Конспект урока по музыке 5 класс Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКА 5 КЛАСС
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА 5 КЛАСС. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.»
Цель урока: cформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи урока: дать определение понятия «балет»; познакомить с новыми понятиями – вариация, па-де-де, кордебалет; познакомить с известными балетами и их авторами; познакомить с артистами балета 19-20вв, и современными танцовщиками, расширить знания учащихся о балете П. И. Чайковского «Щелкунчик»;
Воспитывать любовь к русской классической музыке;
Развивать вокально-хоровые навыки; развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение.
Оборудование: мультимедийная презентация;
Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Балет Щелкунчик – Вальс цветов, танец феи Драже; фрагмент «Битва с мышами».
Ход урока.
Вход (подготовка к уроку ) учащихся в класс – Звучит музыкальный фрагмент П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Музыкальное приветствие – День добрый!
- Какое настроение у вас было, когда вы входили в класс готовясь к уроку? (веселое, радостное)
- Почему ваше настроение было такое? (потому что звучала радостная мелодия знакомой музыки, веселый, жизнерадостный, волшебный. сказочный характер произведения)
- Мы встречаемся с вами в преддверии замечательного праздника, который любят все: и взрослые и дети – Нового года. И очень хочется, чтобы такое радостное, светлое настроение сохранилось на протяжении всего урока. А для этого предлагаю продолжить работу над разучиванием песни – «Откуда приходит Новый год»
Новый год слетает с неба Или из лесу идёт, Или из сугроба снега К нам приходит Новый год? Он, наверно, жил снежинкой На какой-нибудь звезде Или прятался пушинкой У мороза в бороде. Новый год! Новый год! Новый год! Новый год!
Может, влез он в холодильник Или белочке в дупло, Или в старенький будильник Он забрался под стекло. Но всегда бывает чудо На часах двенадцать бьёт, И неведомо откуда К нам приходит Новый год! И неведомо откуда К нам приходит Новый год! Новый год! Новый год! Новый год! Новый год!


Работа над вокально-хоровыми навыками – Распевка, работа над дикцией.
Исполнение песни «Откуда приходит Новый год».
Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы.
- Ребята, скажите, к какому жанру относится исполненное нами произведение? (песня)
- А какие музыкальные жанры вы ещё знаете? (танец, марш, опера)
-Сегодня мы в очередной раз отправляемся путешествовать в мир музыки, её многочисленных жанров и будем знакомиться еще с одним сложным жанром.
- Выполним задание и узнаем, какой именно вид музыки мы будем изучать.
1. Что такое окраска звука? (тембр)
2. Простой жанр, видами которого являются полонез, вальс, менуэт (танец)
3. Краткое литературное изложение сюжета оперы (либретто)
4. Скорость исполнения музыки (темп)
5. Небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков (челеста)
- Молодцы, справились с вопросами. Наши слова-ответы оставили по одной букве. Какое слово мы можем собрать из этих букв? (балет)
Знакомство с новой темой. - Верно, балет. Тема нашего урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».
- Скажите, когда-нибудь из вас видел балет в театре или по телевизору?
- Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? (что такое балет, когда он появился, термины балета, как называются элементы одежды артистов балета, кто такие танцоры и балерины, композиторы и названия балетов)
Прежде чем найти ответы на эти вопросы мне хотелось бы знать
- Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)
Задание №1.
- У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, оно оказалось разрезано на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.
- Выполним это задание в парах.
(Дети составляют на партах определение балета).
А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре.
- Какие главные слова вы можете выделить в этом определении? (спектакль, музыкальные и хореографические образы)
Балет – искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства. Какие? (литература, музыка, живопись, хореография)
Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии при дворах аристократов, как развитие торжественных спектаклей, которые ставились во время праздников. Придворные музыканты и танцоры вместе участвовали в развлечении знати. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда  он назывался  опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
Во  Франции  при  Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. Людовик XIV сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи». В  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Людовик XIV основал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в комнате Лувра. Это была первая в мире балетная школа. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам.
Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П. И.Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась низшим видом музыкального творчества, всего лишь аккомпанементом к танцам. Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке. Потребовались новые средства выразительности и новый подход к созданию спектакля.
Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
- А название 3-его балета мы сможем вспомнить, посмотрев видеофрагмент.
7. Слушание музыки - Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из б. «Щелкунчика»
- Да верно, это балет «Щелкунчик».
- Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)
- Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)
Кто может рассказать сюжет этой сказки? (Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем. )
Задание №2.
Теперь мы сможем сказать, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?
У вас на партах лежат листы с заданиями. Для каждого варианта своё задание выделено в рамке. Всем понятно?
Танцор и балерина
Группа танцовщиков
Симфонический оркестр
Дирижёр
Композитор
– Кто помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы? БАЛЕТМЕЙСТЕР.
– Ребята, без кого еще не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? (человек, который пишет либретто, и режиссер) ЛИБРЕТТИСТ И РЕЖИССЁР
Задание №3.
Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это
1.Хор
2.Солисты
3.Дуэты
В балете также могут выступать один, два и более актёров.
В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ
В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ
В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ
Итак, что у нас получилось? Проверим.
У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.
Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Попробуем узнать некоторых из них и записать в тетрадь.
Николай Цискаридзе, Майя Плисецкая, Анна Павлова, Галина Уланова.
- Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры.
Запишите в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский «Петрушка».
Участие в этих спектаклях принесло артистам балета широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.
Балетмейстер - автор и режиссер-постановщик балетов, концертных номеров, а также танцевальных сцен и отдельных танцев. В истории нашего балетного театра часто встречаются фамилии иностранных мастеров, сыгравших немалую роль в развитии русского балета. В первую очередь, это Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они помогли создать русскую школу балета. Но и талантливые русские артисты давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России Подлинный реформатор балетного искусства  Михаил Фокин, восставший против традиционного построения балетного спектакля. Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха, в которую происходит действие, требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца. Среди имён известных балетмейстеров обязательно нужно назвать имя современного русского балетмейстера Юрия Григоровича, который не только способствовал возрождению, но и развитию русского балета.
Великолепный балет-сказка был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского. Запишем в тетрадь фамилию хореографа.
- Чем заканчивается балет Чайковского?
Ответы учащихся (Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где встречает фея Драже. Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент – челеста).
Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже её звучание?
8.Слушание музыки. Музыкальный фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Танец феи Драже»
Подумаем, с помощью, каких музыкальных средств композитор создаёт образ этой феи?
(особая окраска звука этого инструмента создает атмосферу звучания колокольчиков).
- Наше путешествие в мир Балета подходит к концу. В самом начале мы ставили ряд задач. Удалось ли нам выполнить их? (да)
Что узнали сегодня на уроке?
Что удивило вас на уроке?
Что понравилось на уроке?
Что запомнилось?
9. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров. А по желанию можно выполнить творческое задание – нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Заполним таблицу:
Вид деятельности
БАЛЕТ
ОПЕРА

Пение
нет
есть

Музыка
Симфонический оркестр
Симфонический оркестр

хореография
есть
Второстепенная роль

Литературная основа спектакля
либретто


Спасибо за активную работу на уроке.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115