Виды работ по обогащению словарного запаса младших школьников


Виды работ по обогащению словарного запаса младших школьников

Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал, что чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности. При этом под обогащением словаря учащихся следует понимать не только количественное его увеличение, но и его качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов.
Итак, одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. И именно сейчас, когда в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что в результате освоения программы учащиеся должны уметь активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, проблема обогащения словарного запаса младших школьников достаточно актуальна.
Одним из видов работы по обогащению словарного запаса учащихся является работа по запоминанию и употреблению ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Учителя начальной школы знают, как трудно дается младшим школьникам освоение этих слов. Одной из причин является то, что при знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.
Поэтому во время изучения нового слова нужно использовать различные способы:
а) чтение загадки, разгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи, аудиозаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима и т.д.
д) работа над "зрительным" образом слова.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.
Обогащение словарного запаса учащегося осуществляется двумя основными путями: через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов и через раскрытие богатства лексических значений слова. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо на уроках русского языка в ходе работы над словами использовать лингвистические словари. Одним из методических условий, обеспечивающим эффективную работу по развитию речи с помощью “Толкового словаря”, является познание самого слова, правильность его понимания, точность употребления в речи в разных значениях, умение заменить слово другим, более точным, выразительным.
При работе с синонимами у учащихся происходит осознание того, что в языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Поэтому надо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.
Обогащению лексического запаса способствует составление самими учащимися различного вида словарей.
Составление словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений.
После чтения некоторых произведений (в основном небольших по объёму) детям предлагается составить списки наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Интересными слова могут быть и с точки зрения их лексического значения, и с точки зрения их грамматической формы, и с точки зрения их написания. Эти словарики дети могут использовать как списки опорных слов при пересказе, рабочие материалы при написании изложений по данным художественным произведениям, сочинений. Упражнения по составлению словариков развивают у учащихся память на орфографическую норму, расширяют лексический запас.
Составление словариков слов иноязычного происхождения.
Материалом для составления таких словариков могут служить упражнения учебника русского языка и тексты в учебнике литературного чтения.
Словарики исконно русских слов, устаревших слов.
Материалом для таких словариков служат тексты русских народных сказок. С помощью собранных материалов дети могут выполнять творческие работы по составлению своих сказок. Работы оформляются в виде книжек-малышек.
Работа по составлению словаря может быть выполнена в виде проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся,.
Например: творческий проект «Словарик антонимов», творческий проект «Словарик профессий». При защите проекта развивается устная речь учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания.
Необходимо учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи. Обогатить их активный словарный запас помогут следующие виды упражнений.
Называем вещи своими именами
Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца – тарелками и т.д. Чтобы ученики увидели различия, можно предложить им нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Опора на зрительный анализатор позволит им наглядно представить и лучше запомнить эти слова.
Устанавливаем связи между словами
Этот вид упражнений позволяет ускорить воспроизведение слов учащимися и превратить их пассивный словарь в активный. Школьникам предлагается игра в слова, правила которой постепенно усложняются. Вначале ребенок должен в ответ на произнесенное взрослым слово называть любое существительное, прилагательное или другую часть речи, которая придет ему в голову. Например, «стол» может вызвать следующие слова-ассоциации: «кухня», «круглый», «качается», «деревянный» и т.д. Затем предлагается отвечать только существительными в единственном числе. Это же упражнение следует выполнить отдельно с прилагательными, глаголами, а также словами, которые будут вызывать вкусовые или цветовые ассоциации. Например, можно попросить детей называть только сладости или предметы красного цвета.
Детям младшего возраста для развития и укрепления ассоциативных связей полезно загадывать загадки: «Кто в лесу зимой холодной бродит серый, злой, голодный?»
Понимаем переносный смысл
Мышление младших школьников отличается конкретностью. Однако к 8–9 годам они уже должны уметь улавливать скрытые мысли автора текста, которые не вытекают непосредственно из написанных слов. Не обладая этим навыком, дети и в своей собственной речи допускают излишнюю детализацию, не выделяя главного. Прекрасной моделью для тренировки понимания переносного смысла высказываний являются пословицы и поговорки. Самая простая игра состоит в том, что вы говорите ученикам пословицу, а потом даете список из четырех других, в котором они должны выбрать близкую по смыслу.
Например: «Какой из вариантов отражает ту же мысль, что заключена в поговорке "На безрыбье и рак – рыба"?»
а) «Не сразу Москва строилась»;
б) «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;
в) «Промеж слепых и кривой вожак»;
г) «Аппетит приходит во время еды».
Обогащению словарного запаса помогает проведение с учащимися 1-2 классов викторин: «Зимушка-Зима», «Учимся, играя», «Слова играют в прятки», игр «Поэтический поединок», «Кто больше рифм подберёт к словам». Такие весёлые викторины, игры и праздники вызывают у младших школьников наибольший интерес. Во время непринужденного общения пополнение словарного запаса детей происходит наиболее активно.
Эффективным средством обогащения словаря учащихся является заучивание наизусть песен, стихотворений, прозаических отрывков. Расширение словарного запаса происходит также при работе над загадками, пословицами, побасенками, небылицами, скороговорками, считалками, потешками. Большое значение для обогащения словаря учащихся имеет работа с иллюстрациями, сюжетными картинками.
В 3-4 классе продолжается работа по обогащению словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, сочинений по картинам и опорным словам). 
Написание сочинений по картине является одним из эффективных средств развития речи, обогащения, уточнения и активизации словарного запаса детей, развития памяти, наблюдательности и творческой воображения (фантазии). Это интереснейший вид упражнений по развитию связной речи. Сочинение – это попытка ребёнка выразить окружающий мир во внутреннем своём отображении, высказать свою точку зрения. Этот вид работы заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями, обогащает язык и учит грамотности. Во время проведения таких сочинений целесообразно использовать карточки со словами из словаря настроений и чувств, который составляют сами ученики.
В учебнике литературного чтения даны художественные тексты, богатые по языку, например стихотворения А.Пушкина, И.Никитина, И.Сурикова, С.Есенина, Ф.Тютчева и др., которые позволяют проводить интересную работу над образными словами и выражениями.  При работе над словами, близкими или противоположными по значению, учащимся указывается на точное употребление слов в нашей речи. Выясняются оттенки в значениях слов, близких по смыслу (бураны, вьюги, метели, пурга; мёрзнет, стынет, дрожит; горит, освещает). Учащиеся видят, что слова, близкие или противоположные по значению, помогают устранить однообразное употребление слов в речи и могут быть выражены именем прилагательным, именем существительным, глаголом. 
Обогащение активного словарного запаса учащихся составляют одну из основных задач обучения русскому языку. Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому задача учителя – не просто знакомить ребят с новыми словами, их лексическим значением, но и сделать их объектом наблюдения, анализа, учитывая их этимологию. Нужно научить детей грамотно толковать и использовать слова в различных жизненных ситуациях: при изучении дисциплин школьной программы, при восприятии новых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками.

Литература
1. В. П. Канакина. Особенности лексики младших школьников./Начальная школа.- № 6- 1997.
2. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / В. А. Кустарева, Н. К. Никитина, Н. С. Рождественский и др.; Под ред. Н. С. Рождественского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979.
3. Львов М. Р.Методика развития речи младших школьников. – М. – 1985;
4. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып. 2 /авт.-сост. Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель, 2007.


15