ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК СРЕДСТВА ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ И УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК СРЕДСТВА ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ И УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Созонтова Т.С.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области "Екатеринбургская школа-интернат № 13, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы", г. Екатеринбург, Россия.
В данной статье рассмотрено значение чтения, как функционального базового умения, для повышения качества образования, общекультурного развития и успешной социализации обучающихся с нарушением слуха. В статье ставится задача о необходимости создания единого читательского пространства, а также представлены практические мероприятия, способствующие развитию активности читательского интереса у обучающихся с нарушением слуха.
Целью программы «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» является создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество инвалидов и других маломобильных групп населения.
Установление «стартового уровня» развития обучающихся с нарушением слуха позволяет регулировать и воздействовать на формирование таких процессов, в формировании которых нуждаются слабослышащие обучающиеся, выбирать адекватные педагогические технологии, результатом реализации которых является обеспечение социальной готовности и интеграция в общество данной категории детей.
Чтение – это функциональное базовое умение для образования и жизни в современном обществе.  В современном обществе отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Раннее приобщение обучающихся к работе над печатным словом способствует повышению уровня их образованности и духовного развития. Неслучайно 2015 год официально объявлен Годом литературы, что, согласно мнению наших законодателей, даст возможность задуматься о том, как вернуть интерес к чтению. С другой стороны, развитие читательской компетентности является основополагающим средством, способствующим формированию универсальных учебных действий, качественному усвоению обучающимися с нарушениями слуха необходимого объема информации, развитию их коммуникативных способностей, активизации учебно-познавательной деятельности и устной речи, коррекции гностических функций, самоопределению, профессиональной ориентации, умению свободно ориентироваться в современном социокультурном пространстве и повышению уровня общекультурного развития. В ФГОС НОО особое внимание уделено чтению: в блоке познавательных универсальных учебных действий (УУД) «смысловое чтение и работа с текстом» определены как важнейшие умения, а также подчеркнуто, что «навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования». В блоке коммуникативных универсальных учебных действий навык чтения понимается как общеучебное умение осознавать и воспроизводить смысл прочитанного, работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами. Это важно не только для успешной сдачи государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена, но и повышению качества образования в целом.
Достичь определённых успехов и эффективных результатов по развитию читательской компетентности обучающихся с нарушением слуха, возможно только путём постановки правильных целей и слаженной работы всего педагогического коллектива ОУ.
Целью нашей работы является создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик-учитель-родитель-библиотекарь.
При планировании содержания речевого материала на занятиях по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи особое место занимает работа по развитию активности читательского интереса. Таким образом, широко применяется на коррекционных занятиях следующие виды работ, такие как:
Тема "Моя любимая книга". Составление устного рассказа по плану.
(Название книги (рассказа). Автор. О чем книга (рассказ). Что тебе известно об авторе? Главные герои. Кто из героев тебе понравился? Почему? Что тебе запомнилось в книге (рассказе)? Чему научила книга (рассказ).
2. Тема "Создаю свою страничку в книге". Составление устного рассказа по плану.
3. Тема "Самая старая книга в моей семье". Составление устного рассказа.
С целью развития интереса к чтению, пропаганды талантов в художественном чтении, совершенствования произносительной стороны устной речи, воспитания литературного и художественного вкуса, расширения общего кругозора в нашем учреждении ежегодно проводится конкурс чтецов по темам: "Новый год у ворот", "Поэты-юбиляры в 2015", "Творчество Н.А.Некрасова", "Поэзия военных лет" и другие. Кроме знания текста, жюри оценивает умение обучающихся выразительно читать стихотворение, донести смысл читаемого до слушателя, актерское мастерство и эмоционально-экспрессивную окрашенность выступления.
Развитие активного читателя, социализирующейся личности выпускника возможно и через призму исторического наследия. В свете новых образовательных технологий наше образовательное учреждение имеет многолетний опыт по включению в образовательный процесс ежегодное празднование Дня Наума Грамотника (14 декабря). Кроме организации общешкольного диктанта в этот день, обучающиеся представляют информацию об особенностях этого праздника, готовят рассказы по теме «Словари русского языка» по плану. (Историческая справка. Функции словарей. Виды лингвистических словарей).
В рамках ежегодных предметных недель в нашем образовательном учреждении проводятся кроме олимпиад, внеклассные занятия по предмету, нетрадиционные уроки, а также общешкольное мероприятие. Задачами проведения данных мероприятий являются повышение мотивации к изучению предметной области, углубленное изучение предмета, выявление творческих способностей обучающихся, а также пропаганда читательского интереса и значимости изучения общеобразовательного предмета. В ходе проведения недели по предмету распространенными видами работ являются: составление обучающимися сообщений по теме "Жить здорово-здорово", "Чудо-фрукты", "Аптека на подоконнике", "Свет в нашей жизни", "Английский - это здорово", "Интересные факты о ...", "История возникновения чисел", "Геометрия вокруг нас" и др. с последующей публикацией мини-сочинений на информационном стенде. Таким образом, выполнение подобного вида работы с обучающимися нацелено на совершенствование профессиональных умений педагогов по формированию не только самостоятельной деятельности обучающихся, но и формированию их осознанного чтения, а также читательской активности.
Ключевое мероприятие, которое проводится ежегодно весной в нашем образовательном учреждении, это Неделя детской книги. Задачами проведения недели является популяризация детского чтения, повышение читательской активности, закрепление библиографических умений работы с художественной литературой, организация новых встреч с полюбившимися литературными героями. Основными формами работы в ходе организации и проведении недели являются: урок-путешествие, урок-викторина, драматизации, литературные игры, конкурсы, выставка "Иллюстрации к моей любимой книге", выставка мини-сочинений, встречи с интересными людьми, письмо литературному герою, конкурс формуляров "Самый читающий класс", выставка плакатов в защиту чтения "Книжки каждому нужны", акция "Подари книгу школе" и др. Проведение данного мероприятия позволяет поднять престиж книги и чтения в целом, привлекать новых читателей, формировать аналитические умения работать с книгой.
В современном образовании в основе успешности достижения положительных образовательных результатов является проектный метод, предполагающий совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательным представлением результатов. Основополагающими критериями оценки результатов обучающихся является умение использовать различные источники информации (учебная, научно-популярная литература, периодика, Интернет), умение поиска и обработки информации, контроль знаний информационной картины мира. В нашем образовательном учреждении ежегодно в апреле проходят научно-практические конференции, посвященные защите исследовательских работ обучающихся. В 2014-2015 учебном году проходила V научно-практическая конференция "Вставай, страна огромная!", посвященная 70-летию Победы. "Письма с войны", "Песни войны", "Мой дед - герой" и другие - вот примеры названий проектных работ обучающихся. В ходе работы над детскими проектами не только успешно развивается совместная работа родителей с детьми, но и происходит изучение книг по теме проекта, изучение архивных данных своей семьи, изучение истории своей семьи с привлечением архивных источников информации из поселковых и городских библиотек, навык самостоятельной работы при поиске и обработке информации.
Проведение вышеописанных мероприятий в нашем образовательном учреждении способствует повышению уровня читательской активности, развитию функциональной грамотности, формированию ключевых компетенций, а также повышению учебно-познавательной деятельности и успешной социализации обучающихся с нарушением слуха.
В ходе достижения поставленной цели в долгосрочной перспективе перед нами стоит необходимость в поиске новых форм, технологий и ресурсов при обучении эффективному чтению, повышению уровня читательской компетентности обучающихся с нарушением слуха.