Рабочая программа: Окружающий мир

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, с учебным планом МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары, авторской программой «Окружающий мир»; А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, учебником «Окружающий мир» для 1–4 кл., авторы А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, 2012.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Как сформировать у ребенка целостную картину мира? Ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет поступать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир .У него при этом постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики.
У учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решенияучебно - познавательных и жизненных задач.
Цель программы воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Задача программы
- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого
- развивать чувства сопричастности к жизни природы и общества
- формировать личностные качества культурного человека доброта, терпимость, ответственность - воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине
- формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде
- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира

Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения учебных и простейших задач;
для выполнения различных действий с информацией.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
умения (на пропедевтическом уровне) при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию;
умения (элементарные) представлять материал с помощью проектов;
способности задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам.
Коммуникативные:
умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
знать элементарные термины предмета, осознанно оперировать ими;
уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Учебно-познавательные:
умения и навыки планирования учебной деятельности (на первоначальном уровне): умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, классификация, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: организация само – и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:1) идея многообразия мира;2) идея целостности мира;3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары предмет «Окружающий мир» изучается во 2 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятель ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного матери ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо делями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классифи кации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта не существенных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Тест Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

VI. Содержание учебного предмета
Текст содержания программы излагает в логической последовательности и взаимосвязях основные понятия, закономерности и правила, которые необходимо изучать на уроках. Таким образом, эта часть программы, в соответствии с принципом «минимакса», включает как «мини» уровень (обязательный для усвоения), так и «макси» уровень (обязательный для предъявления, но не для контроля).
Требования к уровню подготовки школьника в конце каждого класса (знать, уметь, таблица требований) содержат уже только «мини» уровень – то есть обязательные для запоминания и использования факты, понятия, закономерности, правила. При этом в таблице требований они изложены в деятельностной форме, то есть в виде умений по использованию знаний. Программа составлена из расчета 2 часа в неделю.
«Наша планета Земля»
Введение
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов.
Вода – жидкость. Лед – твердое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце ( в т. ч. - Национально-региональный компонент -1 час)
Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход солнца, запад – направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды –самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты солнечной
системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь.
Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце.
Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца –причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный
пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки.
Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте
Глобус и карта (в т. ч. - Национально-региональный компонент -1 час)
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окруженный водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океан.
Формы земной поверхности (в т. ч. - Национально-региональный компонент -1 час )
Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность?
Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте.
Горные и равнинные реки. Озера – природные водоемы со стоячей водой.
Проточные и бессточные озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро –Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горыи вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины.
Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря –большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях соленая. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом ( в т. ч. - Национально-региональный компонент -1 час)
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема –совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир.
Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса –саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях.
Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и
скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей.
Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта.
Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света
Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности.
Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твердого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы, острова, полуострова и моря России.
Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озер и пустынь.
Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение изученного материала
К концу 2 го класса учащиеся должны знать:
– элементарные сведения о трех состояниях вещества;
– что Земля имеет форму шара;
– что горизонт – воображаемая линия;
– основные стороны света;
– элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);
– закон всемирного тяготения;
– связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
– как себя вести при грозе;
– основные этапы круговорота воды в природе;
– элементарные сведения о погоде;
– что глобус – модель Земли;
– условные обозначения глобуса и карты;
– части света, материки и океаны;
– характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов;
– основные природные зоны;
– географические закономерности размещения хозяйства людей;
– политическую карту, крупнейшие страны и города;
– части света и их основные особенности;
– о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.
Учащиеся должны уметь:
– использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
– различать утро, день, вечер и ночь;
– различать времена года по основным признакам;
– уметь пользоваться календарем и часами;
– показывать линию горизонта;
– определять стороны горизонта при помощи компаса;
– описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
– определять температуру с помощью термометра;
– владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
– показывать на карте части света, материки и океаны;
– уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
– показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
– распознавать ландшафты основных природных зон;
– перечислять порядок их расположения на планете;
– находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
– находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
– беречь богатства природы в повседневной жизни;
– уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Тема
Число часов (из расчёта 1 ч в неделю)
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

Как мы будем учиться
1
Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н).

Общие слова – понятия
1
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).
Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П).
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П).
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).
Приводить примеры явлений природы (Н).

НАША ПЛАНЕТА

Из чего состоят все предметы.
Проверочная работа
1
Приводить примеры веществ, описывать их (Н).
Называть особенности различных состояний веществ (П).

Природные часы, календарь и компас
1
Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

Земля имеет форму шара
1


Глобус – модель Земли
1


Повторение и проверочная работа
1


Контрольная работа
1


Земля в космосе
1


Притяжение Земли
1
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П).

Смена дня и ночи.
Проверочная работа
1
Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П).

Смена времён года
1


Где на Земле теплее
1


Погода и климат
1
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н).
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).
Сравнивать погоду и климат (П).
Характеризовать круговорот воды в природе (Н).

Урок-тренинг и проверочная работа
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Контрольная работа
1


План и карта
1
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).

Глобус и карта
1


Повторение и проверочная работа
1


Что изображают на карте
1


Материки и океаны
1


Повторение и проверочная работа
1


Реки и озёра
1
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).
Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).

Равнины и горы
1


Повторение и проверочная работа
1


Моря и острова.
Проверочная работа
1


Учимся решать жизненные задачи.
Контрольная работа
1
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Экологические системы

1
Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П).

Природная зональность
1
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).
Находить на карте изученные природные зоны (П).

Природные зоны холодного пояса
1


Леса умеренного пояса
1


Засушливые зоны умеренного пояса
1


Путешествие в тёплые края (Самостоятельная подготовка докладов)

1


Горные экосистемы
1


Повторение и проверочная работа
1


Люди, города и страны.
Проверочная работа
1
Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н).
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).


Контрольная работа
1


Путешествие тучки по Европе
1


Азия
1


Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)
1


Россия – наша родина.
Проверочная работа
1
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н).
Находить на карте России родной регион (Н).


Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)
1
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н).
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П).

Наша маленькая планета Земля
1
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н).
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Урок повторения
1


Учимся решать жизненные задачи
Контрольная работа
1


ИТОГО:
45



Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»


Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся.
ЦОРы и оборудование
Вид контроля






Предметные результаты
Межпредметные и личностные результаты(УУД)



1
Инструктаж по ТБ.
Подготовка к путешест
вию. Из чего состоят все предметы.

Вводный
Знакомство с новым учебником, основными разделами курса, правилами работы на уроке, условными обозначениями в учебниках и тетрадях. Обучение приемам оценивания своей деятельности на уроках.
Знание структуры новой учебной книги, её содержания. Умение пользоваться книгой.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



2
Природные часы, календарь.


УОНМ

Знакомство с регулярностью (закономерностью) движения небесных тел, прежде всего, Солнца и Луны относительно Земли.
Расширение кругозора учащихся. Развитие логического мышления и речи.
Знание связи смены дня и ночи и времен года с вращением Земли; знать о вращении Земли вокруг Солнца. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа
на возникающие вопросы; объяснять необходимость наклона оси глобуса.
Знание последовательности событий в течение суток; знать о значении вращения Земли вокруг своей воображаемой оси. Умение различать утро, вечер, день, ночь, времена года по основным признакам; пользоваться календарем и часами.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из словаря, энциклопедий.
Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Таб «Ориентирование. Стороны горизонта»
Самопроверка

3
Земля - шар.
Контрольная работа по теме «Земля-шар».

УОНМ
Знакомство с фактами, свидетельствующими о том, что Земля - огромный шар. Знакомство с понятиями «горизонт», «линия горизонта». Развитие речи и логического мышления учащихся. Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

Знание фактов, доказывающих, что Земля имеет шарообразную форму. Наличие представления о том, что такое горизонт. Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки




4
Земля в космосе.

УОНМ
Знакомство с тем, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг Солнца и своей оси; с основными типами небесных светил. Закрепление понятия «Солнечная система». Знакомство учащихся с названиями и основными особенностями планет, с причинами такого явления, как «солнечное затмение».
Знание названий планет Солнечной системы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из сети Интернет. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).
Таб « Путешествие в космос»
Взаимопроверка

5
Всемирное тяготение.

УОНМ
Знакомство с Законом всемирного тяготения и его основными проявлениями. Познакомить учащихся с интересными фактами из жизни Исаака Ньютона.
Наличие представления о Законе всемирного тяготения. Умение объяснять простейшие явления окружающей действительности, связанные с земным притяжением.
Объяснять явления, процессы окружающей действительности с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.



6
Смена дня и ночи.


Комбинированный
Знакомство учащихся со связью смены дня и ночи с вращением Земли вокруг собственной оси, с последовательностью событий в течение суток.
Наличие представлений о часовых поясах, о продолжительности дня в разных широтах.
Объяснять, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.



7
Времена года. Смена времен года.

Комбинированный
Знакомство учащихся с вращением Земли как причиной смены времен года. Развитие умения давать характеристику времени года по определенному плану. Расширение кругозора учащихся, развитие речи, памяти и мышления учащихся.
Знание о связи смены времен года с обращением Земли вокруг Солнца; о том, что прямые солнечные лучи нагревают поверхность Земли больше, чем косые. Умение различать времена года по основным признакам, демонстрировать обращение Земли вокруг Солнца.
Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Таб «Времена года»


8
Тепловые пояса

УОНМ
Знакомство учащихся с особенностями природных условий различных участков земного шара в зависимости от их расположения на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.
Умение характеризовать природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и характером их освещения солнечными лучами.
Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.



9
Контрольная работа по теме « Смена времен года».

УОНМ
УКЗ
Обучение умению различать погоду и климат. Формирование у учащихся умений описывать и объяснять причины происходящих погодных явлений. Развитие речи учащихся.

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания на практике.
Знание некоторых признаков, с помощью которых можно предсказать погоду; основных видов осадков и причин их появления.
Наличие преставления о том, что такое температура, термометр.
Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источником (словари, энциклопедии,справочники, Интернет)
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.




10
Погода и климат.
НРК - Погода и климат Чувашской Республики.








11
Памятка для путешественников. План и карта.


Комбинированный
Обобщение знаний по разделу «Земля и солнце». Повторение ранее изученного материала. Организация проверки уровня его усвоения.
Знание обязательного минимума (требований программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения,использовать законы и правила для осмысления своего опыта.
Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Памятка путешественника


12
Глобус и карта.
НРК - ЧР на карте РФ.

УОНМ
Знакомство учащихся с глобусом и картой полушарий. Формирование у учащихся умения работать с картой: узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
Наличие понятия о глобусе. Знание о том, что глобус - уменьшенная модель Земли; знать, что такое параллели и меридианы. Понимать условные обозначения на глобусе. Владеть элементарными умениями читать карту. Умение показывать на глобусе части света, материки и океаны.
Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, -искать средства её осуществления. Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Глобус


13
Что изображают на карте.


УОиСЗ
Урок повторения

Формирование у учащихся умения работать с картой; умения узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
Развитие речи, памяти и мышления. Расширение кругозора учащихся.
Владение элементарными умениями читать карту(определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).
Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов.



14
Изучаем карту полушарий

УОНМ
Знакомство учащихся с понятиями «часть света», «материк». Формирование умений узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.
Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владение монологической и диалогической формами речи.
Карта полушарий


15
Реки. НРК – Реки Чувашии.

УОНМ
Знакомство учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводности.
Знать особенности гор, равнин, рек, озер, морей, океанов, островов и полуостровов; составные части рек; крупные реки (Волга, Енисей, Дунай, Обь, Урал); особенности озера Байкал; моря России. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).
Карта Чувашии
Фронтальный опрос

16
Озёра. НРК – Озера Чувашии.

УОиСЗ
Знакомство учащихся с особенностями озер (пресные - солёные, проточные - бессточные). Формирование у учащихся умения находить важнейшие реки и озера на карте и правильно показывать их.
Знание особенностей озера Байкал, морей России. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны.
Отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Карта Чувашии


17
Равнины
Горы.








УОНМ

Знакомство учащихся с понятием «равнина»; умение на примере равнин связывать воедино различные географические понятия. Знакомство учащихся с изображением равнин на карте.
Формирование умения правильно показывать и называть горы на карте. Знакомство учащихся с особенностями и природой гор, причинами их возникновения.
Знать расположение Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнин. Умение находить и показывать на карте равнины, реки, моря, океаны.
Знать расположение Уральских, Кавказских гор
Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе изучаемые географические объекты и их названия.
Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Владение монологической и диалогической формами речи.
Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.



18
Полуострова и острова.

Комбинированный
Знакомство учащихся с особенностями островов и полуостровов. Обучение нахождению островов и полуостровов на карте..
Различать острова и полуострова,
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Карта
Фронтальный опрос

19

Моря.
Контрольная работа по теме «Изучаем карту полушарий»

УОиСЗ
УКЗ
Знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу соленых водоемов - морей; с животным и растительным миром морей
Обобщение знаний учащихся по разделу «Что изображают на глобусе и картах». Развитие интереса к изучению окружающего мира. Совершенствование умения ориентироваться по карте. Проверка знания учащихся по изученным темам.
Наличие представлений о том, что такое море, рифы. Умение показывать на карте моря: Баренцево, Чёрное, Балтийское, Охотское, Берингово; классифицировать моря по различным свойствам.
Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Уметь принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы.
Карта


20

Экологические системы.


УОНМ
Комбинированный
Знакомство учащихся с понятием «экосистема», с особой ролью живых организмов на Земле.
Формирование умения давать характеристику экосистеме, определять связи, характерные для той или иной экосистемы.
Знать, что такое экосистема; особенности природных сообществ родного края. Умение давать характеристику экосистемы.
Знать основные природные зоны, о смене природных зон на поверхности Земли. Умение показывать по карте природные зоны, распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. Организовывать учебное взаимодействие в группе.



21
Природная зональность.

УОНМ
Знакомство учащихся с понятием «природная зона» и проявлением природной зональности. Формирование у учащихся умения объяснять закономерное чередование природных зон на территории планеты и связь этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли; умений работать с картой.
Знание особенностей природных зон, растительного и животного мира. Умение показывать по карте природные зоны, называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте; объяснять особенности каждой зоны, её климата, взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы.
Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Сопоставлять и отбирать ин-. формацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Карта природных зон


22
Природные зоны холодного пояса.

УОНМ
Знакомство учащихся с пейзажем природной зоны холодного пояса, её климатом и природными условиями, растительностью и животным миром.
Умение узнавать природные зоны по их особенностям, находить их на карте природных зон.
Уметь представлять информацию в виде таблиц, схем; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Карта природных зон


23
Леса умеренного пояса.
НРК – Тепловой пояс республики Чувашия.

УОНМ
Знакомство учащихся с пейзажем природной зоны лесов умеренного пояса, её климатом и природными условиями, растительность и животным миром, с отличием хвойных и лиственных лесов.
Знание о том, что такое тайга, лиственные леса. Умение называть основных представителей флоры и фауны лесной зоны.
Владеть монологической и диалогической формами речи. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы
Карта природных зон
Взаимопроверка

24
Засушливые зоны умеренного пояса.

УОНМ
Знакомство учащихся с пейзажем природной зоны степей и пустынь, её климатом и природными условиями, растительностью и животным миром; с приспособленностью живых организмов к условиям степей и пустынь, их зависимостью от неживых компонентов. Формирование умения узнавать природные зоны по их особенностям.
Знание основных природных зон; особенностей природных зон, растительного и животного мира. Умение показывать по карте природные зоны, распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения; описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.
Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
Карта природных зон
Самопроверка

25
Природные зоны жаркого пояса

Урок-
конферен-
ция
Знакомство детей с природной зоной жаркого тропического пояса, его особенностями и обитателями. Обучение подготовке сообщений на заданную тему.
#
Умение представлять перед одноклассниками и учителем найденный материал о тропических пустынях и тропических лесах, самостоятельно отбирать учебный и дополнительный материал, составлять план своего выступления.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутомвиде.
Карта природных зон


26
Горные экосистемы.

УОНМ
Знакомство учащихся с природными условиями, растительностью и животным миром гор, явлением высотной поясности, сменой природных условий по мере подъема вверх.
Умение объяснять, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений.
Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.



27
Человечество. Города и страны.
Урок повторения.



Знакомство учащихся с особенностями распространения людей по природным зонам, со связью хозяйства человека с природными условиями. Развитие речи, памяти и мышления учащихся.
Наличие представления о человечестве.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.



28
Контрольная работа по теме «Природная зональность».
Основы безопасной жизнедеятельности




Комбинированный
УКЗ
.
Умение применять полученные знания в конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.
Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы



29
Природные катастрофы

УОиСЗ
Знакомство учащихся с понятием «чрезвычайные ситуации природного характера», с причинами и последствиями возникновения землетрясений.
Знание о причинах возникновения природных катастроф, знать правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев.



30
Путешествие тучки по Европе.


УОНМ
Комбинированный
Знакомство учащихся с важнейшими странами Европы, населяющими их людьми, их достижениями. Формирование у учащихся умения работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.
Расширение кругозора учащихся. Стимулирование познавательной активности учащихся, желания узнавать новое.
Умение показывать на карте части света, географические объекты в различных частях света.
Знание о том, что такое политическая карта мира. Умение называть и показывать крупнейшие европейские страны: Великобританию, Францию, Италию, Германию, Украину.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно- следственные связи.
Карта
Самопроверка

31
Итоговая контрольная работа по теме «Наша маленькая планета Земля»




УКЗ
Проверить уровень усвоения учащимися изученного материала, умение применять полученные знания.
Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех учеников, исходя из имеющихся критериев.



32
Путешествие в дальние страны. Азия. Африка. Северная и Южная Америка.

УОНМ
Знакомство с важнейшими странами Азии, Африки, населяющими их людьми, их достижениями, с родиной некоторых предметов, которые нас окружают.
Формирование у учащихся умения работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.
Знание особенностей географического расположения Азии. Умение показывать на карте крупнейшие азиатские страны: Китай, Японию и Индию.
Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Карта


33
Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида.

УКЗ
Знакомство учащихся с природой и особенностями Австралии и Антарктиды, населяющими их людьми, их достижениями. Формирование у учащихся умения работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.
Знание особенностей природы Австралии и Антарктиды, животного и растительного мира. Умение узнавать животных по рисункам.
Находить цель учебной деятельности, искать средства её осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.
Карта


34

Россия - наша Родина.
НРК – «Чувашия, мой край любимый!»


УОНМ
Комбинированный
Знакомство учащихся с достопримечательностями своей страны, области, района, села. Воспитание любви к родному краю.
. Развитие речи учащихся. Воспитание любви к родному краю.
Знание русских путешественников. Умение использовать различные виды карт для получения информации.
Знание особенностей климата и рельефа России, известных людей своей страны. Умение называть и показывать на карте свою стану, ее столицу, различать главные достопримечательности России.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Уметь решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).
Карта Чувашии
Фронтальный опрос








VIII. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программы используются:
А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, «Окружающий мир. – «Наша планета Земля», в 2-х ч - М.: «Баласс», 2012;

Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Справочно-информационный Интернет-портал: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку):http://nsc.1september.ru/urok
Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Оборудование: Доска аудиторная-1шт., Компьютер -1шт., проектор BenQ -1шт., комплект школьной мебели (стенка) -1шт., акустическая система -1шт., кронштейн потолочный для проектора -1шт., экран настенный -1шт., кулер -1шт., софит -2шт., столы ученические -10 шт., стулья ученические -20 шт., стол учительский -1шт., стул учительский -1шт.












15