Расширение словарного запаса у младших школьников на уроках окружающего мира, как пропедевтика исследовательской деятельности

Сафонова Светлана Вячеславовна
МБОУ СОШ № 1 г. Мичуринска
E-mail: svetikmich2010@yandex.ru

Расширение словарного запаса у младших школьников на уроках окружающего мира, как пропедевтика исследовательской деятельности

Две проблемы обозначены в заглавии предложенной статьи. Одна из них связана с обогащением словарного запаса младших школьников, другая соотносится с исследовательской деятельностью младшего школьника. В данной статье рассказано, каким образом объединяются эти темы, дополняют друг друга.
На современном этапе работы  школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру  детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
Изменение цели начального образования -  развитие личности ребёнка в процессе учебной деятельности – предполагает вовлечение учащихся в такую деятельность, которая была бы направлена на максимальное развитие личности.
Исследовательская деятельность может служить отправной точкой в развитии личности учащегося. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений.
В Конвенции о правах ребёнка  говорится: « образование ребёнка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;» [4. c.11]
В Концептуальных основах комплекта «Перспектива», автор Л.Ф. Климанова, указывается, что «кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни и производства, связанные с новыми открытиями, происходят буквально на наших глазах. Новые требования общества к уровню социальной, профессиональной и психологической мобильности личности, ее готовности к жизни в условиях поликультурного общества характеризующегося высокой социальной изменчивостью, определяют приоритетные цели образования, связанные со способностью личности к саморазвитию и самосовершенствованию, с формированием умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности. Главной целью становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия». [3. с.5]
В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов  к организации образовательного  процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.  
В качестве одной из  важнейших  задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Творчество школьников наиболее полно проявляется и успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.
Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.
Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества: педагогического коллектива, учащихся и родителей.
Особенно актуальна эта проблема  для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности.
Для того, чтобы учащиеся начальной школы успешно овладели навыками исследовательской деятельности, необходим определённый словарный запас. Поэтому, вопрос о расширении словарного запаса на уроках, сейчас очень актуален.
Обогащение активного словарного запаса учащихся составляют одну из основных задач обучения младших школьников. Основным средством обогащения словаря учащихся является чтение. Читая, учащиеся постепенно накапливают новые и закрепляют в своей памяти ранее встречавшиеся слова. Следующее средство обогащения словаря – это телепередачи, радиопередачи. Эффективным средством обогащения словаря учащихся является заучивание наизусть песен, стихотворений, прозаических отрывков. Расширение словарного запаса происходит также при работе над загадками, пословицами, побасенками, небылицами, скороговорками, считалками, потешками. Большое значение для обогащения словаря учащихся имеет работа с иллюстрациями. Особенно широко нужно использовать предметные и сюжетные картины. Среди этих разнообразных работ, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место должно быть отведено методу проектов. Так как в основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания. Этот метод очень часто применяется на уроках окружающего мира.
Как указывает С.Н. Карпова, «заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов, относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит активный словесный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще» [2, с. 194].
Опираясь на сформированный у школьников интерес к чтению и познанию нового, можно успешнее решать задачи расширения их словарного запаса, в том числе формирования у них внимания к незнакомым словам в тексте. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса.
Нередки случаи неправильного понимания смысла текста, так как дети при его пересказе игнорируют непонятные слова или неправильно их понимают. Это приводит к непониманию материала учебника, справочной литературы, при подготовке к урокам окружающего мира. А это в свою очередь может препятствовать проведению исследовательской деятельности.
Для этого следует давать возможность учащимся на уроках окружающего мира чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-либо интересное, новое.

Список литературы
Бессонова М.С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в младших классах [Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-na-urokah-russkogo-yazyka-v-mladshih-klassah (дата обращения 15.09.2015)
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. Ростов на Дону, 1987. 194 c.
Комплект «Перспектива». Программы для начальной школы/Климанова Л.Ф., Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. [Электронный ресурс]//Единое окно. Федеральный портал. - М.: Просвещение, 2007 URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 15.09.2015)
Конвенция о правах ребёнка. UNICEF. Детский фонд ООН. 11 с.
Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Логос, 2000. 188 с.
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2

15