Программа по внеурочной деятельности по информатике в 6 классе по ФГОС факультативный курс «Мой инструмент — компьютер»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Старая Купавна, Ногинский район, Московская область




УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №22
_______ (Т. А. Короник)
04. 09. 2015


М.П.






Программа по внеурочной деятельности
по информатике в 6 классе по ФГОС
факультативный курс «Мой инструмент - компьютер»







Составитель: Королёва Дарья Максимовна
учитель математики и информатики










2015г.
Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «ИНФОРМАТИКА. МАТЕМАТИКА. ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 3-6 КЛАССЫ.» Цветкова М.С., Богомолова О.Б.. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Данная программа «Информатика и ИКТ. Начальный курс» предназначен для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 5-6 классах.
Изучение курса «Мой инструмент компьютер» направлено на достижение следующих целей:
овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:
усвоение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при работе в компьютерном классе;
знакомство с назначением и основными устройствами компьютера;
начальное знакомство с операционной системой, элементами графического интерфейса, стандартными программами;
начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
создание проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Общая характеристика программы курса

В данном курсе не ставится задача освоения всех используемых понятий информатики. Большая часть из них вводится пропедевтически и носит характер среды, в которой проходит деятельность учеников. Результатами изучения курса выступает создаваемая учениками образовательная продукция и соответствующий уровень их личностного приращения.
Особенностью предлагаемых заданий является их открытость. Задания ориентированы не столько на поиск готовых ответов и решений, сколько на творческое самовыражение учащихся по отношению к изучаемому понятию, устройству или действию. Например, детям предлагается придумать свои значки и пиктограммы, нарисовать образ информации.
Задания имеют личностный характер и адресованы ученику, его индивидуальным особенностям, жизнедеятельности, мировосприятию. Понятия информатики и соответствующие способы деятельности ученики усваивают в ходе собственного творчества.
Понятия информатики вводятся на двух уровнях восприятия: 1) персонажи пособия разъясняют ученикам смысл понятий с примерами и пояснениями; 2) в рамочках даны объяснения некоторых понятий информатики. Их заучивание не является для учащихся обязательным.
В предложенном вашему вниманию курсе ведущей и ключевой выступает личностно значимая, мотивированная и продуктивная деятельность ученика. При выполнении учебных заданий ребенок ощущает личную потребность именно в такой деятельности. Не логика науки, а интересы и жизнь школьника являются отправными точками его обучения.




















Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса

Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационно-коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использование средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
создание медиасообщений, включающих текст, цифровые данные, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.





Содержание программы курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты, которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности.
В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.




















Планируемые результаты изучения курса

Предполагается, что к концу изучения программы «Мой инструмент - компьютер» у детей сформируются следующие общеучебные умения и навыки:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
элементарное обоснование высказанного суждения;
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
изменения и создания простых информационных объектов на компьютере;
поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
















Календарно - тематическое планирование
по информатике
внеурочная деятельность
6 класс «А»

Номер занятия
Тема занятия
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения






1.
Информационные технологии и техника безопасности

01.09.15-04.09.15


2.
Знакомство с текстовым процессором Word

07.09.15-11.09.15


3.
Работа с фрагментами текста.
14.09.15-18.09.15


4.
Набираем и форматируем текст
21.09.15-25.09.15


5.
Набираем и форматируем текст
28.09.15-02.10.15


6.
Оформляем реферат
05.10.15-09.10.15


7
Оформляем реферат
12.10.15-16.10.15


8.
Знакомство с электронной таблицей Excel
19.10.15-23.10.15


9.
Считаем в Excel
26.10.15-30.10.15


Итого за 1 четверть 9 часов.

10.
Первые шаги в рисовании
09.11.15-13.11.15


11.
Графический редактор Paint
16.11.15-20.11.15


12.
Инструменты в графическом редакторе
23.11.15-27.11.15


13.
Копировать рисунок
30.11.15-04.12.15


14.
Меню: Палитра
07.12.15-11.12.15


15.
Ввод текста в рисунке
14.12.15-18.12.15


16.
Чертеж
21.12.15-25.12.15


Итого за 2 четверть 7 часов.

17.
Создание проекта
11.01.16-15.01.16


18.
Создание проекта
18.01.16-22.01.16


19.
Создание проекта
25.01.16-29.01.16


20.
Защита проекта
01.02.16-05.02.16


21.
Защита проекта
08.02.16-12.02.16


22.
Знакомство с PowerPoint
15.02.16-19.02.16


23.
Создание и дизайн слайда
22.02.16-26.02.16


24.
Вставка фигур и рисунков
29.02.16-04.03.16


25.
Настройка анимации
07.03.16-11.03.16


26.
Работа в PowerPoint
14.03.16-18.03.16


Итого за 3 четверть 10 часов.

27.
Работа в PowerPoint
28.03.16-01.04.16


28.
Создание проекта
04.04.16-08.04.16


29.
Создание проекта
11.04.16-15.04.16


30.
Защита проекта
18.04.16-22.04.16


31.
Создание итогового проекта «Чему я научился»
25.04.16-29.04.16


32.
Создание итогового проекта «Чему я научился»
02.05.16-06.05.16


33.
Защита итогового проекта «Чему я научился»
09.05.16-13.05.16


34.
Защита итогового проекта «Чему я научился»
16.05.16-20.05.16


35.
Повторение
23.05.16-27.05.16


Итого за 4 четверть 9 часов.

Итого за год 35часов.
















Календарно - тематическое планирование
по информатике
внеурочная деятельность
6 класс «Б»

Номер занятия
Тема занятия
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения






1.
Информационные технологии и техника безопасности

01.09.15-04.09.15


2.
Знакомство с текстовым процессором Word

07.09.15-11.09.15


3.
Работа с фрагментами текста.
14.09.15-18.09.15


4.
Набираем и форматируем текст
21.09.15-25.09.15


5.
Набираем и форматируем текст
28.09.15-02.10.15


6.
Оформляем реферат
05.10.15-09.10.15


7
Оформляем реферат
12.10.15-16.10.15


8.
Знакомство с электронной таблицей Excel
19.10.15-23.10.15


9.
Считаем в Excel
26.10.15-30.10.15


Итого за 1 четверть 9 часов.

10.
Первые шаги в рисовании
09.11.15-13.11.15


11.
Графический редактор Paint
16.11.15-20.11.15


12.
Инструменты в графическом редакторе
23.11.15-27.11.15


13.
Копировать рисунок
30.11.15-04.12.15


14.
Меню: Палитра
07.12.15-11.12.15


15.
Ввод текста в рисунке
14.12.15-18.12.15


16.
Чертеж
21.12.15-25.12.15


Итого за 2 четверть 7 часов.

17.
Создание проекта
11.01.16-15.01.16


18.
Создание проекта
18.01.16-22.01.16


19.
Создание проекта
25.01.16-29.01.16


20.
Защита проекта
01.02.16-05.02.16


21.
Защита проекта
08.02.16-12.02.16


22.
Знакомство с PowerPoint
15.02.16-19.02.16


23.
Создание и дизайн слайда
22.02.16-26.02.16


24.
Вставка фигур и рисунков
29.02.16-04.03.16


25.
Настройка анимации
07.03.16-11.03.16


26.
Работа в PowerPoint
14.03.16-18.03.16


Итого за 3 четверть 10 часов.

27.
Работа в PowerPoint
28.03.16-01.04.16


28.
Создание проекта
04.04.16-08.04.16


29.
Создание проекта
11.04.16-15.04.16


30.
Защита проекта
18.04.16-22.04.16


31.
Создание итогового проекта «Чему я научился»
25.04.16-29.04.16


32.
Создание итогового проекта «Чему я научился»
02.05.16-06.05.16


33.
Защита итогового проекта «Чему я научился»
09.05.16-13.05.16


34.
Защита итогового проекта «Чему я научился»
16.05.16-20.05.16


35.
Повторение
23.05.16-27.05.16


Итого за 4 четверть 9 часов.

Итого за год 35часов.
















Учебно – методическое обеспечение

Класс
Внеурочная деятельность
Количество часов
Программа

6 А
6 Б
Мой инструмент - компьютер
35
«ИНФОРМАТИКА. МАТЕМАТИКА. ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 3-6 КЛАССЫ.» Цветкова М.С., Богомолова О.Б.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.»




15