Разработка урока на тему Ежели вы вежливы


ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ...
Цель: помочь детям усвоить некоторые правила поведения в обществе.
Подготовительная работа: на стенах небольшие плакаты с правилами этикета, красочно оформленные.
Источник информации: Васильева-Гангу с Л, Азбука вежливости. М.: Педагогика, 1989.
Учитель. Ребята! Сегодня мы отправимся в необычную страну, ее нет на карте, однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство Страны Вежливости.
Усвоить умом правила поведения может каждый, однако следует ли этот человек усвоенным правилам? Постичь правила поведения несложно, сложно их соблюдать.
Но правила поведения сослужат в жизни огромную службу, так как научат жить в ладу с окружающими. Не только детям, но и многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их, чтобы никто-никто не делал им замечаний. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Ведь не зря существует такое правило: «Если я хочу, чтобы мне было хорошо, я должен относиться к окружающим так, как мне хотелось бы, чтобы они относились ко мне».
Ребята, напомните мне, какую фразу мы произносим, когда встречаемся с человеком? Правильно, эта фраза «Здравствуйте».
Люди издавна приветствовали друг-друга. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения. Ведь в приветствии заключается очень большое содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен, и я хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго». Вот что означает обыкновенное слово «Здравствуйте».
Люди по-разному произносили приветствие. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые - прикасались носами, мятые показывали язык. Л как сейчас приветствуют друг друга? Военные проходят - отдают честь. Мужчины проходят обмениваются рукопожатиями.
Задание 1
1. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Ваня увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Надежда Геннадьевна». Какая ошибка была допущена Ваней? (Ваня должен был поздороваться со всеми учителями.)
2. В помещение вошли дети, женщины, мужчины. Кто из них должен снять шапку? (Мужчины и дети шапки снимают. Исключение только магазины. А в театре головные уборы снимают все, в том числе и женщины. Ни в коем случае не садятся за стол в шапке.)
3. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Со знакомыми людьми надо здороваться всегда. Не забывайте это. При этом мужчина или тот, кто моложе, должен первым произнести приветственные слова. А женщина (или тот, кто старше) должна первой протянуть руку. Мужчина, приветствуя человека, издали, может чуть-чуть приподнять шляпу. Руку в перчатке не протягивают тому, с кем здороваешься.)
4.С вами, наверное, такое бывало: вы часто встречаете человека, но не знакомы с ним. Как вы думаете, с ним надо здороваться?
Ты любишь дом, в котором ты живешь? Свою квартиру? Свою комнату? Конечно, ты любишь дом, свою квартиру. Бережешь их. Не так ли? Поэтому ты никогда не бросаешь мусор на лестнице и лестничной площадке. Тебе приятно, когда в твоем доме чисто. Ты всегда вытираешь ноги перед тем, как войти в свой дом. Ты никогда не пишешь и не чертишь на стенах не только своего дома, но и в домах твоих друзей, знакомых, родственников. И не играешь в лифте, на лестничной площадке. Ты ведь знаешь, что, может быть, ты своим шумом мешаешь больному человеку, отдыху соседей после тяжелой работы. Всякий шум может мешать людям. Ибо шум - это яд, который разрушает головной мозг. Поэтому вежливый человек всегда будет играть во дворе. Вежливый человек не шумит на лестничной площадке.
Вы знаете, как себя вести в общественном транспорте? Самое главное правило - всегда помнить о других. Транспорт это дом, а твои попутчики - это твои соседи. Ты же дома старые билеты не бросаешь на пол? Ты ведь не стоишь в дверях, мешая людям выходить и входить в автобус? (Час-пик исключаем.) Дома ты своей маме, бабушке всегда уступаешь место.
Задание 2
1. На сиденье расположились мальчик и девочка. Он у окна, она со стороны прохода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить ей место? Одни говорят - мальчик, потому что он мальчик, другие считают, что девочка, потому что женщине с ребенком неудобно проходить к окну. Л как вы думаете? Варианты ответов:
1) уступит место тот, кто вежлив;
2) уступит место девочка, к ней ближе находится женщина с ребенком;
3) уступит место мальчик, и здесь неважно, где он сидит. Конечно, первый вариант предпочтительнее.
2.Пока отец брал билет, Никита занял удобное место, устроился основательно и закричал: «Папа, иди скорее, я тебе место занял!» Отец подошел, наклонился к сыну и сказал... Что сказал отец?
Варианты ответов:
1) Сынок, в автобусе не кричат.
2) Сынок, а ты внимательно посмотрел, может быть, кто-то нуждается как раз в этом месте?
3) Мне стыдно, сынок, за твое поведение, ты позоришь меня.
Варианты ответов выбираются и обсуждаются.
3. Ты возвращаешься с тренировки. Тебе показалось, что в автобусе жарко. Так хочется открыть окно в автобусе, тем более, что народу мало, сзади сидят лишь бабушка и мужчина с маленьким ребенком. Можно ли открыть окно?
Варианты ответов:
1) Да, можно, но сначала спросите разрешения у мужчины с ребенком.
2) Да, можно, но сначала спросить разрешение у бабушки (как правило, пожилые люди боятся сквозняков).
3) Да, можно, если спросить разрешение на это у сидящих сзади. Если они не возражают, смело открывайте окно.
Предпочтительнее последний вариант.
Задание 3
1. Вам весело за столом. Вася сидит и болтает ногами, Денис разговаривает с набитым ртом. Все весело хохочут и, не дослушав друг друга, перебивают и кричат. Илью никто не слышит, и он трясет за плечо Наташу и пытается ей что-то рассказать.
Назови ошибки в поведении ребят.
(Однозначно сказать, что здесь только 5 ошибок, нельзя. Идет рефлексия поведения участников. Дети обсуждают поведение сидящих за столом, предлагают свои варианты поведения. Указывают на ошибки в поведении: за столом ногами не болтают, можно нечаянно ударить соседа. Кричать и перебивать друг друга вежливые люди не будут, тем более за столом. Не надо трясти человека за плечо. Если тебя не хотят слушать, то сделай вывод, что человек, не готов к общению с тобой в данный момент.)
2. Ира ест, громко прихлебывая, при этом пытается все время говорить. Одна рука лежит на коленях. Ложкой ест овощи, макароны. Нарезанный хлеб берет с помощью вилки. Надкусывает и возвращает его обратно в тарелку.
Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?
Дети свободно высказываются по поводу поведения Иры. Громко прихлебывать за столом вежливый человек не будет.
Разговоры во время еды желательно отложить. Овощи и макароны не едят ложкой (вопросы относятся к этикету).
Хлеб вилкой не берут. Надкушенный кусок в тарелку не возвращают. Во время еды локти на стол не ставим, но и на коленях руки не держим. Заслушать мнения детей по исправлению ошибок в поведении Иры.
3. На десерт подали торт. Алеша закричал, что розочки он не любит. Ваня заявил, что предпочитает только верхнюю часть торта, так как нижняя ему не нравится. После того как всем разложили кусочки на тарелки, Ваня взял кусок торта руками и, громко причмокивая, стал есть торт. Съев торт, он облизал пальцы, при этом говорил, что торт ему очень понравился.
Какие ошибки вы заметили? Как можно их исправить?
Ошибки почти аналогичны ошибкам во втором случае.
Заслушать мнения детей по поводу исправления ошибок.
Акцентировать внимание на этикете поведения за столом и поведения в гостях.
Учитель. Ребята, вам понравилась Страна Вежливости? Трудно стать ее жителем? Мы познакомились с теми правилами, по которым живут в этой стране. Сейчас многие родители, особенно те, кто заинтересован, чтобы ребенок вырос вежливым, обучают детей правилам вежливых наук. Есть специальные кружки, которые ведут специалисты, по обучению правилам этикета, вежливости. Чтобы шум, обиды не портили жизнь, надо запомнить главное; нужно ценить доброе отношение человека к человеку, следовать народным традициям и знать правила Страны Вежливости.
Именно воспитанность, культура поведения сделают вашу жизнь спокойнее, приятнее, разумное и красивее. Именно благодаря культуре поведения с вами легко и приятно будут общаться друзья, соседи, учителя, просто незнакомые люди. Родным с вами будет комфортно, легко, спокойно.


15