Конспект фронтального подгруппового занятия по коррекции смешанной дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с учащихся 3-в класса.


Тытюк Светлана
Конспект фронтального подгруппового занятия по коррекции смешанной дисграфии с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с учащихся 3-в класса.
Тема: языковой анализ и синтез на уровне предложения.
Грамматическая тема: развитие связной речи (составление описательного рассказа).
Лексическая тема: дикие животные.
Задачи: - закрепление навыков языкового анализа и синтеза;
- совершенствование смыслового анализа текста;
- совершенствование умений подбирать предложения к заданной схеме;
- закрепление знания морских животных и рыб;
- развитие связной речи, тренировка в грамматическом оформлении предложений;
- развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса;
- развитие логического мышления;
- развитие временных представлений;
- формирование чувства уверенности в собственных силах;
- воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по
русскому языку;
- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников.
Оборудование: наложенные изображения, «письмо», со словами, заменёнными картинками, карточки с цифрами, сюжетная картинка, карточки-названия частей суток и карточки-названия времени приёмов пищи, схемы предложений, письмо от героя занятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Перед вами лежит картинка. Что на ней изображено? (изображение четырёх наложенных изображений – медведь, волк, заяц, лиса).
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. Вспомните, в каких сказках события происходят в лесу?
На картинке изображены медведь, волк, заяц, лиса
«Маша и медведь», «Три медведя».
2. Введение в тему
Лесные жители приглашают нас в гости и даже прислали нам письмо: «Дорогие ребята мы приглашаем вас к себе в гости погулять по осеннему лесу».
Сегодня мы с вами будем продолжать работать с предложениями.
- Давайте вспомним, что такое предложение?
- Из чего оно состоит?
- Вам уже известно, что предложение может состоять как из одного слова, так и из нескольких.
- Приведите мне примеры предложений, состоящих из одного слова.
- А из нескольких слов?
- Какими бывают предложения по цели высказывания? Ответы детей
Из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения
Смеркалось.
Дети идут в школу.
Вопросительные, восклицательные,
повествовательные.
3. Изучение нового материала
1) Совершенствование навыка языкового синтеза.
Вот мы и в лесу! Лесные жители придумали для вас задание. Нужно составить предложения из слов. Запишите получившиеся предложения.
Слова: - жаркое, стояло, лето – стояло жаркое лето.
- Коля, загадку, загадал – Коля загадал загадку.
- кот, чердак, на, залез – кот залез на чердак.- во, дворе, каток, залили, большой – во дворе залили большой каток.
2) Развитие логического мышления.
- Ребята, давайте ещё раз вспомним, какие животные живут в лесу? запишите названия этих животных в соответствии с их размерами.
Слова: медведь, волк, лиса, заяц.
3) Совершенствование смыслового анализа текста.
- Медведь приготовил вам ещё одно задание. Он написал предложения и допустил в них логические ошибки. Медведи ведь в школу не ходил. Исправьте их и запишите предложения правильно.
- Мальчик стеклом разбил мяч.
- Брат потерял библиотеку из книги.
- Коза принесла девочке сено.
- Телёнок ведёт девочку на верёвочке.
- Весной луга затопили речку.
- После лета пришла долгожданная весна.
4) Закрепление навыков языкового анализа.
Я раздала вам карточки с цифрами. Сейчас я буду читать вам предложения, а вы слушайте внимательно, определяйте, сколько слов в предложении и поднимайте такую же карточку.
-Мама шила.
- Лёня несёт домой ёжика.
- Мама мыла пол.
- Быки пили воду у реки.
- Ваня увидел, что девочка упала.
- Птицы прилетят, когда наступит весна.
Динамическая пауза.
Я буду рассказывать стихотворение, а вы старайтесь изобразить движениями то, о чём говорится в стихотворении:
«Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души
И за парты поспешим».
Тренировочные упражнения на закрепление усвоенных навыков.
1) Развитие связной речи. Тренировка в грамматическом оформлении предложений.
Перед вами картинка. Рассмотрите её. Что на ней нарисовано? Составьте описательный рассказ по картинке и запишите его.
2) Развитие временных представлений.
- Белочка приготовила нам вкусные кушанья. Но она забыла, когда что нужно подавать. Прочтите название времени приёмов пищи на карточках и названия частей суток и расставьте их по порядку. Карточки со словами: ужин, полдник, обед, завтрак, утро, день, вечер, полдень.3) Развитие языкового анализа на уровне предложения.
Лисица очень хочет научиться читать, а для того, чтобы у неё это получилось, она просит вас выполнить следующее задание: вы должны соединить части предложений стрелками.
Папа купил ……сели на калитку.
Катя кормила……жёлтая канарейка.
Галка и сорока……мы видели фламинго.
На ветку рябины……волнистого попугая.
В зоопарке на пруду……серых голубей.
В клетке заливалась……сели снегири.
4) Закрепление навыка языкового анализа и синтеза.
Лиса вам очень благодарна за помощь и она вас просит помочь ещё и зайчонку. Помогите зайке, выполните правильно задания:
Поднимите карточку, если предложение закончено: Зрители смотрят… Часы остановились. Поезд прибыл. На стене висит… Пришла мама. Папа купил…
5) Активизация словарного запаса, дифференциация частей речи.
- К словам, обозначающим предметы, нужно подобрать слова, обозначающие действия. Произнести получившиеся предложения:
Грачи… Цветы… Шмель… Трава…. Птицы…. Дети….
6) Совершенствование умений подбирать предложения к заданной схеме.
- Рассмотрите схемы, придумайте свои предложения и назовите мне их по очереди.
Схемы:
Молодцы! Выполнили всё верно и вернули Русалочке голос.
Дети называют диких животных
4. Обобщение и закрепление изученногоВам понравилось в лесу?
Лесным жителям тоже понравилось с вами гулять и они прислали вам письмо. Давайте его прочитаем.
Но в нём есть ошибки. Исправьте их и запишите текст правильно.
Текст письма: «Друзья спасибо вам что приехали к нам в гости мы очень весело провела с вами время нам было с нами очень интересно когда вы ещё приедете ко мне.»
- Прочитайте мне третье предложение. Первое. Последнее предложение из .
- Какое было второе слово в первом предложении? А последнее слово в третьем предложении?
- Какие встречаются предложения в тексте по цели высказывания? Какие знаки препинания вы использовали? Приведите примеры таких предложений.
Да.
дети отвечают по очереди.
5.Итог занятия.
- Наш урок подошел к концу.
- Молодцы! Вы сегодня на уроке были внимательными и хорошо работали.
- Урок окончен, до свидания, ребята!