Тематический час Ежели вы вежливы

Тема: Ежели вы вежливы ( тематический час)
Подготовила и провела учитель МБОУ « Оксовская общеобразовательная средняя школа» Григорьева Валентина Васильевна.
Цели: 1) Показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении.
2) Прививать учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми.
3) Воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.

Предполагаемые результаты:

Личностные УУД:
- различать основные нравственно – этические понятия;
- оценивать свои и чужие поступки;
-оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Познавательные УУД:
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
-выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах и группах.
Регулятивные УУД:
- осуществлять итоговый контроль деятельности;
- оценивать результаты деятельности.
1. Сообщение темы и целей мероприятия.
Сегодня мы проводим тематический час « Ежели вы вежливы». Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.
2.Вводная часть.
Среди людей существуют разные отношения : добрые, хорошие, нужные, обязательные, уважительные, скверные, злые, унизительные. Наш класс – это коллектив. Самый первый коллектив - это семья, затем группа, класс, школа и, в конечном итоге, страна. Коллектив – это группа людей, объединенных общей работой, учёбой или интересами. Какими нравственными нормами общения должны обладать настоящие одноклассники? ( Вежливость, тактичность, деликатность, корректность, внимание и чуткость.) Как вы думаете: о какой норме мы будем сегодня с вами говорить? Что же такое вежливость? На этот вопрос мы должны ответить в конце нашего занятия.
3.Основная работа: формирование представлений о нравственно – этических нормах общения.
1) Работа над стихотворением А. Барто « Друзья, вот вам на всякий случай».
Послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? Вежлив ли он?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», « здравствуйте», « простите»
Произносить он не привык.
Простого слова» извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова « до свидания»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
« Ну, я пошёл, пока, всего.»
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где – либо.
Тогда скажите нам о нём,
А мы.. мы скажем вам – спасибо!
2) Слова приветствия и прощания.
А какие слова приветствия и прощания вы употребляете, ребята? ( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый вечер! Добрый день! До свидания! Всего Вам хорошего! Будьте здоровы! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливого пути! Счастливо оставаться! Час добрый!)
« Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить « доброе утро!», нахмурясь, недовольным голосом?! Почему?
Две группы мышей были помещены в одинаковые условия, но было одно различие: одних ежедневно поглаживали, ласкали, других – нет. Оказалось, что обласканные вырастают крупнее, крепче, смышленее необласканных и даже более устойчивыми к заболеваниям. Так что доброе слово не только кошке, но мышке приятно.
А что тогда говорить о нас – людях?
Все мы нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке- символе человечности и доброты.
А что обозначает другое хорошее слово - « здравствуйте»?
Все эти слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спокойной ночи – хороши тогда, когда человек человеку, действительно желает добра, здоровья.
3) Игра « Бюро находок». Работа в группах.
Здесь живут слова, которые часто теряются в речи некоторых людей. Они собрались вместе в надежде, что о них вспомнят, ведь они так важны и нужны всем, кто хочет говорить красиво и правильно. Не дружат с ними только невежи. Что же это за таинственные слова? Кто хочет их узнать ? ( Из набора букв собрать слова: извините, пожалуйста, здравствуйте ). Прочитаем полученные слова! Как называются такие слова? А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять?
4) Работа над стихотворением « Невежливая вежливость». Инсценирование.
Это почему- то никак не получается у Петруся из стихотворения « Невежливая вежливость»
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым « здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только – только задремал.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром! Дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дёрнет за косынку:
- Ты куда , Иринка, стой-
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку
Как невежлива девчонка!
Нёс вожатый горку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Вы вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?!
- Где и когда был невежлив Петрусь?
-Почему стихотворение так называется?
5) Работа с пословицами. Составление пословиц из частей. Работа в группах.
- Добрыми, вежливыми будут и слова благодарности. Народная мудрость говорит:
* Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
* Худое слово и сладким мёдом не зальёшь.
- Объясните, как вы понимаете эти слова.
6. Игра « Хорошо – плохо». Физкультминутка.
- « Хорошо» - хлопаем в ладоши, « плохо» - топаем ногами.
* Здороваться при встрече.
*Толкнуть и не извиниться.
* Помочь поднять упавшую вещь.
* Не встать, обращаясь к учителю.
* Взять билет в автобусе.
* Не уступить место в транспорте.
* Сидеть в шапке за столом.
*Резать – уродовать стволы деревьев.
* Ломать ветки деревьев и кустов.
* После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
* Поздравить родных с праздником.
7. Обсуждение ситуаций. Работа в группах.
1) А теперь, ребята, давайте решим все вместе этические задачи:
* Одна девочка жаловалась возмущённо маме:
- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовёт меня Танька!
- А ты как его зовёшь? - спросила мама.
- Я его вообще никак не зову, - ответила Таня. – Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Скажите, права ли Таня?
* Как вы поблагодарите маму за вкусный обед?
*Миша сидит, развалившись за столом, локти на столе, во рту много пищи. Он громко рассказывает интересную историю.
* Почему перед тем, как выйти на улицу, надо посмотреть на себя в зеркало?
* Витя увидел своего друга в салоне автобуса и закричал: « Эй, Максим, привет! Иди скорей сюда, тут есть место».
8. Игра « Стоп – красный свет». Работа в парах.
- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение – поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете – поднимите зелёную карточку.
* Два мальчика о чём – то увлечённо спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться ( красная)
* На перемене у двери столовой два мальчика, обогнав девочку и отстранив её, первыми вбежали в столовую ( красная)
*Две девочки в столовой « хлюпают» носами, болтают за столом во время еды ( красная)
* Мальчишки нашего двора дёргают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц ( красная)
* По утрам убираем свою постель ( зелёная)
* После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши ( зелёная)
* Взрослые возьмут все – все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить – поживать на белом свете ( красная)
* Если я за что – либо обиделся на своего друга, постараюсь скорей забыть и простить ему свою обиду ( зелёная)
9. Частушки.
1) Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
« Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»
2) Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
3) В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
4) Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала
5) Толя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить,
Только « здравствуй» и « спасибо»
Не умеет говорить.
4.Подведение итогов.
1) - Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться « волшебными словами». Дополните рифму.
* Растает даже ледяная глыба от слова тёплого..(спасибо)
* Зазеленеет старый пень, когда услышит..(добрый день)
* Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
* Когда нас бранят за шалости, говорим.( простите, пожалуйста)
* И во Франции , и в Дании на прощанье говорят( до свидания)
2) - От этих слов становится теплее, радостнее, светлее, в этих словах заключены Великие силы.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся: взглянул им в глаза
И робко и тихо « простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую, есть лучше в продаже.
Простите! Казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
3) Чтение стихотворения С.Я.Маршака « Урок вежливости»
- Послушайте стихотворение и подумайте, о каких правилах поведения здесь идёт речь?
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести.
- В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать перед ними шляпу,
Не наступать на лапу.
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх,
Не надо чавкать и зевать,
А кто хочет спать,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь и вежлив будь.
И уступай прохожим путь,
И старших уважай,
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу до дома провожай.
Так мишку лет пяти – шести
Учили, как себя вести.
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям,
Знакомым и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал перед ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу,
Совсем куда не надо, совал он нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На бабушку в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести,
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
- О чём это стихотворение ? ( О вежливости, о воспитанности). Кто главный герой стихотворения и сколько ему лет? Чему его учили? ( Быть воспитанным). Научили ли его этому? Вы не должны быть такими, как медвежонок, вы должны быть воспитанными во всём и всегда. Не только детям, но и всем людям хочется, чтобы их друзья, соседи, незнакомые прохожие уважали бы их и не делали замечаний. Секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся хорошо, по - доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
4) Знакомство с мыслями Д.С. Лихачёва (презентация)
Я хочу вас познакомить с мыслями учёного , председателя Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В 2007 году ему бы исполнилось 100 лет. В России и во всём мире любят и уважают этого человека. Он написал книгу « Письма о добром и прекрасном». Эта книга составлена в форме писем, адресованных молодому поколению. Она рассказывает о любви к Родине, о красоте поведения и окружающего мира. Эти письма – сборник мудрости, речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов. Советы, которые можно получить, прочитав его письма, касаются практически всех сторон жизни. Одно из его писем называется « О воспитанности». Обращаясь к читателям, Д. С. Лихачёв говорит: « Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего, у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными».
Чтобы вы запомнили советы Дмитрия Сергеевича, я приготовила для вас памятки. Читайте их чаще, и они помогут вам стать настоящими воспитанными людьми.
ЗАПОМНИ!
В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

И ЕЩЁ ПО СЕКРЕТУ: получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и у самого себя.
5) Тест « Воспитанный или невоспитанный». Работа в парах.
* Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину и открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, то он______________ человек.
* Если человек вежлив со знакомыми, а с домашними раздражается по каждому поводу, то он _____________ человек.
* Если человек не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, то он _____________ человек.
Если уже во взрослом состоянии человек принимает помощь родителей как должное и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, то он ___________ человек.
* Если человек громко включает радио или телевизор или просто громко разговаривает, когда кто- то готовит уроки ( пусть это будут даже его маленькие дети), то он ____________ человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
* Если человек умеет не мешать другим, тактичен и вежлив, то он ________________ человек.
*Если человек опрятен в одежде, не ведёт себя громко, то он____________ человек.
* Если человек умеет слушать других, не совершает дурных поступков, то он _______________ человек.
*Если человек бережно относится к миру и обществу, к природе, птицам, растениям, животным, то он ____________ человек.
* Если человек экономит время других, строго выполняет обещания, то он ____________ человек.
* Если человек не важничает, не задирает нос, имеет хорошие манеры, то он ______________ человек.
* Если человек знает правила поведения в обществе, в гостях и дома, в театре, со старшими и младшими, то он _____________ человек.
6) Советы от друзей. Чтение стихотворений учащимися.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Забраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
5.Рефлексия. Оценивание по шкале успеха.
-Понравилось ли вам наше занятие? Что запомнилось? Что не получилось? Оцените себя по шкале успеха.
6. Заключительное слово учителя.
Наш тематический час подошёл к концу. Я советую вам быть всегда вежливыми и всегда соблюдать правила культуры поведения, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. Так что такое вежливость? Давайте прочитаем все вместе: Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Молодцы! Спасибо.






15