Статья Обогащение и активизация словарного запаса младшего школьника по средствам лингвистических словарей.


V Россинские педагогические чтения работников образования города Краснодара и Краснодарского края«Духовность, нравственность и культура народа победителя»
Номинация : педагогическая.
Правоторова Надежда Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №78
Ул. Российская ,14
8-928-880-94-34
napravotorova@mail.ruг. Краснодар

Лингвистические словари как средство обогащения речи
младших школьников
Правоторова Н.А.
Прогрессивные методисты прошлого и настоящего основной задачей изучения русского языка в школе считали и считают развитие речи учащихся.
К. Д. Ушинский отмечал, что у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно немал, но они не умеют пользоваться этим запасом. Умение отработать и употребить то или иное слово в свойственном ему значении в зависимости от цели высказывания, от соседства с другими словами - один из первых и важнейших шагов в развитии лексической культуры и вообще речевой культуры детей.
Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте, особенно в младшем.
«Особенно актуальной задачей обогащения словаря, отмечает З.А. Дубовец, становится в период коренных изменений в жизни общества, когда меняются исторические реалии, и в сознания людей входят новые понятия, обозначенные новыми словами. Язык освобождается от штампов и стереотипов, но при этом резко снижается общая и речевая культура» [1, С.23].
Учителю нужно стараться, чтобы язык ребенка начальных классов как можно реже заплетался, сделать так чтобы его мысли «не выскакивали растрепанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает жестокость, агрессивность, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять, писать.
Часто той лексики, которую слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе - и для понимания изучаемого материала. Ребёнок к моменту прихода в начальную школу понимает в окружающем мире больше, чем может сказать, передать словами.
Именно школа должна подготовить людей, способных пользоваться устной и письменной речью в такой степени в какой это будет необходимо для их активной общественной деятельности.
Одним из важнейших этапов в этой работе является, пишет О.Н. Левушкина, «работа со словарями. Она обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала» [2, С.234-235]. Учить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации, в устной и письменной форме, учить выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться.
В силу недостаточности разработанности вопроса представление нового слова учащимся – работа с различными типами лингвистических словарей, проводится зачастую формально, образно, неинтересно, преобладающим являются приёмы определения нового слова с помощью загадки, нахождение его в контексте, пословицей или простого обобщения учителем темы словарной работы.
Между тем, представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся, предстоящей учебной деятельности и при определенном пересмотре методики его проведения, использовании нетрадиционных приёмов может существенно повысить эффективность работы с различными типами лингвистических словарей, активность школьника, обеспечить на данном структурном этапе урока его развивающую направленность.
Анализ литературы по данной теме показал, что эта проблема интересовала многих лингвистов, педагогов, таких как К. Д. Ушинский, А. В. Текучев, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, а так же и наших современников: Л. Г. Измайлову, З. А. Дубовец и многих других.
А. Франс писал, что: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».
Декарт говорил: «Определите каждое слово, Вы избавитесь от половины заблуждений».
К. Д. Ушинский считал, что «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи».
Известный ученый – методист А. В. Текучев писал: «Работа со словарями – эти не эпизод в работе учителя, а систематически хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».
Для того чтобы проводить в процессе школьного обучения планомерную работу по развитию речи учащегося, учителю необходимо иметь представление о словарном запасе, которым владеет школьник.
«Окружающая жизнь, учёба в школе, чтение книг, газет, прослушивание и просмотр радио – телепередач, убеждают школьника в том, что для понимания всего написанного и сказанного необходимо обогащать и активизировать словарный запас. Владение большим запасом слов обеспечивает учащимся лучшее понимание читаемого текста, свободное, без затруднений общение в разных коллективах», - пишет В.П. Канакина [3, С.21-22].

Главная задача, стоящая перед учителем начальных классов – привить учащимся навыки практического владения языком, т.е. умение правильно говорить, пользуясь богатейшими возможностями русского языка. Важную роль в решении этой проблемы играет работа с различными типами словарей, которая проводится на уроках в начальной школе. Она способствует обогащению и активизации лексикона учащихся, формированию умению пользоваться лексическим запасом языка. Владение большим запасом слов обеспечит учащимся лучшее понимание читаемого, свободное без затруднений общение в разных коллективах.
Учитель должен добиваться от учащихся свободного владения языковыми системами, объединяя при построении предложений, текстов, свободного владения антонимами, синонимами, фразеологизмами и т.д.
Проблема обогащения и активизации словарного запаса младших школьников достаточно актуальна в наши дни. Результаты систематической работы по использованию разных типов словарей на уроках русского языка, а также применение предложенных выше приёмов и видов упражнений, позволяют сделать вывод, что такая работа в значительной мере решает проблему обогащения и активизации словарного запаса младших школьников. Диагностика уровня развития словарного запаса учащихся показала положительную динамику.
Таким образом, ход и результаты педагогического исследования позволяют сделать следующие выводы:
Работа с разными типами словарей вполне возможно организовать на каждом уроке русского языка за счет словарной работы, которая должна проводиться регулярно.
Систематическая работа с разными типами словарей в значительной мере способствует обогащению и активизации словарного запаса младших школьников.
Решению проблемы систематического использования словарей, а также разработка приёмов и видов упражнений с ними значительно способствует издание новых, современных, лёгких в обращении словарей, предназначенных специально для начальной школы.
Наблюдение за работой учащихся показало, что использование разных типов словарей на уроках повышает уровень знаний, формирует мотивы учения, повышает интерес к изучаемому предмету.
Благодаря возможности обращаться к словарям создаётся среда обучения, в котором учащиеся занимаются активной самостоятельной, образовательной деятельностью, что способствует развитию познавательной сферы. Также данная работа позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся: каждый ученик может обратиться к новому слову столько раз, сколько потребуется.
Проведённое педагогическое исследование позволило апробировать на практике разработанные виды упражнений.
Однако в ходе исследования пришлось столкнуться с некоторыми проблемами, требующими дальнейшей разработки. В данной работе должна быть систематичность, а многие уроки русского языка, в соответствии с традиционной программой обучения не рассчитаны на проведение дополнительной работы со словарями. Поэтому одним из основных вопросов, требующего дальнейшего рассмотрения, можно назвать использование словарей на внеклассных занятиях, а также на других уроках в начальной школе.

Приложение №1
Фрагменты урока по русскому языку.
Тема: Почему некоторые птицы и растения получили именно такое название.
Цель:
знакомство учащихся с исконно русскими словами;
активизация морфологического канала в сознании младшего школьника
Закрепить умение пользоваться этимологическим словариком для начальной школы.
Этапы урока Содержание урока Примечание
ОНачало урока
Изучения нового материала ………………
Люди давали имена птицам не только по их голосам. Иногда птиц называли по внешнему виду, по повадкам, даже по названию их родины. Попробуем отгадать, по какому признаку названы птицы.
На ветвях украшенных
снежной бахромой,
яблоки румяные выросли зимой
яблоки на ветке весело снуют,
гусениц мороженных…
яблоки клюют (снегири).
Как вы думаете, почему снегирь носит такое имя?
Звучит устная иллюстрация:
В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней заре,
Птичка лесная зарянкаПесню запела заря.
Как ещё назвать эту птицу и почему?
(малиновка – за малиновый цвет грудки)
Что это за птица? (поползень) Почему эта птица так названа? Название само за себя говорит: птица, которая ползает по стволу дерева вверх-вниз.
Само диктант с объяснением.
Название, каких птиц вы сейчас смогли объяснить? Запишите эти названия с проверочным словом по образцу: (снег) снегирь.
Словарная работа.
Не только названия птиц имеют свою историю. Сегодня мы обратимся к этимологии растений.
Рябина – раб – общеславянское «пёстрый, рабой» рябинный.
Свободный диктант.
Дрозды.
Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались возле рябины в стаи и откармливаются перед тем как улететь в тёплые края. ученик читает загадку, остальные отгадывают
учитель показывает изображение птиц. Дети их называют и пытаются объяснить их названия из этимологического словарика.
учитель показывает рисунки с изображением птиц зарянки, поползня спрашивает, знают ли дети эту птицу).
Запись в тетради учащихся: (снег) снегирь, (заря) зарянка, (ползать) поползень.
Учащиеся записывают.
Оборудование: презентация с изображением птиц, этимологические словарики для начальной школы.
Тема: Повторение.
Цель:
Научить учащихся составлению этимологических гнезд;
Закрепить умение пользоваться этимологическим словариком для начальной школы
Оборудование: рисунки костянки, облепихи, малины, калины, смородины.
Этапы урока Содержание урока Примечание
Начало урока
Повторение ранее изученного…………………….
Этимологический диктант с обоснованием.
Задание: угадай слово по этимологической подсказке:
Растет низко, к земле близко (земляника);
Вкус у ягоды хорош, но сорви её поди-ка, будто ёж, -- потому и …(ежевика).
Как называется ягода? Почему: костянка, облепиха, малина.
Есть в средней полосе кустарник, ягоды которого становятся вкусными только после того, как их закалят первые осенние морозы (как у рябины). Как он называется? (калина) в старину в русском языке было слово смород (сильный запах). От него образовалось название ягодного кустарника. Что это за растение и почему так названо (смородина)?
Составление этимологического гнезда.
Наш язык очень древний. С тех пор как он возник прошло много времени. Но по словам, которые сейчас существуют в языке, можно узнать его прошлое. Например, ученые установили, что в старину в нашем языке было слова «лоп», обозначающее широкий лист.
Как вы думаете, названия, какого растения с такими листьями есть в современном русском языке? (лопух).
Как называется широкий плоский конец чего-то? (лопасть)
Какое ручное орудие имеет широкий плоский, оточенный конец? (лопата)
В теле млекопитающих есть кость, название которой связано по происхождению с корнем «лоп»? Что это за кость? (лопатка)
Устная иллюстрация.
Лопух со своей лопухинейВ зелёной канаве подрос,
И пух тополей, как не тающий иней,
Их толстые листья занес.
А рядом шалун-лопушок
Так сильно-пресильно шуршал,
Что маме и папе
Несносный ребенок
Все время работать мешал…
Творческий словарный диктант
Задание: по краткой этимологической справке попробуйте узнать правильно, написать название гриба.
Гриб, который чаще всего растет под березами (подберезовик – пОд, бЕлый).
Гриб, имеющий маслянистую плёночку на шляпке (масленок – мАсло).
Гриб, который растет преимущественно в сосновом бору (боровик – бОр).
Гриб, ямом, которого можно уморить муху и не только её (мухОмор).
Сочинение миниатюра.
Мы знаем, как и почему пашутся названия многих растений. Для выполнения следующего задания вам понадобятся эти знания. Каждый из вас, вероятно, ходил по грибы. Вспоминайте самый интересный момент грибной охоты. Напишите об этом маленькое сочинение.
………………….. Запись на доске и в тетрадях: (земля) земляника, (ёж) ежевика.
Учитель показывает рисунок и спрашивает.
Запись на доске и в тетрадях учащихся: (кость) костяника, (облепит) облепиха, (малый) малина.
Запись на доске и в тетрадях учащихся: (закалка) калина, (сморд) смородина.
Фрагмент стихотворения Н. Матвеевой «Лопухи»
Учащиеся выполняют задание.

Приложение №2
Внеклассное занятие «Грамотей».
Тема: Повторение.
Цель: уточнить и расширить знания детей по лексикографии.
Этапы урока Содержание урока Примечание
ОНУ
Повто
рение ранее изученного
Итог занятия. Здравствуйте! Начинаем познавательную игру – конкурс «Грамотей». Мы будем состязаться в познаниях по русскому языку.
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он не прост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм. Сейчас вы не просто класс, а две команды. Одна команда называется….., другая…….
Одновременно будут даваться два задания: одно выполняется на сцене (за столами) небольшой группой от 3 до 5 человек (состав группы выполняющей задание на сцене, будет каждый раз новым); второе задание выполняется оставшимися в зрительном зале. За правильный ответ даётся 1 очко. Команде выполнившей задание быстрее, добавляется ещё одно очко.
Задание №1- В русском языке орфоэпия тесно связана с ударением. «Орфоэпия» – значит «правильное произношение», правильная речь. А что такое «ударение»? (ударение – это выделение слога в слове при произношении. Ударение всегда падает на гласный звук).Игра «Ударение – волшебное превращение» - Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение, например: замок – замок. Задания – упражнения: правильно расставить ударение в предложенных стихотворных строчках:
Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки,
И печенье испеки.
Ставь козлы посреди двора,
Дрова пилить начнём с утра.
Козлы сердиты и рогаты,
Вы не сердите их ребята.
В дом войти никто не мог:
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.
(одновременно с ребятами в зале выполняются следующее задание)
Загадка для мудрёнышей – как зовут у свиньи детёнышей? (поросята). А у гуся? (гусята). Лошадь – жеребята. Лев – львята. Овца – ягнята. Курица – цыплята. Медведь – медвежата. Волк – волчата. Собака – щенята. А у стрекозы?…
Задание №2. – Как правильно говорить: «Я на надел пальто» или «Я на себя одел пальто»? (Мы одеваем, – переодеваемся каждый день. Вероятно, кого-то «одеваем». На себя – «надеваем»!)Надо расставить по местам слова «одеть» и «надеть».
Я в желтые штанишки
Сейчас ____дену Мишку.
Я а ___дену майку
И теплую фуфайку.
Я буду куклу ___девать.
Давно пора идти гулять.
Она всегда копается,
Так долго ___девается,
А чтобы на не ___деть,
Ведь кукла это не медведь.
___дену платье новое,
Вот это – васильковое.
И крикну маме я своей:
«Мамуль, ___день меня скорей!»
Для остальных задание: «Слово спрятано в слове»:
Хлев (лев), уточка (точка), столб (стол), щель (ель), полк (пол), зубр (зуб), коса (оса), мрак (рак), удочка (дочка), драма (рама).Задание №3 – Весь словарный состав языка называется «Лексика». Твой собственный запах слов – это твоя лексика. Следующее задание связано с собственным запахом слов тех, кто будет его выполнять за столами на сцене. Из слова «контрабас» можно составить 250 других слов. На выполнение задания 7-10 мин., за которые надо составить как можно больше слов из слова «контрабас» (собака, кабан, карта, нота, работа, брат, батон, скот, батрак, барон, астра, скраб, кобра, таран, тоска, канат и т.д.) Словарная эстафета. Каждой команде карточки и написанными словарными словами (ребята, деревня, посуда, девочка, лисица, платок, собака, дневник, сорока, дежурный, учитель) в которых пропущены буквы. Каждый игрок команды эстафеты вставляет пропущенную букву в одно слово.
Задание №4: «Словарная лесенка».
Выбираем общую букву, с которой будут начинаться все слова. За определённое время нужно написать «лесенку слов», начинается с этой буквы. Первое слово из 2-х букв, второе – из 3-х букв и т.д.
Я Г А
ЯД ГА АС
ЯМА ГАМ АСЯ
ЯЩИК ГОМОН АРКА
ЯГОДА ГАЛОША АРБУЗ
ЯЩЕРИЦА и др. ГУТАЛИН и др. АЗБУКА и др.
-Для остальных задание на карточках «Слово рассыпалось». Буквы следует расставить по местам и прочесть полученное слово: рпи (пир), пра (пар), кушпа (пушка), длеп (плед), сылесоп (пылесос), тухле (петух), лоп (пол), плеча (пчела), псе (пес).Задание№5 –Стихотворение «Кто играет», в котором я попрошу вас всех хором произносить слово «играет», когда я подниму руку.
И солнце играет (лучами на речке).
И кошка играет (клубком на крылечке).
И Женя играет (есть кукла и Жени).
На сцене группой выполнялось И мама играет (в театре на сцене).
И папа играет (на медной трубе).
И дедушка с внуком (играет в избе).
И бабушка внуку пелёнки стирает,
Бабушка в стирку, наверно,
Играет!
-«Сколько значений у слова «играет»? Как называются такие слова?» (слова которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение – омонимы. (Например: лук, коса, ключ, очки, ножка, др.) Остальным – вопросы, называется существительное, а вы подбираете прилагательное к нему «холодное», «холодный» и т.д.Например: чай – холодный, молоко – холодное, компот – холодный, кофе – холодный, сливки – холодные и т.д.Задание №6 – Синонимы – слова, близкие по значению. Например: метель (пурга, вьюга, холод, стужа)
«Подберите синонимы» к словам.
Красивый (очаровательный, прелестный, прекрасный, совершенный);
Весёлый (беззаботный, радостный, смешливый, озорной, оптимистичный);
Хорошо (классно, здорово, замечательно);
Плохо (отрицательно, нехорошо, неважно, дурно)
С остальными игра «О – о – о!» (надо отгадать 10 слов, в которых нет гласных, кроме «о».Беспорядочный шум? –о-о (гомон);
Продукт, из которого изготавливают масло? –о-о (молоко);
Хищная птица? –о-о (сокол);
Столярный инструмент? –о-о (долото);
Лиственное дерево? –о-о (тополь);
Драгоценный металл? –о-о (золото);
Съедобный герой русской народной сказки? –о-о-о (колобок);
Пушной зверёк? –о-о-о (колонок);
Крупный населённый пункт? –о-о (город).
Задание №7 – Антонимы – слова противоположные по значению. Например: хороший – плохой, друг – враг, злой – добрый.
Наш с тобой пришел черед,
Сыграть в игру «наоборот»,
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь…»низко».
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь…»близко».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь…»пол».
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты…»нашел».
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты …»храбрец».
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай…»конец»!
задание «Перевертыш» (перевернутые пословицы), в которых путем подбора антонимов надо восстановить известные пословицы:
Счастье всегда бывает вместе (Беда никогда не приходит одна).
Ложь уши ласкает (Правда глаза колет).
Мало счастья – много вопросов (Семь бед, один ответ).
Громче стоишь – ближе опустишься (Тише едешь, дальше будешь).
Это плохо, если плохо начинается (Все хорошо, что хорошо кончается).
Безделью – часы, часам – год (Делу - время, потехе – час).
Собака не страшится по городу гулять (Волков бояться в лес не ходить).
Кто победил по очкам.
(награждение команд)
Вот видите, ребята как важно знать, любить и уметь пользоваться своим родным языком.
А если у вас возникают трудности, то куда надо обратиться? (Словарь). А если мы не знаем, какое ударение надо ставить, какой словарь смотрим? (Орфоэпический) и т.п. БИБЛИОГРАФИЯ
Учебники и учебные пособия
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. М., 2014.
Периодические издания
Дубовец З.А. Словарная работа – залог грамотности и развития речи// Журнал «Начальная школа», №3, 2014, С.61-68.
Курсы повышения квалификации. Лекция 4. Использование словарей как способ решения орфографических задач.// Журнал «Начальная школа», №2, 2013.