Урок по теме: Строение и функции головного мозга


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Берёзовская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по теме
"Строение и функции переднего мозга»
Учитель I квалификационной категории:
Виданова Лариса Валерьевна
Урок по теме
"Строение и функции переднего мозга»
Задачи урока
Образовательные: систематизировать знания обучающихся о строении переднего мозга; познакомить обучающихся со строением функциями промежуточного мозга и коры больших полушарий; раскрыть значение асимметрии левого и правого полушарий; познакомить с валеологическими аспектами сохранения здоровой нервной системы каждого обучающегося (составление памятки).
Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам, развивать навыки работы с научной литературой, компьютером.
Воспитательные: воспитывать стремление к сохранению здоровья.
Тип урока
Комбинированный – изучение нового материала.
Форма работы – индивидуально-групповая.
Средства обучения:
Модель головного мозга человека, влажный препарат головного мозга млекопитающего; памятка «Элементы практической гигиены» карточки, «Черный ящик», видеопроектор, подключенный к компьютеру.
ПЛАН УРОКА:
Игровой момент – «Черный ящик».
I. Изучение нового материала: валеологическая минутка.
1. Общая характеристика строения переднего мозга:
1.1. Характеристика строения и функций промежуточного мозга;
2. Особенность строения коры (доли, борозды, клетки, синапс).2.2. Функции полушарий большого мозга.4. Элементы практической валеологии.
II.Закрепление.III. Домашнее задание
IV. Итоги урока – выставление оценок.

ХОД УРОКА.
Учитель: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть Вас на нашем уроке!
Начнем урок необычно!
Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего собственного «Я»!
Перед Вами «Черный ящик». Я прошу угадать, что в нем по моему описанию: модель, символизирующая часть тела человека, т.е. орган, имеющий овальную форму, мал по размерам, но сложен по строению. Кроме того, имея малые размеры, требует много энергии для работы и функционирования.. Что же это может быть?
Обучающиеся: Это мозг!
Учитель: А точнее?
Обучающиеся: Головной мозг человека.
Учитель (демонстрация модели головного мозга человека в разрезе).
Учитель: Разговор о строении головного мозга вы начали на прошлых уроках и сегодня продолжим знакомство со строением головного мозга и тема нашего урока «Строение и функции переднего мозга». Записали в тетрадях и открыли учебник на стр.232 - 233.
Задачи урока
Образовательные: закрепить и систематизировать знания о строении головного мозга; познакомиться со строением, функциями промежуточного мозга и коры больших полушарий; раскрыть значение асимметрии левого и правого полушарий; операционно – исполнительным образом выяснить «Ведущее полушарие».
В ходе изучения нового материала будем совместно заполнять таблицу, которая в итоге позволит полученные знания о строении переднего мозга.
Внимание на экран. (демонстрация головного мозга).
Передний мозг состоит из 2 отделов: промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга.
Отделы промежуточного мозга Строение Выполняемые функции
Таламус Расположен в центральной части пром. мозга. Состоит из 2 парных образований, разделенный III желудочком мозга. В таламус стекается и перерабатывается вся информация от органов чувств. Передача только важной информации в кору большого мозга.
Гипоталамус Нижняя часть промежуточного мозга.
В его ядрах расположены центры жажды, утоления, голода и насыщения. Регуляция обмена веществ и контроль удовлетворения потребностей.
6604080010Вывод: промежуточный мозг поддерживает гомеостаз организма. С участием пром. мозга осуществляется циклические движения, бег, ходьба, прыжки, плавание, сохранение позы между движениями.
Большие полушария(демонстрация ч/з проектор).
Учитель: У человека полушария головного мозга развиты хорошо и как плащ прикрывают нижележащий мозг. Глубокая щель делит головной мозг на правое и левое полушария, в ее глубине соединяющая их перемычка из белого вещества – мозолистое тело. Мозолистое тело в виде подковы.
Немецкие ученые на опыте доказали, Рис.1
что полушария действуют как единое целое. Опыт проводили на рыбах. Когда рыбе закрывали один глаз и ее кормили, она нормально реагировала. Второй глаз закрыли и пугали ее, она уплывала, когда закрыли колпаками оба глаза, она начала метаться и заболела.
Поверхность больших полушарий образована корой, состоящей из серого вещества.
Серое вещество представляет собой тела нейронов, расположенных столбиками в несколько рядов(слайд).
В нейронах коры происходит анализ нервных импульсов, поступающих от органов чувств, обработанных в таламусе промеж. мозга.
Под корой находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон, связывающих нейроны коры между собой и нижележащими отделами мозга. В толще полушарий среди белого вещества находятся ядра серого вещества, образующие подкорковые центры.
Поверхность коры собрана в складки. Выступающие части образуют извилины, а углубления - борозды. Различают 3 главные борозды - центральная, боковая, теменно-затылочная.(слайд борозд). Они делят полушарие на 4 доли: лобную, теменную, затылочную и височную. (Учитель показывает на экране).
Рис.2. Вопрос: Как вы думаете, почему доли так называются?
Обучающиеся: потому что они примыкают к соответствующим костям, носят их названия.
А теперь найдите их на рисунке 95 в учебнике, запишите в раздаточных листах.
Основные борозды коры:
центральная;
боковая;
теменно-затылочная.

Работа с учебником. На рис. 95 найдем доли головного мозга.
Доли коры:
лобная; затылочная; теменная; височная
Кора отвечает за восприятие всей информации, поступающей в мозг (зрительной, температурной, вкусовой и т.д.) и за управление сложными движениями. С функцией коры связана мыслительная, речевая деятельность, память. Участки коры выполняют различные функции, поэтому они подразделяются чувствительные зоны.
Однажды я упала и ударилась затылком. У меня полетели искры из глаз. Как объяснить этот факт?
Обучающийся: Ушиб пришелся на зрительную зону. Значит она находится в затылочной доле.
Учитель:
Слайд зоны чувствительности.
Доли полушарий Чувствительные зоны
Лобная Центры, регулирующие активное поведение.
Затылочная зрительная
Теменная Кожно – мышечной чувствительности
Височная Слуховая обнятельнаяУчитель: Лобные доли связаны с высоким уровнем психических способностей человека, а также ответственны за составление программ поведения и управление трудовой деятельностью. Зоны мозга позволяют человеку познавать окружающий мир во всей его полноте.
Еще в конце XIX ученые заметили, что полушария мозга ассиметричны в функциональном отношении.
Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Ответственно за музыкальное и художественное творчество. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию пространства справа. Это полушарие отвечает за осуществление математических операций и процесс абстрактного мышления. Но деятельность мозга протекает при одновременном участии обоих полушарий, каждого со своими особенностями.
А иногда бывают и исключения, например, Луи Пастер, французский ученый, микробиолог оставил весомый след в мировой биологической науке, при этом у него работало только одно полушарие (это показало вскрытие после его смерти).
Учитель: Валеологическая пауза. Текст упражнений на экране. Повторяем за мной:
(Первый вариант)
крепко зажмурить глаза на 3-5 сек;
открыть глаза на 3-5 сек;
повторить 4раза.
(Второй вариант)
быстро моргать в течении 0,5минут.
Ребят, давайте попробуем несложными тестами определить ваше «Ведущее полушарие»?
Операционно-исполнительный этап. (Звучит «Болеро» Равеля).
Ответы записать буквой П (правый тип реакции) или Л (левый тип реакции).
Задание 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы.
Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый
палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своих тетрадях. Если
сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.
Задание 2.Обучающимся предстоит немного поаплодировать. Итак, все
хлопаем в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом у вас
оказывается сверху – правая или левая. Зафиксируйте этот результат
своем тетрадях.
Рефлексия. Подведение итогов эксперимента по анализу теста «Ведущее полушарие»
Слайды
Задание 1. Ответ: Л. – вы эмоциональный человек,
П. - у вас аналитический склад ума.
Задание 2. Ответ: Л – кокетство,
П – простота и добродушие.
Комментарии учителя к тесту: итак, мы убедились, что по итогам
заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало
ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной
асимметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие,
ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речи,
управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев столь
большое количество левшей, как, например, Морис Равель(во время валеологической паузы звучало произведение Равеля «Болеро»),Леонардо да Винчи и
Пабло Пикассо, Микеланджело и Рафаэль, Александр Македонский и
Наполеон Бонапарт, Жанна д, Арк и Бенджамин Франклин, Моцарт и
Бетховен, Альберт Эйнштейн и Карел Бах, Чарли Чаплин,
Сильвестер Сталлоне Маккартни и т.д.
А теперь я должна убедиться в том, как вы усвоили новый материал.
Закрепление.
Карточка№1. Какие отделы различают в переднем мозге?
Ответ: в состав переднего мозга входят: промежуточный мозг о большие полушария..Карточка№2. Каковы функции таламуса и гипоталамуса?
Ответ: в таламус стекается и перерабатывается вся информация от органов чувств. Передача только важной информации в кору больших полушарий.
Карточка№3. Как распределяется серое и белое вещество в полушариях большого мозга?
Ответ: серое вещество образует кору больших полушарий и состоит из нейронов. Белое вещество расположено под коркой, т.е, под серым веществом в больших полушарий, состоит из нервных волокон.

II. Учитель: Внимание на экран.: укажите особенности строения головного мозга?
( Слайд -показ ответов)
294640203835Учитель: Назовите доли коры больших полушарий?(Слайд - показ ответов)
Доли: лобная, височная, теменная, затылочная.
Учитель: Что такое зона? Назвать и показать чувствительные зоны больших полушарий.
294640246380Ученик: Участок коры, выполняющий определенную функцию.

III. Терминология.
Головной мозг, нейрон, серое вещество, рефлекс, мозжечок, чувствительная зона.
Домашнее задание.
§ 46, анализ таблицы, творческое задание по вариантам.
1.Мы знаем, что Альберт Эйнштейн был великим физиком и всем известна его увлеченность скрипкой. А великий русский ученый (физик, химик, математик) Михайло Ломоносов был и поэтом. Определите, кто был правополушарный, кто левополушарный: Эйнштейн, который великолепно играл на скрипке или Ломоносов, который сочинял стихи.
2.Прочитайте отрывок из «Моцарта и Сальери» Пушкина и решите, кто был более правополушарный, а кто более левополушарный: Моцарт или Сальери.
Чтобы головной мозг нормально функционировал, да и вся нервная система в целом, я вам подготовила небольшие буклеты с валеологическими рекомендациями: «Гигиена нервной системы». Прошу дома подробно разобрать и использовать.
Учитель: Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Подведем итог в работе. Выставление оценок.
Ребята, было приятно поработать с вами! Большое спасибо за урок, за поддержку!