Доклад на тему: «Развитие и обогащение словарного запаса на уроках трудового обучения»


ОГС(К)ОУ школа-интернат I и II видов г. Черемхово
Доклад на тему:
«Развитие и обогащение словарного запаса
на уроках трудового обучения».
Подготовила и
прочитала
на ЦК учитель:
Уренцева Е.Д.
Под словарной работой в школе слабослышащих следует понимать систему планомерно проводимых занятий, имеющих своей целью формирование и расширение лексического запаса речи учащихся.
Осваивая лексику, дети включаются в разные виды практической и интеллектуальной деятельности. Овладевая словарём, они познают предметы, анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов, вычленять присущие им признаки и действия. Формирующиеся с помощью слов обобщения, постепенно закрепляются за ними как за их носителями.
Словарная работа, преследуя цель создания лексической основы речи с последующим её расширением и совершенствованием, выполняет развивающую роль, как в плане формирования познавательной деятельности, так и в плане овладения речевыми умениями и навыками.
Задача расширения лексического запаса многогранна. В методическом плане ее надо рассматривать как состоящую из ряда последовательно решаемых задач:
сначала на уровне понимания;
дальнейшее уточнение значений;
последующее их расширение, формирование лексических обобщений через активную речевую практику: «Усвоить новое слово – это не только понять его смысл, но и сделать «своим», ввести его в активный словарь».
В отличие от других предметов в швейном деле существует своя терминология, что усложняет подачу информации, но без ее знания не возможен диалог с учащимися и практическая деятельность.
Термины, связанные с шитьем и швейным оборудованием, подразделяются на несколько групп.
Одна из них описывает бытовое и промышленное швейное оборудование, его детали.
Вторая группа терминов связана с тканями и другими материалами для шитья. Названия тканей весьма многочисленны.
Третья группа терминов – это технологические обозначения, применяемые в швейном деле. Сюда относятся такие слова, как «стежок», «шов» (и названия различных разновидностей швов), петля, строчка и т.д.
Следующая группа – это термины из области конструирования швейных изделий – «вытачка», «пройма», «оборка».
А к пятой группе терминов относятся названия различных видов швейных изделий – верхней одежды, нижнего белья, постельного белья и так далее.
Новые слова записываются каждый урок на доске, отведенной под «словарь новых слов». Заведены альбомы с образцами и их названиями. Планирую завести тетради-словари для швейных терминов с разделами по группам выше сказанным.
Свою работу по формированию и развитию словарного запаса разбила на этапы:
Знакомство с термином.
Ввод термина в речь.
Использование термина в речи.
Контроль.
Приёмы работы на каждом этапе:
Знакомство с термином.
Знакомлю с правильным проговариванием и написанием, применяя единые методики и приёмы слуховой и речевой работы.
У слабослышащих и глухих детей преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому при понимании нового слова применяю такой прием, как иллюстрация, натуральный образец, наклеивание в тетрадях, что значительно облегчает их понимание.
Если это глагол, то показ действий.
Выполняем записи, зарисовки.
Ввод термина в речь.
На этапе слухоречевой зарядки использую разнообразные задания в устной форме:
- Продолжи. Ситец, бязь, байка – это …
- Назови и покажи хлопчатобумажные ткани.
- Выбери машинные швы.
- Юбка, брюки, трусы – плечевые изделия. Правильно я сказала?
- Спроси у меня, какие мерки снимают для построения чертежа трусов?
- Выбери и назови детали халата.
- Подпиши названия срезов, деталей.
Одним из методических приёмов увеличения словарного запаса и развития связей между словами служат упражнения с применением схем. Например, применяю схему по теме «текстильные волокна». волокна бывают натуральные и химические. К натуральным волокнам относятся растительные и животные.
Использую игры: «Вставь пропущенные буквы», «Собери слова», «Что лишнее», «Ромашка», «Подбери слова», «Дополни», «Кроссворды» и т.д. Эффективным методом развития словарного запаса является рассказ, во время которого ученицы дают словесную характеристику изделия с опорой на натуральный образец; его описание по плану или по опорным словам. Описание по плану (ночная сорочка):
- Какое изделие мы изучаем?
- Для чего применяют ночную сорочку?
- Какие ткани используются при пошиве ночной сорочки?
- Назовите детали ночной сорочки;
- Назовите срезы деталей ночной сорочки;
- Какие швы применяются при пошиве ночной сорочки?
- Назовите отделку ночной сорочки.
В 5-7 классах учащиеся ориентируются по плану, а в старших классах только по образцу изделия.
Использование терминов в речи.
Этап осознанного употребления термина детьми в своей речи.
Такой интеллектуальный компонент трудовой деятельности, как планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому при планировании работы по пошиву изделия я ставлю такие вопросы:
С чего начать работу?
Что будем делать потом?
Что уже выполнено?
Что осталось сделать?
Дети отвечают на вопросы, опираясь на предметно-технологическую карту. Предметно-технологическая карта служит реальной опорой для закрепления словаря, составления плана работы, помогает оформить высказывания о будущей деятельности.
Использование диалога – является особенно важным в работе по развитию словарного запаса слабослышащих учащихся. Именно в диалоге эффективнее можно организовать словесное общение учащихся. Использую тренировочные упражнения: построение диалога по аналогии с образцом, продолжение диалога по его началу.
Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению словарных слов, является ролевая игра: «Юный модельер», «В ателье».
Контроль за правильным использованием термина.
В качестве педагогического средства стимуляции к повышению словарного запаса использую следующие приемы:
Обсуждение готовой работы;
Сравнение образца с изделием;
Взаимная проверка работ.
Девочки учатся оценивать свою работу и работу товарища, комментируют найденные ошибки, делают анализ выполненной работы.
При проверке словарного запаса использую карточки-тесты. Тест - одна из форм контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет в интересной форме проверить уровень усвоения знаний одновременно у всех воспитанниц при минимальной затрате времени на уроке. Такая форма контроля обеспечивает развитие навыков сравнения, правильного выбора в принятии решения.
Административные контрольные работы.
Контрольные работы по накоплению словаря.
Так постепенно с помощью разнообразных видов упражнений, приёмов работы дети овладевают определенным запасом слов, швейной терминологией, учатся формулировать не только ответы, но и вопросы, развивают речь. Система работы над словарем - составная часть работы по формированию речи слабослышащих учащихся.