Развитие внимания младших школьников средствами дидактической игры

ГУ «ЩЕРБАКТИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»






Развитие внимания младших школьников средствами
дидактической игры



Выполнила: воспитатель первой
категории Кобернюк Н.Б.











2016 г.
Содержание

Пояснительная записка.........3
1. Введение.....5
2. Роль дидактической игры в воспитательном процессе7
3. Виды дидактических игр, их влияние на развитие внимания детей младшего школьного возраста...8
4. Структура проведения дидактических игр..10
5. Методика проведения дидактических игр...11
6. Рекомендации по использованию дидактических игр13
7. Заключение..............................................................................................15
8. Список использованной литературы16
9. Приложения....17














Пояснительная записка
Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитании, чем раньше. Возникают осмысленные переживания, их борьба, которые ведут за собой изменения поведения, отношения к среде, меняются потребности, движущие поведением ребенка.
Школа - связующее звено между детством и взрослостью. Достигая школьного возраста, дети понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда появляется желание пойти в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений, удовлетворяя наряду с познавательной потребностью потребность в новом социальном статусе.
К сожалению, в наше время встречаются такие случаи, что даже у учащихся первого класса до сих пор преобладает непроизвольное внимание, дети привыкли заниматься тем, что им интересно и наиболее привлекательно для них, хотя произвольное внимание должно быть сформировано еще в старшем дошкольном возрасте.
Одной из важнейших проблем в младшем школьном возрасте является развитие произвольного внимания.
Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.
Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Играет ли ребенок, учится ли ученик, мыслит ли ученый, трудятся ли рабочий и колхозник, творят ли композитор, художник, писатель, непременное условие их успешной деятельности – хорошо развитое внимание.
От степени его развития зависит также развитие и формирование других психических процессов, и различные интеллектуальные способности.
Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития.
Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна.
И так, для более успешного умственного развития необходимо развивать у детей такой психический процесс как внимание. Для этого необходимо:
1. Разнообразить выбор дидактических игр для развития внимания младших школьников.
2. Проводить игры и упражнения с логическими картинками.
3. Использовать в работе загадки на развитие внимания.
Дидактическая игра развивает не только внимание ее участников, но и их волевые качества, так как согласно правилам они действуют произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле играющих. Формируются психологические качества-мышления, память, внимание, а также навыки учебной работы. Игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причём решающая роль игры определяется её дидактическими целями.
Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Из всего выше изложенного следует, что через дидактическую игру педагог может повысить у учащихся не только внимание на занятии к слову и действию педагога, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой. Это доказывает актуальность темы работы “Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников”.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков.
Задачи:
- Изучить теоретические основы влияния дидактических игр на развитие внимания младших школьников.
- Рассмотреть виды дидактических игр, их влияние на развитие внимания детей младшего школьного возраста.
- Разработать рекомендации по использованию дидактических.












Введение

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников.
Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие связной речи детей. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках развития речи. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают»




































Роль дидактической игры в воспитательном процессе.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития.
Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна.
И так, для более успешного умственного развития необходимо развивать у детей такой психический процесс как внимание. Для этого необходимо:
1. Разнообразить выбор дидактических игр для развития внимания младших школьников.
2. Проводить игры и упражнения с логическими картинками.
3. Использовать в работе загадки на развитие внимания.
Дидактическая игра развивает не только внимание ее участников, но и их волевые качества, так как согласно правилам они действуют произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле играющих. Формируются психологические качества-мышления, память, внимание, а также навыки учебной работы.
Игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причём решающая роль игры определяется её дидактическими целями. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.




















Виды дидактических игр, их влияние на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предме
·
·
·. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предме
·
·
· и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В ходе овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх у
·
·
·жняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предме
·
·
·, нахождения отсутствующего предмета.
В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание у
·
·
·жняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было
·
·
·ом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, учитывая, что в этих играх требуется использовать приобретенные
·
·
·
·е знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом





























Структура проведения дидактических игр.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4)результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В педагогическом процессе младших школьников дидактическая игра выступает, прежде всего,  как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.
 

Методика проведения дидактических игр.

При организации дидактических игр на внимание необходимы особые формы руководства ими со стороны взрослого.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подго
·о
·ка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. (Задание на микрогруппы: написать основные компоненты каждого этапа дидактической игры).
В подго
·
·
·ку к проведению дидактической игры входят:
1.  Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
2.  Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
3. Определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
4.  Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
5.  Определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
6.  Подго
·
·
·ка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);
7.  Подго
·
·
·ка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
8.  Подго
·
·
·ка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
1.  Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предме
·
·
·, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
2.  Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
3.  Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (к примеру , если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
4.  Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подго
·
·
·ки,
·
·
·жностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
5.  Подведение итогов игры – это ответственныи
· момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подго
·
·
·ки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели. Это поможет совершенствовать как подго
·
·
·ку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Самокритичный
· анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе






























6. Рекомендации по использованию дидактических игр.

В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать:
- Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.
- Продумывать, как разместить, дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр.
- Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку.
- Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.
- Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу складывать домик!»).
- Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).
- В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.
- Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.
- Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения.
 Так, объяснение новой игры педагог начинает с создания игрового образа. Например, перед игрой «Айболит» предлагает вспомнить сказку К.Чуковского, ее персонажей, их приключения, поступки. Затем приглашает поиграть в знакомую сказку и на протяжении всей игры поддерживает игровой настрой, избегая замечаний, оценивающих реплик и, тем более, реплик негативного характера.
- По окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой детей, подчеркнув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто добился выигрыша.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.  Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.










































7. Заключение.

Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.































Список использованной литературы

1.  Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре» [текст].-М., 1983.
2.  Волчкова В.Н. Конспекты занятий, [текст] Воронеж, 2009.
3.  Давидчук А.Н. «Обучение и игра» [текст].-М. 2006.
3.  Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?». - М. 1991.
4.  Земцова О.Н. «Найди отличия» (развиваем внимание 4–5 лет), – М, 2007.
5.  Карпухина Н.А. конспекты занятий. – Воронеж, 2007
6.  Крутецкий В.А. Психология[текст].-М., 1986.
7.  Маклаков А.Г. Общая психология. - с.п., 2001
8.  Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.
9.  Чутко Н.Я. Развитие внимания дошкольника. – М., 1992.
10. А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».
11. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
12. Использовано пособие для воспитателя детского сада «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко.
13. Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996. – 286
14. А.К.Кувандыкова Игра как важнейшее средство умственного и нравственного воспитания детей. (Начальная школа Казахстана №1 – 2009).
15.Н. Гатанова, Е. Тунина Развиваю внимание. – «Питер», 2000.
16. Г.З. Адильгазинов Дидактические игры как средства закрепления знаний , умений , навыков учащихся 1класса. (Начальная школа Казахстана №1 – 2009).





















Приложение

Игры с предметами
«Что это такое?» Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы. Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег. Ход игры: Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
«Кто чем питается?» Цель: Закреплять представления детей о пище животных. Ход игры: Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой.
«Детки на ветке» Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
«Найди, что покажу» Цель: Найти предмет по сходству. Оборудование: На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой. Ход игры: Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
«Что сначала - что потом?» Цель: Закреплять знания детей о развитии и росте животных. Ход игры: Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

«Раздели на группы»
Цель:
- формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека;
- учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.
Игровые правила:
Собирать в корзинку предметы, сортируя их по вопросам «Что согревает человека?» и «Что сохраняет тепло?»:  печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка.
Игровые действия:
Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.
Ход игры:
Игра начинается с краткой беседы воспитателя с детьми о том, человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Воспитатель предлагает детям совершить рейд бережливых по группе, детскому садику и проверить, как в садике бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно закрыты двери и т.п.
Далее вернувшись в группу, воспитатель сообщает о предметах, которые согревают человека, вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.
-Сейчас, ребята мы поиграем в игру «Не ошибись!» У нас будет два звена. Выберем считалочкой командиров. Каждому командиру дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеена печь, она вырабатывает тепло и согревает человека. Сюда надо будет найти и положить все предметы со стола, которые вырабатывают тепло и согревают человека. А на этой корзинке наклеена шуба, она не вырабатывает тепло, а его сохраняет.
Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.
В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

Игры настольно-печатные «Это когда?»
Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. Ход игры: У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
«Волшебный поезд» Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках. Материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений. Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем. Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Четыре картинки» Цель: Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность. Ход игры: Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

«Что лишнее?»
Цель: учить замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда. Игровое правило: закрывать картонкой только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.
Игровые действия: находить и закрывать изображения ненужных предметов.
* * *
В больших квадратах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них гантели.
Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратиком ненужный предмет. Необходимо подобрать рисунки, изображающие знакомые детям профессии: повар, дворник, водитель, строитель, учитель, продавец и др. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

«Домино»
Цель: закреплять знания о домашних и диких животных, отмечать особенности животных, продолжать воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилам игры.
Игровые правила: выигрывает тот, кто первым закончит подбор картинок, положит их по правилу: собака к собаке, медведь к медведю и ни разу не ошибется.
* * *
Для этой игры необходимо иметь карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды животных. Игра рассчитана на 46 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, то раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто первый положит последнюю карточку (а у других они еще есть), тот и выигрывает. При повторении игры карточки перемешивают. Дети, не глядя, отсчитывают 46 карточек и игра продолжается.
 Игры словесные «Когда это бывает?» Цель: Уточнять и углублять знания детей о временах года. Ход игры:  Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
«Найди, о чем расскажу» Цель: Найти предметы по перечисленным признакам. Оборудование: Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов. Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

«Отгадай, кто это?» Цель: Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных. Ход игры: Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания) дети должны отгадать про кого идет речь.
«Когда это бывает?» Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях. Ход игры: Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.


Подвижные игры.
«Что в корзинку мы берем» Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

  «Отгадай-ка»
Цель игры: Обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры: Напомнить детям, как они рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предложить:  « Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Каждый из вас будет выполнять роль какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете - не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате» . После небольшой паузы  кладём предмет (камешек, ленточка, мячик) на колени любому
Играющему. Ребёнок встаёт и даёт описание предмета, а затем передаёт предмет тому, кто будет отгадывать. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою
загадку. Во время игры следим за тем, чтобы дети, при
описании предметов, называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Можно задавать наводящий вопрос:  « Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не стоит. Надо дать возможность ребёнку самому припомнить предмет, его характерные признаки. Например: « Блестящий, с носиком, в нём кипячёная вода (Чайник)».

«Похож – не похож»
Цель игры: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы.
Ход игры: Напоминаем детям перед началом игры, как описывали два предметы и находили различия и сходства. Предлагаем детям загадать предметы, вспомнить, чем они отличаются и чем похожи  -  рассказать нам, а мы угадаем.
 Даётся время на то, что бы дети подумали. Выбирается загадывающий. Примеры загадок: « Два цветка, один с белыми лепестками и жёлтой серединкой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой на клумбе»(ромашка и роза).« Ползли два жука. Один маленький, красненький, с чёрными точечками, а другой большой. Коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно» (божья коровка и майский жук) Загадывающий, после небольшой паузы передаёт эстафету другому. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку.
 


Игры «в небылицы»
В процессе этих игр у детей развивается связная, образная речь, воспитывается понимание юмора, умение самому шутить. Произведение с небылицами следует  сначала прочитать детям, познакомить с занимательным содержанием. При проведении игры не стоит брать всё произведение, а его часть. Опыт проведения игр показывает, что дети могут запоминать и называть  6-7 небылиц, содержащихся в тексте. Игры могут носить название « Кто больше заметит небылиц?» или «Придумай небылицу». Для начала нужно самому объяснить, что такое небылица – это выдумка, то, чего не бывает в жизни. Например, небылицы из знакомых сказок: « Красная Шапочка не могла живой выйти из брюха волка», «Рыбка не умеет делать чудеса».  


















13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1 Заголовок 315