Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через расширение семантических полей

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через расширение семантических полей

Шарина Марина Григорьевна,
учитель - логопед ДОУ № 21, г. Березники Пермского края

Велико значение словаря ребенка на развитие его коммуникативных способностей. Если словарь не активизирован, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, малыш испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, что в конечном итоге может привести к его замкнутости, самоизоляции, аутизму. Бедность словаря, недостаточная сформированность операций поиска слов, свойственные детям дошкольного возраста с ОНР, являются одной из причин, вызывающих в дальнейшем школьную дезадаптацию.
Обследование вновь поступающих в ДОУ детей ежегодно выявляет у них ограниченность словарного запаса, значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, неправильный выбор семантических признаков слова, трудности актуализации словаря. Учитывая современные лингвистические и психолингвистические представления Л.С.Выготского, Е.Н.Винарской, Н.И.Жинкина о слове, структуре его значения, закономерности формирования лексики в онтогенезе, решила использовать для развития речи дошкольников технологию семантических полей, то есть комплекс ассоциаций, возникающих, по мнению А.Р.Лурии, вокруг одного слова и осуществлять работу по следующим направлениям:
расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
уточнение значений слов;
формирование семантической структуры слова;
активизация словаря и совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;
организация семантических полей, лексической системы родного языка.
Далее определила структуру семантического поля. В зависимости от возрастных особенностей дошкольников, данная структура может варьироваться. Семантическое поле состоит из ядра, которое окружает периферия – концентры. Ребенок, имеющий речевые нарушения не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Оно формируется постепенно на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по принципу от простого к сложному.
Сначала дети учатся моделировать небольшое поле, связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно начинается работа по его расширению путем подбора: родственных слов; слов, обозначающих действия предметов; слов, обозначающих признаки предметов; слов – синонимов, антонимов, омонимов; слов, имеющих смежный смысл (словоизменение по типу согласования, управления и примыкания лексем, связанных по ситуации).
Решая противоречие между тематическим принципом построения логопедических занятий и отсутствием упорядоченных практических материалов по организации семантического поля, разработала систему коррекционных игр. Предлагаемая система лексико – грамматических игр способствует приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических программ и их гармоничному включению в коммуникативные, познавательные и инструктивные функции речи.
Составленные на основе семантического алгоритма игры и упражнения, выстраивала в систему последовательно повторяющихся, и постепенно усложняющихся речевых категорий. Для каждого вида игр предусматривала номинативную, адъективную и предикативную лексику, учитывая многоканальность восприятия. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к слову, творческих способностей.
В соответствии с принципом природосообразности на материалах лексических тем, игры расположила в следующем порядке:
Игры с родственными словами
Цель однокоренных игр: поиск корневого смысла и добавочных значений путем изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний; морфологический тренинг.
В основе игр лежит схема подбора родственных слов. Согласно схеме детям давала сначала слово с четким корневым составом, далее подбирали слово, имеющее множественное число, затем слова, имеющие уменьшительную и увеличительную форму, после этого прилагательные и глаголы, далее слова, имеющие отношение к человеку (предметы окружения, профессии) и преобразованное человеком.
Вариантами этого задания являются игры: «Поймай чужака», «Слово – шпион», цель которых: выделить существенный смысловой признак, найти не родственное слово и обосновать свой выбор. Например: рис – рисовать – рисунок.
Игры по накоплению словаря синонимов
Цель данных игр: формирование семантических полей через расширение словаря синонимов.
В игре «Два из трех» дети должны выбрать из трех слов, два слова – «приятеля», исключая одно лишнее. Например: судно – волна – корабль; дрова – пламя – огонь; танцевать – плясать – петь и другие.
Игры по накоплению словаря антонимов
Цель данных игр: Формирование семантических полей через расширение словаря антонимов.
Детям предлагала поиграть в игру «Слова – неприятели».
Речевой материал:
Существительные: день - (ночь); утро - (вечер); холод - (жара) и другие.
Глаголы: замерзнуть - (согреться); давать - (взять) и другие.
Прилагательные: молодой - (старый); веселый - (грустный) и другие.
Наречия: налево - (направо); громко - (тихо); тяжело - (легко)
В игре «Закончи предложение» дети самостоятельно должны завершить его словом –
·неприятелем
·.
Речевой материал: Конфета сладкая, а таблетка (горькая); утром дети приходят в детский сад, а вечером(уходят); весной погода становится теплее, а осенью (холоднее) и так далее.
В игре «Бывает – не бывает» нужно проявить смекалку, так как в предлагаемых предложениях заключены умышленные ошибки. Детям нужно сначала найти ошибку, а затем исправить ее, заменив неверное слово, словом с переносным значением.
Речевой материал: Весной грачи улетают в теплые края (прилетают). Мой старший брат любит громко молчать (кричать). Я люблю мед за то, что он горький (сладкий).

Игры по накоплению слов, обозначающих действия предметов
Цель данных игр: научить детей понимать и употреблять в своей речи слова – действия.
Работа по накоплению словаря глаголов начинается с опорой на зрительный анализатор. Детям предлагала рассмотреть картинки с изображением медвежонка. Далее задавала вопрос: «Что делает мишка?» Дети должны были ответить: «Лежит, идет, смеется, плачет, спит». Опираясь на технологию раскрепощающего обучения, просила детей не только назвать действия медвежонка, но и показать их.
Целью игры «Недописанный рассказ» является активизация в речи глаголов с префиксами. Для этого проговаривала текст, в котором отсутствуют слова – действия. Дети должны были с опорой на картинку «вставить» глаголы с приставками, то есть «дописать» рассказ.
Игры по накоплению слов, обозначающих признаки предметов
Для развития у дошкольников навыков образования имен прилагательных от существительных использовала в работе такие игры, как «Из чего – какой?», «Из какого материала сделан предмет?», в которых предлагала детям закончить предложение: Если чашка сделана из фарфора, чашка (какая?)(фарфоровая). Если компот сварили из яблок, компот (какой?)(яблочный) и так далее.
Для образования притяжательных прилагательных детям предлагала закончить предложение. В сказке К.Чуковского добрый доктор Айболит лечит всех животных. Детям нужно было ответить на вопросы: Доктор Айболит вылечил лапку ежу. Чью лапку вылечил доктор?...(ежовую). Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор?...(волчий).
Игры с многозначными словами (омонимами)
Для того чтобы познакомить детей с тем или иным правилом русского языка, на занятия к детям приходит сказочный персонаж гномик Грамотейка. На одном из занятий он «рассказывал» о том, что есть слова, которые могут звучать одинаково, но иметь совершенно разный смысл. Вместе с Грамотейкой воспитанники детского сада
·путешествовали
· по лесу и находили лисичек (лисички грибы и лисички животные). Затем рассматривали шляпку гриба и вспоминали, что шляпку может носить женщина на голове и так далее.
Работая в направлении по развитию синтагматических ассоциаций, пришлось обратиться к исследованиям лингвистов, психологов А.Р. Лурия, А.П.Клименко, О.С.Виноградовой и других исследователей, которые
утверждают, что по мере развития словаря ребенок усваивает многочисленные
связи слова с другими словами предложения. Синтагматические связи слов
характеризуют присущую каждому слову валентность или лексическую сочетаемость с другими единицами языка. Например, глагол «дал» требует уточнения словами кто, что, кому (Отец дал книгу сыну). Существование валентностей и организация «семантических полей» значений слов, позволили «увидеть» те психологические механизмы, которые дают толчок к спонтанному (самостоятельному) развитию речи детей при ее недоразвитии. А именно: слово актуализирует у дошкольников цепь ассоциаций, что позволяет активизировать множество новых слов; валентность облегчает поиск новых слов, более точных по смыслу; позволяет строить словосочетания; порождает схему целого высказывания; распространяет простое предложение до сложного, на основе словосочетаний.
С целью развития синтагматических связей слов, эффективно использовала игры и упражнения в соответствии с лексическими темами.

Игры, формирующие связи слов
Целью игры «Дополнялки», является подбор эпитетов, действий, признаков к предложенному слову. Например: Помидор (что делает?) – краснеет, растет, зреет, поспевает, гниет, виситБереза (что делает?) – растет, зеленеет, шелестит, машет ветвями, осыпается, желтеет
Далее предлагается подобрать максимальное количество слов к названию действия: Краснеет (Кто? Что?) – помидор, яблоко, клубника, лист, человек
В игре «Добавь в предложение слово – признак или слово - действие», дети учатся расширять предложения за счет данных слов. Например: Осенью листья (что делают?) – (краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат). Ухаживая за одеждой, человек (что делает?) - (чистит, стирает, сушит, гладит) и так далее. Каждый ребенок придумывает по 3 – 4 слова – признака или слова - действия, расширяя, таким образом, предложение однородными членами.
Целью игр «Цепочки слов», «Цеплялки» является придумывание фраз, следующих одна за другой, как бы цепляясь друг за друга по смыслу. Например: Это поле. На поле пасется корова. Корова дает молоко. Из молока получают сыр, масло.
Чтобы подвести детей к программированию целого высказывания предлагала поиграть в игру «Посиделки – повязалки», целью которой является раскрутка сюжета по одному слову или группе слов, то есть составление рассказа на заданную тему. Например: слово «зима». Дети придумывали приблизительно следующий рассказ: «Наступила зима. Дети стали кататься на санках, лыжах, коньках. Они лепили снеговика. Играли в снежки. Хорошо зимой!»
Работа по обогащению словаря дошкольников через расширение семантических полей позволила улучшить у детей уровень организации лексико – грамматического строя речи и мыслительной деятельности. Разработанная и внедренная система игр стимулировала у воспитанников возникновение обширных валентностей и смысловых связей новых слов; способствовала одновременному решению коррекционно – речевых и общеразвивающих задач. Дети научились: выделять общий понятийный признак, осуществлять классификацию на основе существенных свойств, проявлять представления о родовидовых отношениях, дифференцировать понятия, точно понимать значение слов, производить поиск нужного слова и переводить его в активный словарь, строить межличностные отношения.

Список использованной литературы

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-П., 2001.
Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. С-П., 2007.
Репина З.А. Поле речевых чудес. Екатеринбург, 1997.
Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. С-П., 2007.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
















15