Внеклассное мероприятие на тему Ежели вы вежливы…

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дорогобужская средняя общеобразовательная школа №2









«Ежели вы вежливы»
Внеклассное мероприятие


Направление: духовно-нравственное
Целевая аудитория: младшие школьники
1 класс














Автор: Русакова Елена Семеновна










Дорогобуж 2013 г.

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. А одним из направлений является духовно-нравственное.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Как урочная, так и внеурочная работа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.











Тема: «Ежели вы вежливы»

Цели занятия: Воспитывать уважение к окружающим - взрослым и сверстникам; раскрывать пред детьми сущность понятия вежливость; систематизировать правила вежливого поведения, помогать детям, упражняться в анализе своих поступков.

Ход занятия.

Мотивация и постановка проблемы.

Класс делится на 3 группы

1-я группа - собирает из слов пословицу.
2-я группа - собирает разрезанную открытку.
3-я группа - рисует сказочную фею.
(Задание выполняется быстро)
Учитель:
- Чем вы занимались?
- Что вы ещё делали в процессе работы? (общались, договаривались)
- Почему смогли быстро выполнить задание?
- Было легко или трудно работать в группе? Почему?

Вывод: выполнение задания группой - это коллективный труд. Во время совместной деятельности вы не только рисовали, собирали, придумывали, но и ещё обсуждали, как это сделать, договаривались, общались друг с другом. Сегодня мы будем говорить о том, как надо общаться с помощью вежливых слов.
К нам на занятие пришла Фея вежливости, она хочет знать, что вы знаете о вежливости, послушает и посмотрит на вас.( На экране - 2 слайд презентации)

Работа с понятиями.

Учитель:
-Ребята! Думаю, никому из вас не нравится грубое, пренебрежительное, оскорбительное отношение к себе других людей. Сказанное с утра пренебрежительное слово может испортить настроение на весь день. И наоборот, приветливое слово или пожелание, сопровождающееся улыбкой, может поднять настроение. Иногда вы даже не замечаете, что обидели друга, поэтому очень важно, чтобы вы с малых лет приобрели навыки воспитанности, вежливости.
Вы пришли в школу. Вы - ученики первого класса. А класс - это единый коллектив, в котором вам приходится общаться ежедневно.
- Как вы понимаете, что такое общение?
- Что помогает, а что мешает общению?

(Демонстрация 3 слайда) Общение - это взаимные отношения.
(Демонстрация 4 слайда) Мешают общению: грубость, невежливость, невоспитанность, застенчивость и т.д.
Помогают общению: воспитанность, доброта, отзывчивость, вежливость.
- Как вы понимаете значение слова «вежливость»?
Что значит быть вежливым, учтивым?
(Демонстрация 5 слайда) Вежливость - это соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость.
- Трудно или легко быть вежливым?
- Кто считает, что вежливым быть легко? Почему?
- А кто считает, что вежливым быть трудно? Почему?

Изучение основной проблемы.

Сегодня мы совершим путешествие в сказку
В одном лесу жил-был медвежонок. Звали его Гоша. И был Гоша ужасно невежливым и невоспитанным медвежонком. Обижал других медвежат, отбирал у них игрушки, грубил взрослым, никогда не говорил вежливых слов. (Демонстрация 6 слайда)
Как-то раз тётушка Росомаха задумала испечь печенье и угостить им всех лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно: муку, сахар, яйца, масло и молоко. Сложила тётушка Росомаха все покупки в сумку и пошла домой по лесной тропинке. Идёт она между сосен и берёз, думает о своём, да и не заметила, как ей навстречу из-за густых кустов выбежал медвежонок Гоша. Он толкнул тётушку Росомаху так сильно, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, медвежонок побежал дальше. Тётушка Росомаха покачала головой и стала собирать свои вещи. Тут и пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.
- Как, с вашей точки зрения, вел себя Медвежонок?
- Почему он себя так вел?

Пришла тётушка Росомаха домой, испекла целую гору вкусных рассыпчатых печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну, где сегодня вечером я буду угощать их вкусными печеньями. Тётушка Росомаха».
Повесила она объявление на большой дуб, чтобы все смогли его прочитать. Вечером все ребята-зверята собрались на большой поляне. Кого там только не было! И зайчики, и белочки, и лисята, и волчата. Пришёл и медвежонок Гоша. Тётушка Росомаха угостила всех зверят своим вкусным рассыпчатым печеньем, а Гоше не дала.
- Ребята, почему Росомаха не угостила медвежонка печеньем?

- Почему это мне печенье не дали! Где моё печенье! Хочу печенье! - стал требовать медвежонок.
- А ты разве не читал, что в объявление написано? - спросила тётушка Росомаха. - Я приглашала прийти на поляну всех воспитанных и вежливых зверят. А ты невежливый и невоспитанный. Потому-то тебе печенье и не досталось. Может, ты читать не умеешь, вот и не понял?

Обидно стало медвежонку Гоше. Спрашивает он у тётушки Росомахи:
- А что нужно сделать, чтобы быть вежливым, воспитанным и уметь читать?

-Как вы думаете, что сказала ему тётушка Росомаха?

- Нужно ходить в школу, - отвечает она,- там тебя всему научат.
На следующий день Гоша пошёл в школу, туда, где настоящие дети учатся. Сначала все они очень испугались, но медвежонок объяснил им, что он пришёл научиться быть вежливым и воспитанным. Тогда ребята разрешили ему остаться в классе. Стал медвежонок Гоша ходить в школу каждый день. Скоро он узнал, что значит быть воспитанным, выучил вежливые слова и научился читать.
Как-то раз захотела тётушка Росомаха снова угостить зверят печеньем. Снова, как и в прошлый раз, шла она по лесной тропинке из магазина. Тут навстречу ей выбежал медвежонок Гоша.
- Здравствуйте, тётушка Росомаха! Может вам тяжело? Давайте, я помогу вам донести сумку!- сказал Гоша.
Улыбнулась тётушка Росомаха и позволила медвежонку помочь ей, а затем пригласила его прийти вечером на большую поляну.
Вкусное печенье испекла тётушка Росомаха. Его запах разнёсся по всему лесу. Всех зверят угостила тётушка Росомаха печеньем. И Гошу тоже. Медвежонок взял печенье и сказал тётушке:
- Спасибо.
- Какой вежливый медвежонок! - произнесла в ответ тётушка Росомаха.
( Демонстрация 7 слайда)
Вам, ребята, тоже всегда нужно помнить вежливые слова и не забывать с помощью этих слов общаться друг с другом. О том, как вежливые слова помогают общаться мы узнаем из рассказа В. Капнинского «Ценная бандероль».

В лесу жила Ворона. Она была совсем невоспитанная и слыла на всю округу грубиянкой и скандалисткой. Однажды она нашла бандероль, которую потерял лесной почтальон Барсук. В бандероли она обнаружила книжку «Уроки вежливости». Ворона была невоспитанной, но грамотной. Прочитала она книжку и надумала сама вежливой стать. И вот что с ней произошло.
«Сидит на полянке папа-Медведь с Медвежонком обедают. На разостланной скатерке хлеб, сыр лежит. Мёд в туеске берёзовом. Едят медведи мёд ложками деревянными, расписными. Смотрят на них из-за куста Ворона с Волком да слюни глотают.
Раскрыла Ворона книжку, носом по строкам поводила, почитала и говорит:
- Пойди, Волк, по - вежливому попроси, чтобы нас угостили. Так, мол, и так, будьте любезны «пожалуйста!» не забудь сказать.
Подошёл волк к медведям, но по дороге все вежливые слова забыл. Потянул лапу за сыром и говорит:
- Медведь, дай сыру!
Возмутился медведь, поднялся во весь рост и отвечает:
- Дам-то я тебе дам, не откажу получай! -и такого пинка дал волку, что пришлось убежать серому в лес.
- Э-эх недотёпа! - сказала в след Волку Ворона и сама направилась к Медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного вам аппетита!
- Спасибо,- отвечает Медведь. - Присаживайся к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку вот возьми! - угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!»

- Почему Медведь угостил Ворону и прогнал Волка?
- Почему вежливые слова помогли Вороне получить угощение?
- Каково значение вежливых слов в жизни людей?
- Вспомните случай из вашей жизни, когда вам помогла вежливость.

Вывод: Медведь угостил Ворону и прогнал Волка, потому что Ворона вела себя вежливо, а Волк забыл все вежливые слова. Вежливое обращение понравилось Медведю, он стал добрым и захотел сделать приятное Вороне. Вежливые слова помогают в учёбе, в дружбе, в общении с другими людьми не только в школе, но и дома, на улице, в общественных местах.

IV. Закрепление пройденного материала. Игра «Доскажи словечко»

Учитель: Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова вы знаете. Послушайте стихи, и доскажите вежливые слова.
Задания для игры
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче.(здравствуй)
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу . (привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать (пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте . (любезны)
Будьте . (добры)
Порвал воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
- Ну .(извините!)
6. Если встретилась компания,
Не поспешно не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите:
.. (-До свидания!)
7. Когда я что-то подарю,
Мне говорят:
(- Благодарю!)
8. Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:
. (- Спасибо!)
9. Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице-маме понурый пришел:
-(Прости) меня, мама, я больше не буду!
V. Работа в группах (продолжение)
У. Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.
Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей инсценировать ситуацию.
Ситуация 1
Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?
Ситуация 2
Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти в аптеку. Как ты ему объяснишь дорогу?
Ситуация 3
Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?
После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильно поступить.


Учитель. То, что люди должны относиться друг к другу вежливо, с уважением, нашло отражение и в народной мудрости: в сказках, легендах, пословицах, поговорках. А кто из вас знает такие пословицы и поговорки?
(Демонстрация 8 слайда)
Пословицы и поговорки.
Ласковое слово - что весенний день.
Вежливое слово - целебный воздух.
Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой.
От теплого слова и лед тает.
Сабля ранит голову, а слово - душу.
Удар забывается, слово помнится.
Глупый язык голове не приятель.
Мудрый не все говорит, что знает, а дурак не все знает, что говорит.
Ничто не дается так дешево и ничто не ценится так дорого, как вежливость.

(Демонстрация 9 слайда) Дом Вежливости. В нём три этажа. На первом этаже живут не очень вежливые люди, на втором этаже - люди, которые познакомились с некоторыми вежливыми словами, а на третьем этаже - очень вежливые люди.
- На какой этаж и почему вы поместили бы себя и ребят из нашего класса?
Вывод: человек должен быть вежливым. Вежливость помогает общаться с друзьями, соседями, одноклассниками, родителями, учителями. Вежливым людям легче договориться между собой.

VI. Подведение итогов.

Учитель: Притча “Все в твоих руках”.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
(Демонстрация 10 слайда)
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-Все в твоих руках.

- Ребята, у вас на партах лежат светофоры: зелёный - нужно быть вежливым, жёлтый - вежливым быть не обязательно, красный - вежливым быть не нужно?
-Выбор за вами.





Методические рекомендации по использованию материалов
Занятие «Ежели вы вежливы» должно быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроке нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это урок разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.





















Список использованной литературы
Сборник программ внеурочной деятельности (под редакцией Н.Ф.Виноградовой) - М.: Вентана-Граф, 2011
Э.А.Вартаньян. Крылатые слова. Тула. «Родничок», М., «Астрель-АСТ», 2001
Л.Васильева-Гангус. Азбука вежливости. Москва, «Педагогика», 2000
Л.В.Мищенкова. Игровые и обучающие занятия с детьми 7-9 лет. Ярославль. Академия развития, 2009
Составители: Н.П.Лукина, Г.В.Пенькова, Н.И.Элиасберг. Учимся думать о себе и о других. Санкт-Петербург, «Специальная литература», 1996
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников// методические рекомендации часть 1//М.: Просвещение, 2009
Методический журнал. Практические советы учителю №6. Ростов н/Д Издательство ИПК и ПРО, 2011