Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.


Алексеенко
Екатерина Викторовна
учитель начальных классов
ГОУ «Урульгинской школы
-интернат»
с. Урульга,
Карымского района
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи.
Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из важных задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над исправлением, коррекцией различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся с ограниченными возможностями познавательные способности, совершенствуем психические функции.
Непосредственными задачами уроков развития устной речи являются:
расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности;
постоянное повышение речевой мотивации учащихся;
одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы;
организация связных высказываний школьников.
На уроке используются все существующие методы. Главным является наглядный метод. Параллельно с демонстрацией наглядного материала используются словесные методы (беседа, рассказ), метод экскурсий и наблюдений. Практические методы: зарисовки, трафареты, аппликация, работа с деформированным текстом и т.п.
Очень важно, чтобы учитель сумел заинтересовать учащихся. Для этого необходимо использовать различный игровой материал: загадки, кроссворды, ребусы, кукольный театр, обыгрывание ситуаций, дидактические и ролевые игры.
Большая часть времени на уроке должна отводиться формированию и развитию активной речевой практики учащихся в условиях специально разработанных учителем речевых ситуаций. В уроке сохраняется коррекционная направленность: коррекция недостатков произношения, активизация и пополнение словарного запаса, исправление недостатков в построении предложений и связной речи. Проводится специальная работа по обогащению речи словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, формируются «сигнальные» неречевые средства (жест, мимика Другой важное требование - это создание на уроке речевой ситуации. Для этого тема должна звучать не просто «Фрукты», а, например, «Помоги маме сварить компот», не «Одежда», а «Помоги Маше одеться на прогулку» и т.п. Умения и навыки в речевой ситуации:
Активизировать и обогатить запас слов и этикетных выражений, используемых в различных ситуациях.
Учить адекватно использовать предметный и этикетный словарь.
Учить организовывать высказывания содержательно и интонационно, исходя из ситуации общения.
Расширять возможности участия в диалоге.
Закреплять умения строить простые предложения.
Учить построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него
Виды упражнений:
Подбор эпитетов (кошка - маленькая, рыжая, добрая, старая, персидская). Узнавание по эпитетам (деревянный, прямоугольный, высокий - стол). Подобные «загадки» дети загадывают сами.
белая
стройная
высокая
тонкая

Подбор к предмету действий, узнавание предмета по действиям (ветер - воет, пыль поднимает, листья срывает, тучи гоняет). На небе сверкает, землю согревает, освещает - солнце. Подбор к действиям предмета - Кто и что плавает? Кто и что летает?
Ворона (что делает?) летает, ?, ?. ? и т.дПодбор обстоятельств (Учиться можно как? - хорошо, прилежно, много).
Смысловое значение (домик, дом, домище).
Вставка пропущенного слова.
Распространение предложений.
Называние частей слова (дерево - ствол, крона, листья, корень. Что это? - этажи, крыша, подъезд, двери, окна).Точность слов и выражений (одеть и надеть, нужно вставить слово в выражение).
Составление предложения с заданным словом.
Составление предложений с несколькими данными словами.
Объяснение слов.
Отгадывание и составление загадок.
Классификация предметов.
Виды упражнений, при выполнении которых может применяться создание высказываний с помощью графических схем, натуральных предметов, символов, планов, опорных слов, иллюстраций, вопросов:
называние частей предмета, признаков предмета, действий;
работа с загадками;
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (лук)
- Придумать загадку о луке.
сравнение предметов;
Сравнить животных кролика и зайца:
Общие признаки Отличия
Размер Форма тела
Части тела Место обитания
Мех Цвет меха
Питание упражнения на анализ и синтез (чей хвост, с какого дерева листья и т.п.);
подбор однокоренных слов;
работа с антонимами и синонимами (например игра «Противоположности»
составление предложений по образцу;
составление предложений с заменой некоторых слов;
заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
восстановление деформированного предложения;
составление предложения, рассказа по картинке или серии картинок;
составление предложений по опорным словам;
составление рассказа по плану, по картинному плану, по условно-картинному плану, словесному плану;
1. Внешний вид (части тела).
2. Зимующая или перелетная.

3. Где живет. 4. Чем питается.
5. Как выводит птенцов.
6. Какую пользу приносит человеку
рассказ по картине или серии картинок.
В силу того что у учащихся с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствуют представления об окружающем мире, учителю специальной (коррекционной) школы необходимо добиваться прочного усвоения учебного материала по данному предмету, а добиться этого можно лишь применяя разнообразные виды упражнений, создавая мотивационную обстановку на уроке.
Список литературы.
1. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / А. К. Аксёнова. – М. : Владос, 2004.
2. Аксёнова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 1991.
3. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 1998.
4. Худенко, Е. Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа, 1992.