ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.


ФИО (полностью)
Пименова Юлия Витальевна


Место работы
МКОУ СОШ № 2 г. Россошь


Должность
учитель


Предмет
музыка


Класс
5 класс


Тема и номер урока в теме
Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок №16 (2 четверть 7 урок)
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.


Базовый учебник
Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2014 г.


8.Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
9. Задачи:
-личностные
Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
-метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
-предметные
учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
произведения;
развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его
образное содержание;
воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,
желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

Тип урока -урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная
Методы: ролевая игра
Общенаучные: обобщения, сравнительный.
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Музыкальные фонограммы песни

Наглядный материал:
Мультимедийная презентация;
Видеофрагменты балетов;

Структура и ход урока


















Ход урока:
Организационный момент.
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
( Дети останавливаются возле своих мест.)
Учитель : Здравствуйте, ребята!
(Дети садятся на свои места )
Актуализация темы урока. 
Учитель : Как вы думаете, что за музыкальный фрагмент мы с вами прослушали?
(Дети отвечают: Марш )
Учитель : Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей: «О движении под музыку», «О музыкальном театре») Учитель : Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие. Мы продолжаем виртуальное путешествие в музыкальный театр.  Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами уже знакомились? ( В музыкальном театре мы познакомились с оперой.) Учитель : Что такое опера? Дайте пожалуйста определение.
(Опера – это крупное музыкальное произведение, музыкально сценический жанр, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.) II. Актуализация знаний с опорой на изученный материал.
Учитель : Ну а сегодня мы продолжим наше путешествие по волшебному миру театра. Для того, чтобы началось путешествие, надо дорогу узнать.  Что нас ждет в театре – секрет. Я вам его не скажу, но если вам повезет, может, вы сами догадаетесь. Ключ к раскрытию этого секрета – в этом кроссворде. Итак, перед вами кроссворд. (Учащиеся разгадывают кроссворд. ) 1. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (Либретто)
2. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (Музыка)
3. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 ( Спектакль)
4. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (Декорации)
5. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 (танец)
Учитель : Молодцы! Сегодня нам предстоит знакомство с еще одним удивительным музыкально-театральным жанром – балетом! Балет – это музыкальный спектакль, в котором не разговаривают, не поют, а только танцуют. 
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Учитель : А вы знаете, кто сочиняет балет? (Музыку пишет композитор, а постановщик танцев – балетмейстер) Учитель : Интересно, когда и где возник балет? 
(Доклад ученика. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевс- им балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специаль- ных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу. )
Учитель: Спасибо.
Работа с учебником
Учитель: откройте пожалуйста учебники на стр. 58.

· (Дети читают)
Учитель: найдите в тексте понятие балета. Зачитайте его.
(Дети читают)
Учитель: Спасибо.
Ну, а сейчас самое время отправиться в театр.  Сегодня мы познакомимся с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет? 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Щелкунчик.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год. Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Учитель: Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.
А кто ещё принимает участие в создании балета? (Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.)
Учитель: С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы? (ответы детей) С фрагментом, который звучал в начале урока. Он называется “Марш”. 
Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь? Об этом мы с вами узнаем из либретто. Либретто М.Петипа по мотивам сказки Гофмана.
(Доклад учащегося Рождество в небольшом немецком городке. В доме советника Зильбергауса наряжена праздничная елка, пришло множество гостей. Дети советника, Маша и Фриц, играют и резвятся вместе с другими, радуясь полученным подаркам. Наконец то пришел дядюшк5а Дроссельмейер – крестный маленькой Маши. Он принес детям четырех больших заводных кукол: Маркитантку, Солдатика, Арлекина и Коломбину. Они танцуют, детишки прыгают от восторга. Советник Зильбергаус боится, что сложные игрушки сломаются и велит их унести. А дядюшка Дроссельмейер достал из чемодана Щелкунчика – куклу, которая умеет раскалывать орехи. Фриц положил ему в рот слишком большой орех и Щелкунчик сломался. Маше стало очень жаль его – она повязала голову Щелкунчика платком и положила спать на кровать любимой куклы. Ночью Маше снится сон. Она идет проведать Щелкунчика, который остался один в темном зале. Вдруг из щелей в полу появляются мыши, их все больше и больше. Маша бросается к Щелкунчику искать защиты. Зал озаряется ярким светом луны, елка становится огромной. Елочные игрушки и Щелкунчик оживают. Щелкунчик приказывает зайчикам бить тревогу, из коробки выходит войско - оловянные солдатики. Они смело идут в бой на мышиное войско. Король мышей нападает на Щелкунчика. Маша снимает с ноги туфельку и бросает ее в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит своего врага. Ура! Мышиное войско спасается бегством.) Учитель. Спасибо.
Давайте мы с вами посмотрим отрывок из балета
(видео фрагмент из балета)
Заключение Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке. (Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой.)
Домашнее задание Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль.  А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера. 
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Работа над песней. Исполнение  Учитель: мы с вами учили новогоднюю песню. Ведь совсем скоро любимый всеми праздник Новый год. Давайте же мы исполним нашу песню. (Исполнение песни хором)
( Исполнение песни по ролям )
Учитель: спасибо за исполнение.

Проверка Домашнего задания.
Учитель: У нас с вами было дано несколько недель назад задание. Мы с вами разбивались на группы и готовили проект на тему : «Музыка Нового года».
Кто хотел бы представить защиту своего проекта.
(выступление группы детей с защитой своего проекта.)
Итог урока

- Так что же такое балет?
- В чем разница между балетом и оперой?
- Какой же музыкальный жанр нас привел в балет? (Танец).
- Ребята, а как чувства передаются в балете? (С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов).

Учитель: спасибо за выступление. Вы хорошо постарались. За ваше выступление сегодня вы получаете следующие оценки
(Выставление оценок за: проект, выступающими с докладами, за активную работу на уроке, за исполнение песни)

Учитель: Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.








15