Консультация Игры на обогащение словарного запаса младших учащихся.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Игры на обогащение словарного запаса младших учащихся В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами - предметами, словами - признаками, словами - действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов. Учитель - логопед Скворцова Т.В. «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» Серия «По совету логопеда» Игровое упражнение «Скажи по - другому» Цель — упражнение в подборе сло в, близких по смыслу (слов - приятелей). Педагог говорит учащимся : «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расс троенный » - это слова - приятели. Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу. Какое слово повторилось два раза? (идет). Что значит «дождь идет»? Скажи по - другому. Что значит «мальчик идет»? Скажи по - другому. Как можно сказать по - другому: весна идет? (весна наступает). Далее даются аналогичные задания на следующие Чистый воздух (свежий воздух). Чистая вода (прозрачная вода). Чистая посуда (вымытая посуда). Самолет сел (приземлился). Солнце село (зашло). Река бежит (течет, струится). Мальчик бежит (мчится, несется). Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький). Цель — упражнение в подборе антонимов (слов - неприятелей). Педагог говорит учащимся , что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама - ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот» . Стала мама - ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее педагог играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду. . . Игровое упражнение «Закончи фразу» Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова - неприятели). Педагог называет учащимся словосочетания, делая паузы. Учащийся должен сказать слово, которое пропустил педагог , т.е. закончить фразу. Сахар сладкий, а лимон ... Луна видна ночью, а солнце ... Огонь горячий, а лед ... Река широкая, а ручей ... Камень тяжелый, а пух ... . Обыграть это можно следующим образом: педагог говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все - таки учиться в школу. Там на уроке русского языка б ыл диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценк у. Давайте, дети, ему поможем. Еще при работе со словами - антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»: Нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты . .. («нашел»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»). Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»). Игровое упражнение « Наоборот »