Классный час на тему Ежели вы вежливы


Классный час "Ежели вы вежливы..."
Цели: сформировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям; развивать навыки выразительного и правильного чтения.
Ход классного часа
I. Чтение правил вежливости. Беседа.
Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.
Не спорь с товарищами по пустякам.
Будь вежлив со своими одноклассниками.
Не придумывай прозвищ
Не отвечай на грубость грубостью.
Будь приветлив и вежлив с другими.
– Каких людей называют вежливыми?
1-й уч.: Добрые слова
За что мы говорим «спасибо»?За всё, делают для нас.И мы припомнить не смогли бы,Кому сказали сколько раз.
2-й уч.: Пожалуйста
Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?Повторяем его поминутно.Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»Нам становится неуютно.
3-й уч.: Простите
Простите, я больше не будуНечаянно бить посудуИ взрослых перебивать,А если я всё же забуду, – Простите, я больше не буду.
4-й уч.: Добрый день
– Добрый день! – тебе сказали.– Добрый день! – ответил ты.Как две ниточки связалиТеплоты и доброты.
5-й уч.: Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!» – Будет легче ехать и идти.Приведёт, конечно, добрый путьТоже доброму чему-нибудь.
6-й уч.: Здравствуйте
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.– Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,И, наверно, не пойдёт в аптеку,И здоровым будет много лет.
Учитель: Вежливый человек всегда внимателен к людям, которые его окружают. Он старается не причинить неприятностей, не оскорблять других. Не ведут себя грубо ни с родителями, ни с посторонними, ни с друзьями.
Дети читают стих. А. Барто «Признание»
1-й уч.:
Поди узнай, поди пойми,Что стало с парнемЛет восьми?Он всех в один несчастный деньЧуть не довёл до слёз,Его зовут – стоит, как пень,Как будто в землю врос.
2-й уч.:
– Смотри, не пей воды сырой! – Советует сосед.Один стакан, потом второйАндрюша пьёт в ответ.
3-й уч.:
Поди, узнай, поди, пойми,Что стало с парнем лет восьми?
4-й уч.:
– Придёшь обедать к трём часам, – Ему сказала мать.Он пробурчал: – Я знаю сам…А сам явился в пять.
5-й уч.:
– Ну что с тобой, Андрюшенька? – И сын признался ей:Когда я вас не слушаюсь,Я выгляжу взрослей.
Беседа «Почему нельзя придумывать прозвища».
Учитель: Грубость всегда была признаком плохого воспитания. А очень часто вы, ребята, бываете очень жестокими, когда дразните и оскорбляете тех. Кто болен. Есть дети, которые не могут хорошо видеть без очков. Это очень серьёзное заболевание. Если очков не носить, можно ослепнуть совсем.
– Закройте на несколько секунд глаза и откройте, когда я вас попрошу.
(Предлагаю кому-нибудь, например, взять лейку и полить цветы.)
– Представили теперь, каково незрячим людям?
А ведь дети не хотят носить очки, потому что их дразнят, и этим ухудшают своё зрение.
Послушайте об этом стих. С. Маршака «Четыре глаза». 
1-й уч.:
Глаза у Саши велики,Но очень близоруки.Врач прописал ему очкиПо правилам науки.Отшлифовали в мастерскойДва стёклышка на славу,Потом заботливой рукойИх вставили в оправу.Очки вложили мастераВ коробку из пластмассы,И Сашин дедушка вчераИх получил из кассы.
2-й уч.:
Но про очки ребятам всемИзвестно стало сразу.Они кричат ему: «ЗачемТебе четыре глаза?Саша, Саша – водолаз!У тебя две пары глаз.Только ты, очкастый,Стёклами не хвастай!»
3-й уч.:
Заплакал Саша от стыда,Уткнулся носом в стену.– Нет, – говорит он, – никогдаОчков я не надену!
4-й уч.:
Но мать утешила его:– Очки носить не стыдно,Всё надо делать для того,Чтоб было лучше видно!Над теми, кто надел очки,Смеются только дурачки!
Учитель: Над физическими недостатками других людей могут смеяться только жестокие и невоспитанные люди, дружить с такими детьми просто опасно. Ведь они могут подвести и оскорбить даже своего друга. Особенно жестоко оскорблять и обижать тех, кто болен. Вспомните сказку Катаева «Цветик-семицветик».
– На исполнение какого желания девочка использовала последний лепесток своего волшебного цветка?
Чтение стих. А.Барто «Я был когда-то болен»
1-й уч.:
Меня прозвали: «Вата!»Как я страдал когда-то,Переживал когда-то…В походы шли ребятаИ на вершины лезли.И мне кричали: «Вата,Тебе сидеть полезней!»
2-й уч.:
Не бегал я в горелкиИ в речке, самой мелкой,Не мог со всеми вместеПлыть в безопасном месте.Подбадривала мама(а в голосе тревога):
3-й уч.:
– Твоя кардиограммаУлучшилась немного.И словно извиненье,В словах её звучало:– Ангина… осложненье…Поправишься сначала.
4-й уч.:
Меня прозвали «Вата».Кричали мне ребята:– Сиди, грызи орешки,Тебе сидеть полезней!Мне было от насмешкиБольней, чем от болезни.
Беседа «С чего начинается общение?»
Учитель. Иногда дети с родителями приходят в гости в другие семьи, где есть дети. И два ребёнка не могут найти общий язык, не знают, о чём можно поговорить. Вот о таких детях написал стих.«Приятная встреча» Борис Заходер.
Встретились Бяка и Бука.Никто не издал ни звука.Никто не подал и знака – Молчали Бука и Бяка.И БукаДумал со скукой:«Чего он так смотрит – букой?»А Бяка думал:«ОднакоКакой он ужасныйБяка…»
Учитель: Как вы думаете, с каких слов можно начать знакомство или общение?
Мы ссорились, мирилисьИ спорили порой,Мы очень подружилисьЗа нашею игрой.Игра игрой сменяется,Кончается игра,А дружба не кончается,Ура! Ура! Ура!
Беседа «Уважайте желания других людей» 
– Иногда кто-то из вас пристаёт к другим детям и заставляет их делать то, чем они не хотят заниматься. А если ему дают отпор, то зачинщик бежит жаловаться или начинает плакать.
– Бывали у вас такие ситуации?
– Как вы выходили из создавшейся ситуации?
Послушайте басню С. Михалкова «Хочу бодаться», а затем выскажите своё мнение о поведении Козлёнка.
Хочу бодаться.Это был ужасно приставучий Колёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:– Хочу бодаться! Давай бодаться!..– Отстань от меня! – сказал Индюк и важно отошёл в сторону.– Отвяжись! – ответил Поросёнок и зарылся в землю.Подбежал Козлёнок к старой Овце:– Давай бодаться!– Отойди от меня! – попросила Овца. – Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!– А я хочу! Давай пободаемся!Промолчала Овца и сама отошла в сторону.Увидел Козлёнок Щенка.– А ну! Давай бодаться!– Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козлёнка за ногу.– Постой! – заплакал Козлёнок . – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?– А я хочу кусаться! – ответил Щенок и ещё раз укусил Козлёнка.
Учитель: Что вы можете сказать о поведении Козлёнка?
– А можно ли назвать воспитанными и вежливыми капризных детей? Каково взрослым общаться с капризными детьми?
Послушайте стих. А. Барто «Рёвушка-коровушка».
1-й уч.:
Что за вой? Что за рёв?Там, не стадо ли коров?Нет, там не коровушка –Это Галя – рёвушка.Плачет,Заливается,Платьем утирается: У-у-у!..
2-й уч.:
Вышла Галя на крыльцо,Галя сморщила лицо:– Никуда я не пойду!Мне не нравится в саду!У-у-у!
3-й уч.:
Вот вернулась Галя в дом,Слёзы катятся ручьём:– Ой, хочу обратно!Дома неприятно!О-о-о!
4-й уч.:
Дали Гале молока.Плачет – кружка велика!– В этой не могу я!Дайте мне другую!У-у-у!
5-й уч.:
Дали рёвушке в другой,Рёва топнула ногой:– В этой не желаю!Лучше дайте чаю!А-а-а! ..
6-й уч.:
Уложили Галю спать.Плачет рёвушка опять:– Ой, не буду спать я!Ой, наденьте платье!У-у-у! ..
7-й уч.:
Тут сбежался народ,Чтоб узнать, кто ревёт,Кто всё время плачет?Что всё это значит?Видят – девочка стоит,Очень странная на вид:Нос распух, что свёкла.Платье всё промокло.О-о-о! У-у-у!
8-й уч.:
Девочка-ревелочка,Хныкалка-сопелочка?На тебе от сыростиПлесень может вырасти.
Учитель: Вежливые, добрые и воспитанные дети стараются сделать так, чтобы близким и родным было рядом с ними уютно, хорошо и спокойно. Они стараются помочь своим родителям и младшим сёстрёнкам и братишкам.
Инсценировка стих. А. Барто «Колыбельная».
Старший брат сестру баюкал:– Баюшки-баю!Унесём отсюда кукол,Баюшки-баю!Уговаривал девчушку:(Ей всего-то два годка!)– Спать пора,Уткнись в подушку,Подарю тебе я клюшку,Встанешь ты на лёд.Баюшки-баю,Не плачь,ПодарюФутбольный мяч,Хочешь.Будешь за судью,Баюшки-баю!Старший брат сестру баюкал:– Не купим мяч.Принесу обратно кукол,Только ты не плачь.Ты не плачь, не будь упрямой,Спать пора давно…Ты пойми – я папу с мамойОтпустил в кино.
Учитель: Вы обратили внимание на то, как спокойно и вежливо мальчик уговаривал сестру? О вежливости в общении русский народ сложил много пословиц.
– Какие из них вы знаете?
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Ласковое слово и кошке приятно.
Без рассуждения не твори суждения.
В гостях что поставят, то и кушай, а хозяина слушай.
В чужом доме не указывают.
Спорить спорь, а браниться грех.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Подведение итогов.
Учитель. Какие вежливые слова вы знаете?
– Будьте всегда с людьми добрыми, спокойными, вежливыми и с вами будут обращаться, и дружить воспитанные и культурные люди.
Исполнение песни «Настоящий друг».