Внеклассное мероприятие Осенний утренник « Праздник царицы –осени»

Осенний утренник « Праздник царицы –осени»
Цели : 1) Расширить представление детей об овощах и фруктах их полезных свойствах.
2) Учить различать их по внешнему виду .
3) Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней.
4)Привитие эстетического вкуса.
5) Формировать обобщенное представление о санитарно-гигиенических нормах при
употреблении овощей в пищу.
6) Воспитывать любознательность.
Оборудование: плакаты с изображением осени, рисунки детей, листья, карточки, картинки,
овощи, фрукты, магнитофон, аудиозаписи . класс оформлен осенними листьями.
Ход занятия:

( В начале мероприятия звучит фонограмма песни В. Филиппенко « Урожай собирай»)

Ведущий ( 8кл) :
Долго трудились разноцветные краски,
Природа вышла красивой как в сказке!
Вся разноцветная – вот красота!
Вы посмотрите какие цвета!
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?... ( осень) ( показать на плакат « Осень», и на выставку рисунков учеников)

1 ( 4 кл. ) :: Осень красит золотом
Рощи и леса,
Слышатся прощальные
Птичьи голоса
2 Алые и жёлтые
Ветер листья рвет,
Кружит, кружит в воздухе
Пёстрый хоровод.
3: Солнышко лишь выглянет,
Спрячется опять.
Долго лето красное
Будем вспоминать.
4. Деревья все осенним днём
Красивые такие!
Сейчас мы песенку споём
Про листья золотые.

Песня про осень « Ах, какая осень!» ( 4 кл.)

Ведущий: ( 8 кл)
Ой, ребята, тише, тише!
Что-то странное я слышу.
Кто-то к нам сюда спешит
И как будто бы шумит (За дверью слышится голос старичка-лесовичка. )

Лесовичок ( 8 кл ) :
Ап-чхи!
Наконец-то я добрался
К вам на праздник, детвора.
Целый год вас не видал я,
А как будто бы вчера!
Здравствуйте!
Я старичок-лесовичок,
В бороде травы клочок.
Я хожу с клюкой вокруг,
Стерегу и лес, и луг,
И деревья, и цветы,
А также ягоды, грибы.
Собирался я недолго,
Игры, шутки все сложил,
И в заветную котомку
Их к подаркам положил.
Вот и первая загадка,
Отгадайте, детвора,
Что же я сейчас достану
Из принесённого добра?

Загадки про овощи
1 ученик ( 8 кл.):
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост с наружи
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос.
Ответ: морковь ( один из уч-ся 4 кл. на ощупь должен достать из мешка лесовичка названный овощ ), ( ведущая одевает корону с изображением моркови ученику , тот читает стих про морковь)
1 уч. ( 4 кл.)
Чтобы быстрым быть и ловким,
Нужно много есть морковки.
Это овощ, а не фрукт -
Нужный для детей продукт!
1 уч. ( 8 кл.) – А вы знаете, ребята, что Русское “морковь”, чешское “мрква”, а также польское “моркев” скорее всего, произошли от готского слова “маухро” или от древнегерманского “морха”, что обозначает “желтая репа”.
2 ученик. ( 8 кл.)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
Ответ: капуста ( достает из мешка)
2 уч.( 4 кл.)
А я, сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои капустные!
2 уч. ( 8 кл. )
-Человек свыше четырех тысяч лет выращивает кочанную капусту. Родина капусты Средиземноморье.. Предполагают, что впервые стали возделывать эту культуру древние арабы. Они называли ее "ащи". В одной из древнегреческих легенд обиженный богом Дионисом фракийский царь плачет крупными слезами, которые, упав на землю, превращаются в кочаны, а окружающие с удивлением кричат "капут" (голова). Считается, что отсюда и произошло название капусты.. Капуста превосходный (а главное дешевый) источник всевозможных витаминов, которые помогут вашему организму без потерь пережить темную и холодную осень и долгую зиму.
3 уч. ( 8 кл.)
Пришла Таня в жёлтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
Ответ: Луковица
3 уч. ( 4 кл)
Я – лучок от всех болезней.
Я, ребята, всех полезней.
Хоть я горький, не беда.
Нужно есть меня всегда
3 уч. (8 кл.)
-На Руси лук всегда был почитаем и как приправа к еде, и как средство от болезней. Особенно он незаменим весной, когда нашему организму необходима поддержка. Лук повышает иммунитет .
Наиболее распространенный вид лука и самый любимый – лук репчатый (alium cepa лат.). Репчатым он называется потому, что подземная часть похожа на репу. В народе его иногда называют цибулей. В России возделывается более десятка сортов лука.. Его можно выращивать круглый год. Летом – в огороде, зимой – дома на подоконнике.
4 уч. ( 8 кл. )
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку
Будет пахнуть очень долго.
Ответ: чеснок
4уч. ( 4 кл.)
Посмотрите, вот чеснок
Он растет у самых ног
Стрелами зелеными,
В небо устремленными.
Это овощ знатный,
Вкус его пикантный.
4 уч. ( 8 кл.)
-Чеснок имеет старинное значение “чесать” (обрывать, отделять) – в головке чеснока зубки легко отделяются друг от друга. Аналогично немецкое “кноблаух” произошло от “книбен” – разделять.
С глубокой древности чеснок выращивали в Индии, куда его завезли арии. Индийцы использовали его в лечебных целях, при этом в пищу это растение не применяли из-за резкого запаха.
Он пользовался большой популярностью у римлян , египтян, греков, евреев и арабов.
Самые ранние известные ссылки указывают, что чеснок являлся важной частью ежедневной диеты многих египтян, Он входил в рацион рабочих, участвующих в тяжёлой работе, например, при строительстве пирамид. В древней истории вообще часто упоминается, что чеснок давался рабочим для поддержания и увеличения их силы. Однажды в Египте около 1600 лет до н. э. рабочие при строительстве пирамид не получили чеснок вспыхнуло восстание. , в 1922 году при раскопках гробницы Тутанхамона, датируемой около 1300 лет до н. э. были обнаружены луковицы чеснока. Лук и чеснок находили в саркофагах на закрытых глазах и во внутренних полостях мумий . Чеснок – это незаменимое натуральное средство при простудах, бронхитах, ангинах, воспалениях.
5 уч.( 8 кл.)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
Ответ: Огурцы
5 уч. ( 4 кл.)
Свеженький я и хрустящий.
Я – огурчик настоящий.
Был на грядке я зеленым,
Стану в банке я соленым.
5 уч. ( 8 кл.)
-Слово «огурец» происходит от греческого аугорос (незрелый), появился огурец России из Греции,
Огурцы известны человечеству уже 6 тысяч лет. Родина огурцов –районы Индии, из которых они перекочевали в огороды соседних стран. Неприметные с виду огурцы обладают довольно интересным набором полезных свойств. Хотя огурцы на 97% состоят из воды, оставшиеся 3% изобилуют полезными элементами, некоторые из которых являются активными помощниками в обмене веществ и усвоении других продуктов.
6 уч. ( 8 кл.)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Ответ: Помидоры
6 уч. ( 4 кл)
Очень важный я синьор,
Спелый, сладкий помидор.
Красный, сочный я и гладкий.
Угощаю всех, ребятки,
Кто мой сок томатный пьет,
Не болеет целый год.
6 уч. ( 8 кл.)
-Выращивание этого растения началось в Мексике, там же ему дали название, знакомое всему миру -«томатль». У первых привезенных в Европу томатов плоды были мелкие, желтые, сияющие на солнце, поэтому итальянцы и назвали их «поми доро» - «золотые яблоки». Экзотическому заморскому растению отвели почетное место в саду, но употреблять в пищу его плоды охотников не нашлось. Около двух веков они считались несъедобными и даже ядовитыми..
Помидоры вырастают сладкими и ароматными только в солнечную погоду, а в пасмурную – они водянистые и безвкусные.
Кстати, а как надо именовать спелый, вкусный помидор с точки зрения ботаники? Мы то с вами называем его овощ, а на самом деле он – ягода! Точно так же, как и арбуз.
7 уч. ( 8 кл.)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
Ответ : картофель.
7 уч. ( 4 кл.)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда, вкусная картошка?!
7 уч. ( 8 кл.)
-За внешнее сходство клубней картофеля с грибами трюфелями дали картофелю название трюфель, что по-итальянски tartufo. Французы же, как и некоторые другие народы, долгое время именовали картофель «помм де терр» земляное яблоко. В иных странах Европы было распространены и именования «потатес», «путатис», «потетес».
В Германии в начале распространения картофеля его называли «эрдбирне» земляная груша, и по-итальянски «тартуффоли», преобразовав в «тартофель», а позднее, возможно и в картофель.
Введение картофеля в культуру (сначала путём эксплуатации диких зарослей) было нача
·то примерно 14 тыс. лет назад индейцами Южной Америки.
В Европу (Испанию) картофель впервые был завезён около 1565 года. В дальнейшем культура распространилась в других странах. Появление в России картофеля связывали с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии якобы для рассылки по губерниям для выращивания. Но картофель не получил распространения в России ни во времена Петра I, ни Екатерины II. Начало широкого распространения началось в 1765 и
Картофель обладает уникальным набором витамина С ,жизненно важным для человеческого организма. Недаром после внедрения картофеля в Европе практически прекратились эпидемии цинги. Выращивание картофеля как сельскохозяйственной культуры распространено во многих странах. Кроме непосредственного употребления клубней картофеля в пищу, из них также получают крахмал, производят чипсы и т. п. продукты. В 1995 году картофель стал первым овощем, выращенным в космосе. В городе Минске в 2000-х годах открыт памятник картофелю.

Все овощи( 4 кл. вместе)
Все мы с огородной грядки,
Нас запомните, ребятки.
Витаминами богаты
И нужны мы всем ребятам!

Лесовичок :
- Молодцы , ребятки! Вот какой богатый урожай мы можем собрать осенью, и это ещё не все богатства. Может вы споете песенку про урожай?

Дети поют песенку В. Филиппенко « Урожай собирай» ( 4 кл)

Лесовичок :
-Молодцы ! А теперь давайте поиграем в игру « Собери урожай» ( 4 кл.)
( 2 команды по 4 человека :
1 уч. ( пашет землю)- бежит и кладет обруч
2 уч.( сажает картошку)- бежит и кладет картошку в обруч
3 уч. ( поливает картошку)- бежит и оббегает обруч с лейкой.
4 уч. (убирает урожай) - бежит , кладет в ведро картофель ( арбуз) и бежит обратно
- Кто первый, тот и выиграл. ( Игра под фонограмму песни « Земляничное варенье)
- Название “арбуз” было заимствовано из татарского языка, а татары в свою очередь переиначили персидский “харбуз.” В переводе с украинского языка “гарбуз” – это тыква, а с персидский “харбуз” – дыня.
Ведущий:
-Какой ты молодец, старичок-лесовичок! Какую хорошую игру ты для детей придумал! А сейчас ребята расскажут стихотворение про овощи .
1 уч. ( 4 кл.)
Стих Ю Тувима « Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!
2 уч. ( 4 кл.)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
3 уч. ( 4 кл.)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
4 уч. ( 4 кл.)
Закрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Ведущий:
Молодцы! Все это хорошо, только ты скажи нам старичок- лесовичок , а где же осень?
Лесовичок: Ой, совсем забыл! Так заигрался! Так она должна с минуты на минуту сюда прийти!
Ведущий: Хорошо, лесовичок, успокоил меня. Давайте пока будем ждать прихода осени, стихи о ней нам дети почитают.
( ребята становятся полукругом и взявшись за руки читают стихи на фоне музыки Шопена « Вальс дождя»
1 уч.( 4 кл.)
Осень наступила.
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
1 уч.( 8 кл.)
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья
Птички улетели
В тёплые края.
2 уч. ( 4 кл)
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
2 уч. ( 8 кл)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
3 уч. ( 4 кл.)
Осень,
осень...
Солнце
В тучах отсырело -
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
3 уч. ( 8 кл.)
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
Лесовичок:
Тише, тише, не шумите!
Прекратите шум и гам!
Кто-то в дверь стучится к нам!
Входит осень.
Ведущий:
-А вот и красавица-осень в гости к нам пришла!
Осень: ( 8 кл)
Вы обо мне, а вот и я,
Привет осенний вам друзья!
Не виделись мы целый год!
За летом следом мой черёд!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенние сады и парки?
Да, хороши мои подарки!
Ведущий:
-Здравствуй, милая осень! А мы тебя уже заждались! Милости просим!
Осень:
- Очень рада, что вы ждали меня!
Ведущий:
-Мы тебя не только ждали, но и готовились к твоему приходу! Для тебя песни пели и стихи читали и стихи! И сейчас песню тебе споём и станцуем .

«Осенняя песенка» ( поет 8 кл., 4 кл. танцуют)

Осень:
-Какую замечательную песню вы знаете!
(Разбрасывает листья)
Листопад, листопад,
Листья по ветру летят,
Кленовые, берёзовые, дубовые
Ведущий: -
- А сейчас мы проведем игру с гостями (3 человека). Каждая собирает свои листочки. Кто первый, тот и выиграл) (кленовые – красные, берёзовые – желтые, дубовые - зелёные) ( приз, один из даров осени – яблоко)

Игра «Собери листочки» ( под фонограмму песни « Земляничное
варенье)
Осень:
- Молодцы! А теперь давайте все вместе поиграем в игру «Правильно-неправильно!»
Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно !
- А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
1 уч. ( 8 кл.)
Очень интересное происхождение у слова апельсин. Оно произошло из двух немецких – “сина” (Китай) и “апфель” (яблоко), полчилось китайское яблоко. Французское название апельсина – “оранж”, вот и намек на происхождение названия цвета – оранжевый. И опять же это слово произошло от арабского варианта названия апельсина – “ларанжи”, что переводится как золотистый.


2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
Осень :
- Что- то гости заскучали. Давайте и с вашими родителями поиграем и проверим, а знают ли они овощи и фрукты . на вкус? Кто смелый? Игра « Угадай на вкус!»
( на тарелках заранее приготовлены и спрятаны фрукты и овощи , покрытые сверху салфеткой на -резанные на маленькие кусочки)
Мы завяжем вам глаза, поднесем вам тарелку , из которой вы возьмете овощ или фрукт и попробуете его на вкус. Надо отгадать его и рассказать , как вы используете его дома.
( можно провести Игру « Собери лукошко», на знание съедобных и несъедобных грибов ( на доске 2 плаката. На одном написано «Съедобные грибы», на другом «Несъедобные грибы», внизу под доской вразброс стоят разные грибы . Выходят 2 мамы и по команде за 30 сек ( дети хором считают до 30) должны прикрепить грибы ( на липучке) каждая на свой плакат. Кто правильно все сделал, тот и выиграл.
Лесовичок:
Ой беда, беда, беда,
Всюду лужи и вода!
Побежала речка
Около крылечка,
Дети с улицы домой,
Хлынул дождик проливной.
Застучал по крыше,
Дождик, дождик, тише!
Танец с зонтиками ( 4 кл.) , песня « Улетай туча» ( 8 кл.)

Ведущий:
Нам радостно, нам весело,
На празднике своём.
Пусть дети улыбаются
Осенним ясным днём!
По лесной дорожке
Осень к нам пришла,
И в своей корзинке
Подарки принесла.
Осень:
Весело у вас, ребята,
Встрече с вами очень рада!
Песни, игры хороши,
Вас угощаю от души!
(Угощает ребят и гостей яблоками)
Ведущий: Спасибо тебе, Осень, и тебе, старичок-лесовичок! Приходите к нам в следующем году!
На этом наш утренник кончается,
Спасибо за внимание,
До свидание!

















































13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




15