План урока Строение, рост и типы соединения костей

Тема: «Состав, строение и типы соединения костей».
Цели: формирование знаний о строении костей, химическом составе, особенностях роста в длину и толщину и типах их соединения.
Задачи:
Образовательные:
сформировать знания о строении костей, их химическом составе, особенностях их роста в длину и толщину, о типах соединения костей.
Развивающие:
развивать умение проводить исследовательскую работу;
Продолжать развивать умения и навыки работы парами и с различными источниками информации.
Воспитывающие:
воспитывать желание быть физически активными для сохранения нормального развития скелета.
Оборудование: презентация, учебник, (интерактивная доска), рабочие листы, раздаточный материал.
Метод: Рассказ, беседа, наглядно-иллюстративный ( видео, рисунки, модели)
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ход урока:
Орг. момент. Знакомство прикрепляем имена-смайлики.
Актуализация. Посмотрите на тему сегодняшнего урока.
Сформулируем задачи нашего урока Ответы Молодцы, верно!
У всех рабочие карты, по ходу урока заполняем их, в конце я соберу их и поставлю оценки. А ещё они пригодятся вам в дальнейшем при изучении этой темы.
I. Строение ОДС 5'
Заполним 1 схему
Мы изучаем ОДС– комплекс образований состоящий из:
- пассивной части – костей, основной запас веществ участвующих в минеральном обмене, придающих форму и дающие опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов
- активной части – мышц передвижение организма в пространстве
- связочного аппарата.
А начнем с просмотра видео.
Проблемные вопросы:
1.- А какие же свойства кости позволили Мету выжить?
Чтобы произошло со многими из нас ведь в результате бесед с медработниками школы выясняется , что среди других заболевании учащихся на первом месте стоит нарушение ОДС.
2. .- Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой? -
3.- Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?
4 Плохое питание влияет на рост костей?
вопросы записаны на доске мы к ним вернемся в конце урока

Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.
А почему так происходит? Кость очень прочна, а почему?
На этот вопрос нам поможет, ответить наука химия, которая тесно взаимосвязана с биологией.
Что изучат химия? – это наука о веществах. их свойствах и превращениях.
От чего зависят свойства веществ? от химического состава и строения.
. II. Химический состав кости 5'
Изучаем химический состав костей, (стр 102– строение кости 2 абзац)Работаем с текстом учебника
Заполняем 2 схему (1 минута) Прочитайте и найдите в тексте
Какие вещества относятся к неорганическим веществам ( мин.соли составляют 65%)
Какие вещества относятся к органическим веществам (БЖУ, остеин 30 %)
Запишите в схеме Запись на доске НВ+ ОВ
Лучше один раз потрогать, чем сто раз услышать

Лабораторная работа: “Свойства прокалённой и декальцинированной кости”
Её выполнение проверю в конце урока.
Выясним ч.т. прокалённая и декальцинированная кости?
Сожгли:
-Что происходило с органическими веществами кости при прокаливании?
ответы-: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] состоит прокалённая кость из неорганических.
растворили в соляной кислоте:
-Что произошло с неорганическими веществами в соляной кислоте?
ответы - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] состоит декальцинированная кость из органических
Если человеку не хватает кальция в пище, который требуется для обмена веществ, то он вымывается из костей, т.к. в костях запас минеральных веществ.
Внимательно изучите предложенные экспонаты. Заполните таблицу и сделайте вывод.
-Какой мы сделали вывод?
ответы- свойства кости определяются её составом, единством органических и неорганических веществ.
- Итак, мы убедились, что от состава, а от чего еще зависят уникальные свойства кости?
ответы - От строения.

III. Сейчас речь пойдет о Строение костей. ( 9')
. Костные клетки-остеоциты и межклеточное вещество образуют систему костных пластинок, вставленных друг в друга как цилиндры с разным диаметром, вокруг сосудов.
Ученика к доске: проверить на гибкость: пластину, трубку и много листов бумаги.(цилиндры) А это уже физические свойства.
Вывод:- Что прочнее? Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность?
ответ : трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы.
Что же в строении придает такую прочность кости?
Для этого я покажу вам видеоролик он даст дополнительные сведения , которых нет в учебнике.
Видеосюжет: ( 2 минуты)
Рассмотрите спил кости. Если костные пластинки плотно прилегают друг к другу, то образуется компактное вещество, а если рыхло – то губчатое.

Работаем самостоятельно, можете объединиться парами.
Изучаем строение костей учебник стр 103 2 абзац (5 минут), выполняем задания на листе.
подписываем на рисунке части трубчатой кости,(1 ряд)
на доске ученик тоже подписывают части кости, и заполняем таблицу (2ряд)
Части кости

Функции
(для чего эта часть в составе кости)

Надкостница
Соединяет, защищает, питает, обмен веществ, рост в ширину

Компактное(плотное) вещество
Опора,

- желтый костный мозг
Запас жировых клеток

Губчатое вещество:
Находится красный костный мозг

- красный костный мозг
Кроветворение


IV. Рост костей (3')
На странице 104 зачитываем пункт Рост кости и заполняем рабочий лист, продолжаем заполнять таблицу.(3 минуты)
Ответить на вопросы, вставив пропущенные слова (3 ряд)
Зачитываем правильные ответы.
Ответить на вопросы, вставив пропущенные слова
1. У подростков, между диафизом и эпифизами располагаются _______________, состоящие из _______________ ткани. Именно за счет этих участков кости растут в __________________.
2. Снаружи кость покрыта _____________________________, за счет её клеток кость растет в ___________________________и восстанавливается при повреждениях.
3. Костные пластинки плотно прилегают друг к другу __________________________ вещество.
Костные пластинки расположены рыхло ______________________________ вещество.
4. Орган кроветворения ________________ ____________ мозг, содержится в плоских костях и в головках трубчатых костей.
- Итак, мы рассмотрели строение, и рост кости. Теперь можем ответить на вопрос: Зависят ли свойства кости от ее строения? ответ :
- Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы? ответ :
- Сможем мы ответить на вопрос. Какие свойства кости позволили Мету выжить? ответ
Но мы должны убедиться, все ли свойства скелета которые помогли выжить, мы разобрали? А повлиял ли на прочность скелета способ соединения костей у человека?
V. Типы соединения костей. 5'
Изучаем типы соединения костей, заполняем схему с примерами. стр 105–.(5 минут)
- Как же соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения, функций и их соединения?
ответ 1 ученик: Неподвижное соединение костей происходит путем их срастания. Движения при этом ограничены или вовсе отсутствуют (кости черепа). (Слайд14)
- Какие особенности есть в строении черепа ребенка, и какое это значение имеет?
ответ 2 ученик: Полуподвижное соединение достигается упругими хрящевыми прокладками между костями действуют как амортизаторы.( между позвонками, ребра с грудиной). Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение (Слайд16) - Какое значение имеет такое соединение?
ответ.3 ученик: Подвижное соединение - суставное соединение.(кости конечностей)
- Какие кости в скелете человека соединены подвижно?- Какое значение имеет?
VI.Работаем со схемой сустава 5'
Прикрепили в тетрадь и подписали части сустава (один у доски) Проверка выполнения Чем обеспечивается защитная функция и подвижность скелета? ответ
VII.Рефлексия 3'
Итак, все вопросы рассмотрены, подведем итог.
-Из каких веществ состоят кости? ответ
-Какое строение имеет кость? ответ
-За счет чего кости растут в длину и ширину? ответ
Все поработали хорошо. ответим на вопросы, которые поставили вначале урока:
1.- А какие же свойства кости позволили Мету выжить? Что нужно делать, что бы скелет выдерживал нагрузки? ответ
2.- Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой? ответ
3.-Важно ли в вашем возрасте правильно питаться? Почему? ответ

Домашнее задание стр. 100-105, ответить на вопросы (чтобы получить дополнительные оценки - желающие могут из пластилина вылепить типы соединения костей)
Сразу по окончанию урока я проверю рабочие листы, оценю их и передам учителю.

Следите за своей осанкой, занимайтесь физической культурой и правильно питайтесь. Желаю, чтобы вы были здоровы, а ваши косточки прочными и гибкими.

Если знания, полученные на уроке вам полезны, то прошу, выходя из кабинета, , прикрепить свой смайлик с настроением на чашу весов.. Мы определим, какая чаша весов перетянет.






















Дополнительный материал


Прочность кости.
По прочности кость сравнивают с некоторыми металлами (медью, железом). Прочность кости относится к прочности стали, как 1:10. Например, короткий сегмент большеберцовой кости может выдержать вес легкового автомобиля! Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун.

Строение кости.
У трубчатой кости два эпифиза ( от греч. расти на чем либо) – расширяющиеся на концах. (головка кости) Тело трубчатой кости носит название диафиз (от греч. расти между чем-либо) Между диафизом и эпифизами у детей и подростков располагаются метафизы. Именно за счет этих участков трубчатые кости растут в длину. Со временем хрящ заменяется костными клетками, и рост кости останавливается. Происходит это до 20-25 лет.
Чем обеспечивается большая прочность? Пластинки губчатого вещества пересекаются под углом 90, поэтому они противостоят растяжению и сжатию. Поскольку перекладины опираются на компактное вещество кости, возникает жесткая и прочная конструкция, в которой нагрузка равномерно распределяется на всю ткань. Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной – Эйфелевой башни.
Строение сустава.
Сустав состоит из суставных поверхностей костей соединенных связками; суставной сумки, суставной полости, суставной жидкости. Суставные поверхности костей покрыты гладким хрящом (облегчение движения костей в суставе). Суставная поверхность одной из костей сустава (головка) – выпуклая, суставная поверхность другой (впадина) – вогнутая. Суставная сумка охватывает суставные поверхности сочленяющихся костей, образуя замкнутую полость, заполненную суставной жидкостью. Количество суставной жидкости, заполняющей узкую щель между суставными поверхностями, очень невелико. Роль смазки выполняет суставная - синовиальная жидкость. Суставы укрепляются связками, которые располагаются вне суставной сумки и внутри нее.
Одна из основных функций костей – защитная. Чтобы с ней справиться, кости должны быть и крепкими, и прочными, и упругими. Достигается это благодаря своеобразию химического состава и строения кости. Защитная функция и подвижность скелета обеспечивается различными видами соединения костей.
Подготовка:
-видео -эскиз сустава
-презентация -рабочий лист
-костная клетка -проблемные вопросы
-лист, цилиндр, много цилиндров -мрамор
-нормальная, прокаленная и декальцинированная кости -смайлики
15