Урок математики по теме Сложение и вычитание десятичных дробей, 5 класс


Урок математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», 5 класс
Тимохина Елена Владимировна
Учитель математики ГУ «Аккольская средняя школа №1 им. П. Исакова» Акмольнская область г. Акколь
Кабулова Альмира Асылбековна - организатор
Цели урока:
отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;
развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и сравнивать, творческих способностей учащихся,  расширение кругозора  учащихся;
воспитание интереса к математике, привитие навыка самостоятельности в работе, умения выслушивать других.
План урока:
Организационный момент.
Мотивация урока. Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока.
Актуализация опорных знаний.
Буквенный диктант.
Найди ошибку.
Работа с тестом.
Работа в парах.
Физкультминутка .
Самостоятельная работа.
Логическая пауза.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
И снова здравствуйте.
Пускай кому-то мил английский,
Кому-то физика важна,
Без математики же всем нам
И ни туда, и ни сюда.
2. Мотивация урока.
“Недостаточно овладеть премудростью,
Нужно так же уметь пользоваться ею”
Цицерон
Обсудить высказывание с учащимися.
Вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять.
3. Актуализация опорных знаний.
Зачем нам понадобились десятичные дроби? Может быть, можно было обойтись натуральными числами и обыкновенными дробями?
Запись удобна, действия над десятичными дробями похожи на действия снатуральными числами, которые мы хорошо знаем, можно считать с помощью калькулятора.
4. Буквенный диктант Учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Получается слово.
Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны. (Куб)
Дробь вида 3/7называется ...(Обыкновенная)
В данном уравнении х+ 3,2=7,4 нужно найти неизвестное... (Слагаемое)
Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство. (Корень)
Площадь квадрата со стороной 10 м. (Ар)
Получилось слово «Коска» - в переводе на русский язык – запятая.
Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
5.Найди ошибку
Расставить запятые так, чтобы получились верные равенства.
3,2 + 1,8 = 5
3 + 1,08 = 4,08
0,42 + 1,7 = 2,12
7,36 – 3,36 = 4
63 – 2,7 = 60,3
5,7 – 4 = 1,7
6. Работа с тестом
1. Укажите примеры, где сложение выполнено верно.
А) 279,04 + 0,28=279,32 В) 37,284 +221,37=59,421 С) 28,145+454,37=735,82 D) 42,790+0,284=43,074

2. Укажите значение суммы 42,7 + 0,56.
А) 48,3; B) 43,26; C) 4,83; D) 44,26.
3. Укажите значение разности 34,7 - 2,729.
А) 32,071; B) 7,41; C) 3,1971; D) 31,971.
4. Укажите значение выражения 19 - 11,08 + 8,5 + 6,24.
А) 21,76; B) 22,66; C) 15,01; D) 23,66.
5. Корнем уравнения 2,73 - х = 0,219 является число:
А) 2,511; B) 2,949; C) 0,074; D) 2,611.
6. По течению реки плывет катер со скоростью 28,7 км/ч. Скорость течения 3,1 км/ч. Укажите верные утверждения о движении катера.
A) Скорость катера в стоячей воде 31,8 км/ч.B) Скорость катера против течения 22,5 км/ч.
C) Против течения катер движется быстрее, чем в стоячей воде.
D) В стоячей воде скорость катера 25,6 км/ч.
7. Какую цифру нужно поставить в равенстве 19,7+*,* = 2*,5 вместо звездочки, чтобы оно было верным?
7. Работа в парах
На каждую парту раздаются задания: восстановить цепочку  вычислений  и ответить на вопрос.
Карточка1. Из шкурок какого зверька шилась королевская мантия?

Карточка 2.  Какой кошке поклонялись древние индейцы?

8. Физкультминутка (Учитель произносит слова и показывает движения, учащиеся повторяют).
Один, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим. На носочки - потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели.
9. Самостоятельная работа
(Работают в парах, повторяют правила сложения и вычитания десятичных дробей с последующей проверкой).
Найдите пропущенное число:
1. _______ + 3,015 = 3,605
2. 21,035 - ________ =11,3
3. 106,314 + ________ =120,404
4. 0,35 + 10,7 + 16,05 = ________
5. (18,325 + 10,7) - ________= 0,375
10. Логическая пауза
В пословице говориться: «Ум без догадки гроша не стоит».
Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда,
воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это очень важные качества в жизни человека.
1. Даны две суммы:
7,82 + 5,64 + 3,47 + 1,23 и 2,18 + 4,36 + 6,53 + 8,77
Найдите сумму этих сумм. (Ответ: 40)
2. Найдите значение выражения:
(0,5 – 12) (13 – 2,46 – 3,54). (Ответ: 0)
3. Вычислите наиболее простым способом:
5,94 * 2,67 + 0,33 * 5,94 + 3* 0,06. (Ответ: 18)
11. Подведение итогов урока. Рефлексия
Закончи предложение (Устное интервью) Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ученики высказываются одним предложением, выбирая начало фразы сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
12. Домашнее задание