Конспект урока по русскому языку 5 класс по темеИмя существительное фгос


Тема: «Имя существительное «
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-путешествие.
Метод: комбинированный, игровой.
УМК: Русский язык 5 класс редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.
Цель урока: систематизация изученного об имени существительном.
Задачи урока:
1.     Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить имена существительных в тексте;
- повторить морфемный разбор слов;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и  умения.
2.     Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
3.     Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
План урока:
1)   Организационный этап.
2)   Актуализация знаний.
3)   Постановка учебной задачи.
4)   Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5)   Физ. минутка.
6)   Закрепление изученного материала.
7)   Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8)   Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока.
Друзья мои! Я очень радаВойти в приветливый ваш класс.И для меня уже наградаВниманье ваших умных глаз.Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок.Скрестите шпаги ваших мнений -Мы вместе проведём урок!
-Скажите, а вы любите сказки?
-А какие вы сказки знаете?
-А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»?
Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками.
-Кто помог ей?
-Назовите их.
Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные)
А как вы думаете, какова цель нашего урока?
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных (запись числа и темы)  и будем собирать в корзину не только подснежники , но и признаки имени существительного.
Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)
А как определить, к какой части речи относится слово? Что для этого нужно знать? (вопрос, значение, признаки, синтаксическую роль)
На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)
Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)
А что обозначают существительные? (предмет) 
Задание №1.
Прочитайте слова:
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
Согласны ли вы,что данные слова обозначают предметы?
Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?
Распределите слова в зависимости от значении?
Задание выполняется по группам. У каждого ученика на столе карточка с номером 1,2,3,4,5,6.
1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)
2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)
3) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)
4) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)
5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)
6) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)
Учащиеся меняются листками, исправляют ошибки в работах других групп.
Проверка: зачитывает ученик от каждой группы + над какими орфограммами вы работали 
Работа с учебником: Упр. 470, 471 (устно).
Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину – значение 
Задание №2.
Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.
- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?
- Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.
Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свекла. 
Вот мы и положили 2 подснежник в нашу корзину – вопросы
Физкультминутка. (2минуты)
У реки росла рябина.
У реки росла рябина. (наклоны в стороны с вытянутыми руками)
А река текла, рябила.
А река текла, рябила. (повороты вправо-влево)
Посредине глубина (поклоны вперед)
Там гуляла рыбина (приседания).
Эта рыба – рыбий царь. (ходьба на месте).
- Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе.
Задание №3.
Впереди виднеется лесная избушка, в ней три этажа. 
На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…
Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода) 
Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)
Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам. (к доске выходит ученик правильно отгадавший загадку и записывает её)
Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы? Тогда читаю: 
1) Зимой и летомОдним цветом. (Ель, ёлка)
2) Серовато,Зубовато,По полю рыщет,Телят, ягнят ищет. (Волк)
3) Без рук,Без ног, По полю скачет,Под окном стучится,В избу просится. (Ветер)
4) Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает. (Книга)
6) Без рук, без топорёнкаПостроена избёнка. (Гнездо)
7) Без огня горит,Без крыл летит,Без ног бежит. (Солнце)
Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину – род 
Задание №4.
Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определённый дом. 
Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).
Сколько склонений у существительных?
Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.
Игра с мячом. Учитель загадывает склонение имени существительного и кидает мяч игроку, игрок приводит свой пример.(5-7 существительных)
Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – склонение 
Задание №5
Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. 
На одном берегу живут существительные единственного числа , они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются). 
Распределительный диктант по вариантам
Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки
1 вариант – единственное число          2 вариант – множественное число
Самопроверка .Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину – число 
Задание №6.
Добрались мы и до поляны Падежей.
Повторим название падежей и падежные вопросы. 
Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж 
Ну, вот, корзина наша наполнена. Но корзина наша наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме “Имя существительное”.

Подведение итогов. Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? . Помогите мне сделать вывод к нашему уроку. У вас на столе лежат листы со словами, попробуйте сложить их так, чтобы можно было сформулировать вывод сегодняшнего урока.
Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.
Но корзина это не полная, т.к. наполнять вы её будете продолжать и 5, и в 6 классах. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.)
Стих
Знаем мы теперь отныне- Есть одно такое имя - Назовет любой предмет И на все нам даст ответ. Это главная часть речи, Обозначает все на свете, Без нее никак нельзя. Существительным ура!
Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок и как вы поняли тему урока. Если вам всё понятно по теме - покажите солнышко, если вы ничего не поняли - тучку. 
Домашнее задание:
Обязательное: п.89, упр. 474 (указать род и склонение имён существительных).
По желанию: написать сказку об имени существительном.
ОЦЕНИВАНИЕ. А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. Подпишите листок и поставьте себе ту оценку, которую вы считаете заслуженной на этом уроке.
Спасибо, ребята, за урок. 
Приложение.
Имя существительное как часть речи.
Задание №1.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
1.Названия
людей
2.Названия
предметов
3.Название признаков
4.Название
действий
5.Названия
животных
6.Названия
веществ
Имя существительное как часть речи.
Задание №1.
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
1.Названия
людей
2.Названия
предметов
3.Название признаков
4.Название
действий
5.Названия
животных
6.Названия
веществ
Белка.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Белка.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Белка.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Белка.
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________















Часть
речи


Кто? Что?

Собственные.Нарицательные.

Ед. ч.
Мн. Ч.

1, 2, 3 склонение.

Обозначает предмет.


Мужской род
Женский род
Средний род



Одушевлённые
Неодушевлённые


Изменение по падежам


Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время
I и II спряжение

Обозначает действие