Рекомендации по по здоровьесберегающим технологиям (в помощь учителю)

Муниципальное образовательное учреждение «СОШ № 19»
г. Абакан, республика Хакасия
учитель математики
Быковская И.С.


Методические рекомендации
по здоровьесберегающим технологиям
(в помощь учителю)


Забота о здоровье
Методика упражнений для профилактики зрительного утомления и близорукости (для учащихся 6-7 классов) выполняется в середине урока 2-3 минуты.
1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, повернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
3. Исходное положение – сидя, поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторять 5-6 раз. Упражнение улучшает кровообращение.
4. Исходное положение - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25-30см. от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
5. Исходное положение – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоится. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
6. Исходное положение – сидя. Быстрое моргание в течении 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.
7. Исходное положение – сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, опустить руки (выдох). Затем правую руку отвести в сторону, посмотреть на пальцы, не поворачивая головы. Тоже с левой рукой.
Повторить: 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального и вертикального действия и совершенствует их координацию.

Нетрадиционные способы помощи при близорукости
Выполнять следующие правила при чтении текстов:
- читать в «пиратских» очках при одном закрытом глазе (поочередно);
- читать вслух, ровно и глубоко дыша (как только глаз заслезится, сменить повязку);
- передвигать нос от поля к полю;
- моргать на каждой строчке или точки;
- зажмуривать глаза после каждого абзаца;
- в конце страницы сделать несколько поворотов головой;
- не прищуриваться, не наклонять голову к тексту;
- менять расстояние до текста.

Заповеди учителя школы здоровья.
1. Нет ответов правильных и неправильных.
2. Не проверяй ребенка, а ищи вместе с ним.
3. Доверяй ребенку больше, чем себе, больше, чем начальству, чем написанным правилам.
4. Откажись от подозрений – если ребенок нарушил правила, у него была причина это сделать.
5. Признать суверенитет ребенка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг.
6.Не враги родители ребенку своему, не заставляй их доносить и предавать.
7. Спеши признать незнание свое и слабость свою.
8. Не требуй заучивания правил – знание живет не в правилах, а в способности открыть и воспользоваться.
9. Не сравнивай одного с другим. Сравни его сегодняшнего с ним вчерашним.
10. Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то что мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю.
Педагогическому коллективу
1. Следить за правильностью положения голову ученика при чтении, письме и рисовании, предотвратить появление привычки склонять голову к книге, тетради.
2.Познакомить учеников с правилами чтения текстов, просмотра телепередач.
3. Рассмотреть вопрос об организации специальных классах в параллелях для учеников с двигательной расторможенностью.
4. Для активизации зрительно-ручной координации учеников использовать систему обучения в режиме динамических поз с периодической сменой положения тела (стоя и сидя).
5 . Проводить с учениками гимнастику для глаз.
Рациональная организация занятий
От правильной организации занятия, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Некоторые гигиенические критерии рациональной организации занятия приведены в таблице №1.
Одна из форм контролирующей деятельности руководителя образовательного учреждения любого уровня, заведующего структурным подразделением, методиста является посещение занятий педагогов. Большинство позиций, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических критериев организации учебно-воспитательного процесса.
Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и педагога.
Критерии анализа проведения занятия с позиции здоровьясбережения.
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете
Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Количество видов учебной деятельности
Выполнение письменного задания, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, выполнение практического задания и т.д. (норма: 4-7 видов за одно занятие).
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (Ориентировочная норма - 7 - 10 минут).

4. Количество методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма: не менее трех).

5. Чередование методов преподавания (норма: не позже чем через 10-15 минут).

6. Наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию (метод свободного выбора свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7. Место и длительность применения ТСО (умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения)
Длительность непрерывного применения аудиовизуальных средств в образовательном процессе устанавливается согласно следующей таблице:

Учащиеся
(классы)

Длительность просмотра (минут)



диафильмов,
диапозитивов

кинофильмов

телепередач


1-2
3-4
5-7
8-11

7-15
15-20
20-25


15-20
15-20
20-25
25-30

15-20
20-25
25-30



8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдение педагога за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на занятии:
- между педагогом и учащимися
комфорт - напряжение,
сотрудничество - авторитарность,
индивидуальный подход,
учет возрастных особенностей: достаточный недостаточный
- между учениками
сотрудничество соперничество,
дружелюбие враждебность,
заинтересованность безразличие,
активность - пассивность.
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

15. Темп окончания урока:
быстрый темп, нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, педагоги учащееся прощаются.


Таблица №1.


Факторы занятия
Уровни гигиенической рациональности занятия



рациональный
+
(-)
недостаточно рациональный
+
(-)
нерациональный
+
(-)

1
Количество видов учебной деятельности
4-7

2-3

1-2


2
Средняя продолжительность различных видов
учебной деятельности
не более 10 мин.

11-15мин.

более 15 мин.


3
Частота чередования различных видов учебной деятельности
смена не позже чем через 7-1мин.

смена через 1 1-15 мин.

смена через 15-20мин.


4.
Количество методов преподавания
не менее 3-х

2

1


5
Чередование методов преподавания
не позже, чем через 10-15мин.

через 15-20 мин.

не чередуются


6
Наличие эмоциональных разрядок (количество)
2-3

1

нет


7
Длительность применения ТСО
в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме


8
Чередование позы
учащихся
поза чередуется в соответствии с видом работы, педагог наблюдает за посадкой учащихся

имеются случаи несоответствия позы виду работы, педагог иногда контролирует посадку учащихся

часть несоответствия позы виду работы, поза не контролируется педагогом


9
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток
через каждые 40 мин. 3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствуют


10
Психологический климат
преобладает положительные эмоции

имеются случаи отрицательных эмоций, занятие эмоционально индифферентное


преобладают отрицательные эмоции


11
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности
не ранее 40 мин.

не ранее 35-37 мин

до 30 мин.



всего





В "Уставе Всемирной организации здравоохранения" сказано, что здоровье - "это состояние полного физического, психического и социального благополучия". Здоровье не цель, а средство жизнедеятельности, социально значимый феномен. Решение проблемы здоровья всего общества в целом достаточно сложная задача, решить ее возможно усилиями не только медиков, но и педагогов, психологов, работников социальной защиты, физической культуры и спорта. Уровень здоровья человека зависит и определяется комплексом факторов и условий жизни.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
    Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.
Академик Лисицын Ю.П. в понятие «образ жизни» включает важный
фактор – медицинскую активность, рассматривая ее в трех спектрах:
1) характер активности людей – интеллектуальная, физическая;
2) сфера активности – трудовая, нетрудовая;
3) виды (формы) активности – социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.
Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Заголовок 115