Статья на тему Обогащение словарного запаса учащихся в ОВЗ.

Обогащение словарного запаса учащихся с нарушением интеллекта.
Работа по обогащению словарного запаса умственно отсталых учащихся является неотъемлемой частью обучения русскому языку во вспомогательной школе. Важность этой проблемы объясняется крайне бедным словарным запасом учащихся. Они не знают многих слов, являющихся названиями предметов, явлений действительности и служащих для выражения отношения к высказываемой мысли. Лексическая бедность, однообразие в построении фраз не позволяют умственно отсталым учащимся выразительно описывать явления, предметы, ограничивают возможность логически связно и последовательно излагать свои мысли. Умственно отсталые дети не умеют пользоваться синонимическим богатством русского языка, монологически высказывать свои мысли. Многие отвлеченные понятия они употребляют в конкретном значении или даже совсем ими не пользуются, стараются подобрать слова более простые и понятные. Обогащение словарного запаса значительно облегчает усвоение грамматики.
Д. Н. Богоявленский в своей статье «К психологии правописания безударных гласных» доказал: чем больше словарный запас ученика, тем скорее он подбирает группу однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне. Ученик допускает меньше ошибок, когда устанавливается связь с уже знакомым словом.
Успех работы по развитию речи во многом зависит от видов упражнений, которые должны совмещать в себе грамматические задачи с задачами по развитию речи. В этом случае школьники окажутся перед лицом не только орфографических трудностей, но и трудностей, связанных с расширением словарного запаса, введением его в активную речь. Иначе говоря, учащимся необходимо давать на уроках русского языка такие упражнения по орфографии, грамматике и синтаксису, которые помогают развивать речь умственно отсталого ученика, увеличивают его словарный запас. Упражнения по развитию речи должны быть разнообразными. Особое место принадлежит упражнениям, связанным с выяснением значения слова, ибо освоить правописание какой-либо орфограммы без ясного представления значения слова невозможно.
На важность развития у школьников умения «видеть» незнакомые слова в тексте обращал внимание К. Д. Ушинский: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»
Учитель должен проявлять внимание к ученику, поощрять обращение учащихся с вопросами, проверять понимание значения того или иного слова учащимися, а в случае ошибок, терпеливо разъяснять значение слова, употребляя его периодически в своей речи.
Знакомство со словом должно проходить несколько стадий: нахождение незнакомого слова в тексте; выяснение значения слова; работа над стилистическим своеобразием слова и правильностью его употребления; использование учащимися новых слов в устных и письменных высказываниях; нахождение в тексте ошибок, связанных с неправильным употреблением слова; исправление этих ошибок. Необходимо расширять словарь учащихся за счет введения в упражнения незнакомых слов и соответствующей работы с ними. При планировании урока учителю нужно обращать внимание и на те слова, которые употребляются учащимися неправильно. В-первую очередь надо включать в упражнения такие слова, которые нужны учащимся в процессе повседневного общения. С изучением темы «Состав слова» работа над словом только начинается, ее нужно проводить систематически на протяжении всех лет обучения. Изучение состава слова является основой грамотного письма, с одной стороны, и базой для расширения словаря учащихся - с другой.
Одним из приемов в работе над словом является подбор однокоренных слов. Упражнения на подбор однокоренных слов -связаны с развитием речи и с увеличением словарного запаса. Для упражнений надо брать только такие слова, связь между которыми и их принадлежность к одному корню ясны для учащихся. Работу по нахождению слов одного и того же корня можно легко связать с задачами орфографии, если подбирать слова с определенной орфограммой, правописание которой надо изучить или повторить при прохождении данной темы.
Во многих случаях одну и ту же безударную гласную можно проверить несколькими однокоренными словами. В работе по расширению словарного запаса эту возможность надо использовать. Закрепление правописания непроизносимых согласных основывается также на подборе однокоренных слов. В. связи с изучением правила правописания непроизносимых согласных можно предложить учащимся упражнения для словарной работы, которые включают в себя подбор синонимов с непроизносимой согласной. Замене могут подлежать как отдельные слова, так и словосочетания. При изучении правописания сложных слов можно провести работу, связанную с заменой их синонимическими словами или словосочетаниями, нахождением противоположных по значению сложных слов. При этом вспомнить правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне, так как умственно отсталые дети, изучая правила правописания сложных слов, забывают о правописании других орфограмм в данных словах и допускают ошибки. При изучении суффикса как части слова следует, как можно больше давать упражнений, связанных со словообразованием, обращать внимание учащихся на смысловые оттенки, которые придает суффикс тому или иному слову.
Знакомясь с понятием имя существительное, учащиеся вспомогательной школы с трудом вспоминают слова, которые являются названиями явлений, качеств, признаков, действий и состояний. Это обстоятельство заставляет учителя давать учащимся такие упражнения, которые помогут расширить понятие имя существительное за счет словарной работы.
Активный словарь учащихся вспомогательной школы крайне беден прилагательными. Как в устной, так и в письменной речи умственно отсталые учащиеся используют в основном прилагательные, обозначающие цвет, величину предмета, и употребляют их, как правило, только в именительном и винительном падеже. У учащихся вспомогательной школы отсутствует точное понимание значений прилагательных, употребляющихся в разговоре в переносном смысле, обозначающих форму предмета, пространственные и временные отношения. Умственно отсталым школьникам свойственно неточное, нечеткое понимание противоположного и близкого признака. Они совершенно не употребляют прилагательные, характеризующие душевное, эмоциональное состояние людей. Изучение в школе темы «Имя прилагательное» открывает большие возможности в устранении этих недостатков.
Красочность, выразительность прилагательных, обилие синонимических рядов дают ценнейший материал для интересных творческих упражнений. Для закрепления правописания родовых и падежных окончаний прилагательных могут быть. даны упражнения, связанные с использованием синонимов и антонимов, на замену прилагательного с безударным окончанием прилагательным с ударным окончанием. Для закрепления правописания окончаний родительного падежа прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе будут полезны упражнения, способствующие развитию речи учащихся, на вставку прилагательных в родительном падеже в устойчивые словосочетания. Такие же упражнения уместно давать при закреплении правописания падежных окончаний прилагательных женского рода.
Касаясь изучения глагола, следует сказать, что учащиеся вспомогательной школы встречают трудности в усвоении самого понятия глагол, очень часто не могут данный глагол поставить- в неопределенной форме. Затруднение в образовании неопределенной формы глагола влечет к ошибкам в определении спряжения, к ошибкам в правописании личных окончаний глагола. Следовательно, в процессе изучения глагола очень важно дать достаточное количество упражнений на неопределенную форму. В письменных работах учащихся вспомогательной школы встречаются ошибки, связанные с нарушением согласования сказуемого с подлежащим. (Молоко закипела.) Как в устной, так и в письменной речи учащиеся вспомогательной школы употребляют одни и те же глаголы. В связи с этим можно предложить подобрать к глаголу целый ряд глаголов-синонимов. Умение заменить глагол синонимом или синонимическим сочетанием поможет учащимся избавиться от тавтологии в устной и письменной речи, что особенно важно, так как это наиболее распространенная ошибка учащихся вспомогательной школы. Для развития речи полезно давать упражнения, где нужно вставить глагол или, наоборот, подобрать к данному глаголу подходящее по смыслу существительное. Необходимо остановиться на правилах употребления глаголов надеть, одеть, так как эти глаголы не различаются умственно отсталыми школьниками, и уточнить случаи употребления каждого из них. Такая же стилистическая ошибка наблюдается и при употреблении глаголов снять, раздеть.
Местоимение как часть речи во вспомогательной школе не изучается полностью. Учащиеся знакомятся лишь с понятием личные местоимения, необходимым для понимания личных форм глагола. Допускают ошибки в употреблении формы 3-го лица единственного и множественного числа с предлогами, когда к личным местоимениям прибавляется буква н (у его, к им, от ее; вместо: у него, к ним, от нее). Неумело пользуются умственно отсталые учащиеся личными местоимениями в письмах. Зная, что Вы - вежливая форма обращения, учащиеся не могут выдержать эту форму до конца письма. Вежливую форму Вы, стоящую в косвенных падежах, учащиеся пишут со строчной буквы.
При составлении простых и сложносочиненных предложений учащиеся вспомогательной школы повторяют одно и то же подлежащее, выраженное местоимением. (Летом я отдыхала в деревне, я ходила на речку купаться; Мы сделали парник. Весной мы высадили рассаду.) Для исправления таких ошибок могут быть предложены следующие задания: прочитать предложения, внести в них необходимые исправления, устранить лишние слова; заменить повторяющиеся существительные личными местоимениями; заменить, где целесообразно, выделенные местоимения существительными, подбирая синонимы. Исправить ошибки в употреблении личных местоимений; прочитать и объяснить, почему употребление личных местоимений вызывает неясность; исправить предложения, заменяя местоимения подходящими по смыслу существительными. Подобные задания к упражнениям повышают интерес учащихся к предстоящей работе, так как помогают понять, что пользоваться личными местоимениями нужно умело, соблюдая определенные правила. Упражнения, связанные с исправлением ошибок в письмах, прививают учащимся интерес к изучению русского языка как средству общения между людьми, вырабатывают навык культурного общения.
Наречие для учащихся вспомогательной школы является самой трудной частью речи, так как даже определение понятия признак действия очень сложно для умственно отсталых учащихся. Трудность изучения данной части речи объясняется еще и тем, что умственно отсталые учащиеся редко употребляют наречия. Поэтому наряду с изучением правил правописания наречий учитель вспомогательной школы должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно больше и чаще вводили в активный словарь наречия, приучались пользоваться ими в речи. Данные в этой книге виды упражнений и заданий к ним помогут учителю вспомогательной школы обогатить речь умственно отсталого школьника и ввести наречия в их активный словарь.
Изучение числительного во вспомогательной школе также необходимо связать с развитием речи. Закрепление правил правописания числительных можно провести на упражнениях творческого характера. Школа должна научить учащихся правильно употреблять числительные в повседневной речи, ликвидировать те речевые ошибки, которые встречаются у умственно отсталых учащихся при склонении числительных. Упражнения на правописание числительных можно связать с, изучением правописания безударных гласных в корне слова, образованием и правописанием сложных слов, имен существительных и прилагательных.
При изучении тем: «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Прямая речь» необходимо научить учащихся пользоваться этими конструкциями в живой разговорной речи. Большая роль в этой работе принадлежит упражнениям творческого характера. Составление предложений приучает учащихся сознательно относиться к строю своей речи, вырабатывает умение контролировать себя в процессе письма.
В связи с изучением программного материала на уроках русского языка учащимся могут быть предложены следующие виды лексической работы: работа над синонимами, антонимами, омонимами, паронимами, определением слова; сопоставлением; словообразованием, образованием словосочетаний; на вставку слов и словосочетаний в предложения; по составлению предложений; с литературными текстами из книг по чтению для VVIII классов; с серией предметных картинок и отдельными картинами. Предложенные виды работ могут быть использованы учителем в любом классе в связи с изучением слов определенной грамматической категории или с изучением правописания определенной орфограммы. При этом не следует забывать состав класса, его подготовку и основной принцип дидактики: от простого к сложному.
Работа над синонимами
Речь умственно отсталых школьников бедна, тавтологична. Повторение одних и тех же слов, как в устной, так и в письменной речи связано с малым запасом близких по значению слов, которым располагают учащиеся вспомогательной школы, в то время как.
С малым запасом слов-синонимов связан и другой недостаток речи умственно отсталого школьника - неумение из имеющегося словарного запаса выбрать нужное, подходящее для точного выражения своей мысли слово. Упражнения на подбор синонимов помогут выработать более гибкую, красочную и эмоциональную речь умственно отсталого школьника. Работа над синонимами на уроках русского языка должна осуществляться в практическом плане в сочетании с грамматико-орфографической и лексической работой. Большинство упражнений следует давать на замену слова синонимом, представляющим определенную трудность в написании. На уроках русского языка в связи с работой над синонимами возможна некоторая стилистическая работа. Так, предлагая упражнение, с использованием синонимических замен, следует иметь в виду, что некоторые из заданий допускают не одно, а несколько решений (сражение - бой, битва, сеча, побоище). Учителю следует обращать внимание учащихся на эти возможности и помогать раскрывать стилистические оттенки каждого слова. Таким образом, нахождение синонимов не только словарная, но и стилистическая работа
Работа над антонимами
Работу над антонимами можно связать с изучением многих тем программы по русскому языку. Упражнения для работы над антонимами могут быть самыми разнообразными в зависимости от цели, которую ставит учитель на данном уроке.
Упражнения с отдельными словами способствуют уточнению значения слова, более глубокому пониманию его, дают возможность понять грамматические способы образования антонимов. Вставка в предложение или в текст пропущенных слов или словосочетаний заставляет учащихся вдумываться в значение вставляемого слова или словосочетания. Работа над антонимами приучает к сопоставлению предметов и явлений, к выбору противоположных понятий и признаков. Смысл многих слов уточняется благодаря сравнению со словами противоположного значения. Только четкая система упражнений выработает у учащихся умение пользоваться антонимами в речевой практике, поможет овладеть словарным богатством языка.
Работа над многозначностью слова
Слова в зависимости от контекста могут приобретать различные значения. Выяснение многозначности слова помогает раскрыть значение существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Умственно отсталые дети употребляют в своей речи слова, имея в виду только одно значение и не вникая в многозначность слова. Учитель вспомогательной школы должен научить учащихся употреблять слова в разных значениях. Большую пользу приносит самостоятельная работа по составлению предложений с многозначными словами. Следует также давать задания на составление всевозможных сочетаний, где данное слово употребляется в нескольких значениях, необходимо показать учащимся многозначность существительных, прилагательных, глаголов.
Работа над паронимами
В русском языке есть слова, сходные по произношению, но разные по написанию и по значению. Такие слова в русском языке называются паронимами. Связь обучения с жизнью расширяет кругозор учащихся. Словарь школьников пополняется словами научной, производственной, технической, общественно-политической лексики. В активный словарь умственно отсталых школьников начинают проникать слова-паронимы: делегат - депутат, орден - ордер, абонент - абонемент, обсерватория - консерватория. Трудность употребления паронимов в речи связана с небольшим звуковым различием слов-паронимов. Необходимо приучить учащихся видеть не только сходство слов, но и различие, как в написании, так и в произношении. Навык правильного произношения учащиеся приобретут лишь тогда, когда поймут значение данного слова. Чтобы учащиеся восприняли буквенный состав слова, необходимо читать слова-паронимы, не спеша, четко, ясно. Записывая слова-паронимы в словарики, учащиеся должны подчеркнуть ту часть слова, которая отличает его от другого слова, обратить внимание на ударение и правильность употребления данного слова. Такой прием работы предупреждает ошибки как в произношении, так и в написании и употреблении слова в речи. Чтобы учащиеся прочно усвоили тот или иной пароним, ввели его в активный словарь, нужно многократно обращаться к этому слову в процессе словарной работы, включать его в орфографические пятиминутки, различные устные и письменные упражнения.
Работа над определением слова
Научить детей точным определениям - значит приучить их четко, логично и ясно выражать свои мысли. Следовательно, работа над определением слова должна занять соответствующее место в работе по развитию речи. Сначала эту работу можно проводить только над определением конкретных предметов, т. е. давать объяснение слову одним существительным (связать с темой «Понятие о существительном»). Далее эта работа может усложняться: даются упражнения, в которых слово объясняется сочетанием слов.
Работа над сопоставлением
Различают два вида сопоставлений: установление сходства (аналогии) и различия. «Сопоставление служит способом различения (дифференциации) одних сравниваемых явлений и в то же время является средством установления общих, сходных черт между другими рассматриваемыми явлениями.
Умение сравнивать приобретается в процессе сопоставления внешне сходных слов, принадлежащих к одной или нескольким грамматическим категориям, но требующих разного написания окончаний, слитного или раздельного написания со словами и т. д. Учащиеся охотно выполняют задания, связанные с объяснением орфограмм. Они испытывают уверенность, внутреннюю радость, когда при сравнении на первый взгляд сходных написаний им удается обнаружить те или иные признаки различия и по-своему объяснить это различие. При изучении правописания определенных орфограмм, используя метод сопоставления, необходимо давать школьникам посильные, несложные случаи сопоставления, которые имеют ярко выраженное сходство и различие. Упражнения на сопоставление полезно давать при изучении падежных окончаний существительных единственного числа I и III склонения. Существительных единственного и множественного числа с основой на шипящую (ключ, ночь, туч); падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в творительном и предложном падеже (утренним туманом - в утреннем тумане). При изучении глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени с частицей -ся и глаголов в неопределенной форме с частицей -ся (учится - учиться). При изучении правил правописания предлогов и приставок (нашел - на дворе).
Используя метод сопоставления, умственно отсталые дети могут сделать лишь несложные выводы, обобщения, непосредственно относящиеся к рассматриваемому случаю правописания. На основе сопоставления можно проводить обобщающее повторение ранее пройденного материала. Научить учащихся устанавливать сходство и различие в правописании слов возможно лишь тогда, когда прием сопоставления используется на уроках не от случая к случаю, а систематически.
Работа над словообразованием и образованием словосочетаний
Работа над словообразованием и образованием словосочетаний представляет определенную ценность как для развития речи умственно отсталых детей, так и для усвоения орфографических правил. Изучение темы «Состав слова» дает богатый материал для упражнений на словообразование. Задание состоит в том, чтобы от одной формы или слова образовать другую форму или другое слово. Пропущенное слово в устойчивом словосочетании, представляющее интерес с точки зрения орфографии, может быть подсказано остальной частью словосочетания. Такие предложения ценны для обогащения фразеологии учащихся. Удачно подобранные упражнения и задания к ним, связанные с работой над фразеологическими оборотами, будут способствовать повышению качества речи учащихся вспомогательной школы.
Работа над составлением предложений
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем вспомогательной школы, является развитие у учащихся связной логической речи. Богатый материал для этой работы представляют изучаемые во вспомогательной школе темы: «Распространённые предложения», «Сложные предложения». При закреплении правописания падежных окончаний существительных прилагательных и личных окончаний глаголов могут быть использованы упражнения с деформированным текстом. Упражнения на составление предложений полезно давать на материале отдельных слов или словосочетаний с заданием включить данные слова или словосочетания в предложение. Тексты должны быть содержательными. Нельзя мириться со словесными штампами, свойственными умственно отсталым детям при составлении предложений.
РАБОТА НАД ТРУДНЫМИ СЛОВАМИ
В русском, языке существует большое количество слов с традиционным написанием. Эти слова в школьной практике принято называть трудными.
Наибольшую трудность для учащихся вспомогательной школы представляют слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, потому что правильность написания их не определяется ни правилами, ни произношением - их надо запомнить.
Следует заранее продумать, с какими словами и в какой четверти целесообразнее познакомить учащихся, как связать их правописание с изучением грамматических понятий, определений, правил, распределить эти слова по темам уроков, наметить круг слов, плохо усвоенных учащимися, составить контрольные работы, наметить виды работ и упражнений. Только систематическая и настойчивая работа с трудными словами, постоянная тренировка в написании этих слов дадут положительный результат.
Слова с непроверяемыми безударными гласными надо использовать при составлении текстов упражнений, вводить эти слова в повседневную разговорную речь умственно отсталых школьников. Выполнение упражнений на словообразование, словоизменение, грамматический разбор предложений, в которые включены трудные слова, заставляют учащихся относиться к работе с большим вниманием, сознательнее запоминать написанные слова. Работа над правописанием трудных слов может быть связана с изучением и повторением почти всех грамматических тем, которые входят в программу вспомогательной школы, особенно темы «Состав слова» при работе с однокоренными родственными словами.
Работа с непроверяемыми безударными гласными может быть связана с повторением слов с непроизносимыми согласными (праздник, лестница). С удвоенными согласными (коллекция, пассажир, суббота), с правописанием слов со звонкими и глухими согласными (город, берег, тетрадь), с правописанием ь в конце и середине слова (морковь, лагерь, апельсин, физкультура).
Для облегчения работы целесообразнее расположить слова, подлежащие изучению, по возрастающей трудности: сначала изучать слова, которые содержат одну непроверяемую гласную, а затем постепенно включать слова с двумя и более непроверяемыми гласными. Можно предложить такой метод работы над правописанием трудных слов.
1. Учитель записывает слово, подлежащее изучению, на доске;
2. Чтение слова учителем.
3. Объяснение значения слова (учитель предлагает учащимся объяснить значение слова или сам дает объяснение).
4. Орфографическая работа над словом (работа проводится учениками с помощью учителя): постановка ударения; выявление орфографической трудности данного слова (непроверяемые безударные гласные выделяются мелом другого цвета).
5. Заучивание правописания данного слова: проговаривание слова по слогам так, как оно пишется; запись слова с делением на слоги (орфограммы, подлежащие запоминанию, пишутся мелом другого цвета); деление слова на слоги с целью выяснения правила переноса данного слова.
6. Запись слова в орфографический словарик.
7. Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
При знакомстве с новым словом необходимо, чтобы учащиеся видели его написание. Следовательно, предложенное для изучения трудное слово должно быть написано учителем на доске или на наборном полотне четко, каллиграфически правильно. Прежде чем приступить к заучиванию правописания трудного слова, учитель четко произносит его и выясняет значение данного слова вместе с учащимися, так как понимание значения слова является необходимым условием изучений его правописания. В работе по выяснению значения слова активное участие принимают учащиеся, и только в крайнем случае на помощь приходит учитель.
Затем следует перейти к орфографической работе над словом: постановке ударения, выявлению трудных орфограмм. Для этого учащимся предлагается поставить в слове ударение, подчеркнуть все безударные гласные и определить, "какие безударные гласные в данном слове можно проверить ударением, а какие нельзя. Гласные, которые ударением проверить нельзя, нуждаются в запоминании, выделяются (пишутся) мелом другого цвета.
Обычно умственно отсталые учащиеся считают, что если слово относится к списку трудных слов, то в нем есть только те гласные, которые проверить ударением нельзя; поэтому, когда учитель предлагает учащимся в подобных словах найти еще безударные гласные, проверяемые ударением, учащиеся не всегда могут их обнаружить. В данном случае учитель должен им помочь найти корень или однокоренное слово и разобрать его по составу.
Прежде чем разделить слово на слоги и проговорить его по слогам, учитель обратит внимание учащихся на то, что многие слова пишутся не так, как произносятся. При запоминании правописания трудных слов необходимо проговаривать их четко, ясно, по слогам, так, как они пишутся. Проговаривая слово по слогам, учитель пишет его, разделяя на слоги. При изучении правописания трудных слов прием проговаривания является основным этапом в работе.
Большую пользу в усвоении написания трудных слов оказывает картинный словарь - серия предметных картинок с изображением отдельных предметов, названиями которых являются слова с непроверяемыми безударными гласными. Красочное изображение предмета помогает усвоению даже самого трудного слова. Пользуясь картинкой, учащиеся учатся наблюдать, рассматривать, запоминать. Картинный словарь облегчает работу по составлению небольших рассказов, предложений. Им необходимо пользоваться при проведении словарных диктантов.
Чтобы добиться безошибочного написания трудного слова, учащийся должен много раз написать его, выполняя всевозможные упражнения в связи с изучением программного грамматического материала. Необходимым видом работы является составление предложений самими учащимися. Это даст учителю возможность проверить, правильно ли учащиеся поняли значение данного слова, правильно ли употребляют его в различных словосочетаниях.
Фронтальный опрос при усвоении правописания трудных слов необходимо проводить как можно чаще: один ученик называет два-три трудных слова, другой продолжает. Данный прием в работе над правописанием трудных слов помогает учащимся изучить весь необходимый словарь трудных слов. Работу с трудными словами можно связать с выполнением упражнений из учебника, с домашним заданием и со всеми видами самостоятельных работ.
Знакомство с правописанием трудных слов и закрепление могут проводиться в начале, в середине и в конце урока в зависимости от темы, цели урока и видов работ, Используемых на данном уроке. Когда в словарике накопится достаточное количество трудных слов, полезно их сгруппировать так, чтобы они были объединены между собой одной темой.
Словарная работа по темам позволяет учителю организовать работу по закреплению правописания трудных слов, связать ее с развитием речи, дает возможность проверить правильность усвоения значения слова и употребления его в речи.
Этимологический анализ слов
Практика показывает, что большинство словарных слов может быть проверенно на основе языка- источника. Такую проверку можно организовать с помощью этимологического анализа слова (этимологическая справка). Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, об его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Этимологический анализ обеспечивает осмысленность слова, повышает правильность и точность запоминания непроверяемых написаний.
Этимологический анализ обогащает словарь учащихся с отклонениями в развитии, служит важным средством объяснения им непонятных слов.
При этом очень важно иметь ввиду и следующее: необходимо воздерживаться от этимологических справок в тех случаях. Когда они могут натолкнуть учащихся на орфографические или даже семантические ошибки.
Безусловно, что в подобных случаях нецелесообразно использовать этимологические справки для лучшего усвоения написания слов учащимися с отклонениями в развитии.
15