемые на уроках:
Коммуникативные (построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств информации), исследовательские (данная технология требует реализации педагогической модели через - «обучение через открытие»), педагогика сотрудничества (гуманно-личностный подход к обучающимся), игровые технологии (моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения), лекционно - семинарско - зачётная система (оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы), применяются элементы здоровьесберегающей технологии (пальчиковая гимнастика, физкультминутки, логоритмические упражнения).
Содержание курса.
Программа по каждому из направлений коррекционного обучения построена а определенной последовательности:
Введение в тему;
Ее объяснение, адресуемое непосредственно детям;
Тренировочные упражнения (от простого – к сложному).
Занятия по преодолению дисграфии не должны превращаться в бесконечный процесс написания или переписывания. Необходимо обеспечить разнообразную речевую практику учащихся для развития навыков речевой коммуникации, языковой способности, наблюдательности и многого другого.
Тематическое планирование рассчитано на 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ 102 Ч В ГОД.
Продолжительность занятия – 45 минут
Форма занятия – индивидуальная.
Основные темы:
Звуко-буквенный анализ и синтез слов – 13 часов.
Коррекционная работа на лексическом уровне – 23 часов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне - 35 часов.
Связная речь – 24 часов.
Обследование речи – 7 часов.
Основные требования к знаниям и умениям к окончанию коррекционной работы с учащимися.
К окончанию коррекционной работы обучающиеся должны знать:
гласные и согласные звуки и буквы;
определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка;чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст
графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
правописание предлогов и приставок;
К окончанию коррекционной работы обучающиеся должны уметь:
различать гласные и согласные звуки;
различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков;
согласовывать существительные, числительные в роде, числе, падеже;
определять тему и основную мысль текста.
Результативность выполнения программы
Работа по данной программе позволит учащимся овладеть способами мыслительной деятельности, умениями самостоятельной творческой деятельности, расширить кругозор.
Контроль сформированности лексической стороны речи фактически происходит на каждом уроке при выполнении подготовительных и речевых упражнений. Контроль за формированием грамматических навыков осуществляется как в ходе ежедневной практики на уроке (то есть с использованием обычных упражнений подготовительного и речевого характера). 
Критерии оценки выполнения программы
«Высокий уровень» - ребёнок демонстрирует сознательное и возможное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению. Освоил теоретический материал, получил навыки в его применении при решении творческих задач в работе над индивидуальными заданиями по выполнению данной программы, демонстрирует умение работать самостоятельно, творчески.
«Средний уровень» - ребёнок освоил идеи и методы данной программы в такой степени, что справился со стандартными заданиями, наблюдаются определённые положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном и творческом росте.
«Низкий уровень» - ребёнок освоил наиболее простые идеи и методы данной программы, что позволило ему достаточно успешно выполнить простые задания по выполнению данной программы.
Учебно-методический комплекс
Бакисова Л.О. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия. – Волгоград: Учитель, 2015
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальноых классов: пособие для логопеда. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 335с.
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Глозман Ж.М. – М., 2006.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П. Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006. – 217 с.
Коррекция нарушения письменной речи: Учебно-методическое пособие/Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 208с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с.:
Логопедия в школе: Практический опыт/Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И дополн – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с. (Серия «Педагогическое образование»)
Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2009
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПБ.: Издательство «Союз»,2004. – 240с. – (Коррекционная педагогика).
Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.: ил. (Библиотека практикующего логопеда).
Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. — М.: В. Секачев, 2005.