Конспект урока окружающего мира на тему «Родная природа. Первоцветы».


Конспект урока окружающего мира на тему «Родная природа. Первоцветы».
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы обучения: фронтальная, групповая
Методы и приемы обучения: диалогический, исследовательский
Цель: развивать коммуникативные учебные действия в процессе познавательного общения (предметно-аналитическая деятельность)
Задачи урока:
познакомить детей с разнообразием первоцветов и их особенностями;
воспитывать бережное отношение к живой природе
Материал к уроку: тексты о первоцветах; слайдовая презентация, листы для самооценки; чистые листы для записи; схема-ромашка для составления анализа особенностей цветения первоцветов; фото или картинки первоцветов
Планируемый результат урока:
Дети учатся:
Рассматривать многообразие первоцветов, анализировать особенности их цветения;
Бережно относиться к миру живой природы;
Представлять информацию на линии времени «Цветение весенних растений»;
Подбирать необходимые факты из дополнительного материала;
Научатся договаривать и приходить к общему решению при выполнении совместной работы;
Научатся с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию.
Организация познавательного общения на уроке представлена в виде технологической цепочки
информационный поиск (умение использовать информацию, поданную в прямой форме)
предметно-аналитическая деятельность (составление суждений, умозаключений)
перекодировка информации(умение вести записи в ходе чтения текста)
Ход урока
Этап урока Задача этапа Содержание
1.Организационный момент. Мотивация. Выработать внутреннюю готовность к деятельности
Формировать познавательный интерес,
Формировать умение детей формулировать проблему.
Формировать умение находить пути решения данной  проблемы
  Примечание.
Для создания проблемной ситуации используем прием «выполнимое-невыполнимое». На слайде размещены рисунки с изображением  различных цветов, например: перелеска, хохлатка, кипрей, подснежник, медуница, гусиный лук, мать-и-мачеха, колокольчик, ромашка, василек, купальница.
Учитель: Ребята. Я предлагаю вам отгадать загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Учитель: Да, весной. Издавна люди любили весну, называли ее весна-красна. Ведь весной природа просыпается, распускаются листочки на деревьях, начинают цвести цветы. И люди, уставшие от черно-белой зимы, радуются многообразию красок. Весну люди воспевают в стихах, в песнях, пишут музыку о весне.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны,
Видно очень теплые
Ноги у весны.
Учитель: Ребята, давайте сегодня совершим путешествие в весенний лес. Посмотрите, пожалуйста, на слайд, перед нами названия разных цветов. Посмотрите, какие они красивые! Нам нужно собрать букет из ранних весенних цветов, т.е. только тех, которые зацветают весной первыми. Их называют первоцветы. Соберите, пожалуйста, корзинку.
(даю возможность детям высказать свои предположения. В ходе работы возникает спор, т.к. одни цветы легко определить, что они первоцветы (например: подснежник, мать-и-мачеха, а другие – нет, а другие - нет) Учитель обращает внимание на возникшие разногласия.)Учитель: Итак, почему же не получается у нас собрать корзинку?
Дети: У нас не получается определить, какие растения зацветают первыми, а какие позже.
Учитель: И что же нам делать?
Дети: Нам надо узнать об этих растениях.
Учитель: А как это сделать?
Дети: Можно спросить у родителей, можно посмотреть в Интернете, можно прочитать в книге.
(учитель выслушивает ответы детей и просит сформулировать цель исследования)
Дети: цель нашего исследования будет такой: чтобы разрешить возникший спор, необходимо изучить материалы(тексты, фотографии) и выяснить, какие цветы расцветают весной первыми.
Исследование в малых группах (информационный поиск) Формировать умение использовать дополнительную литературу для поиска ответа на вопрос.
Организовать усвоения детьми нового знания
Формировать умение детей выполнять кодирование информации Учитель: Ребята решать нашу проблему вы будете, работая в группах. Возьмите на партах необходимый материал и рассмотрите его. Прочитайте тексты и сделайте необходимые записи.
(Для работы каждой группе предлагается необходимый материал: тексты о весенних цветах, листы бумаги для записи фактов, фотографии или рисунки тех цветов, которые встречаются в тексте).  
Учитель: Прочитав текст, вы должны составить схему-характеристику растения. Прежде чем приступим к заданию, давайте определить, как мы будем рассказывать о растениях, по каким параметрам будем его описывать?
Дети: Мы должны будем рассказать о цветке по плану: название растения, форма цветка, цвет цветка, срок цветения, почему так названо.
Учитель: Молодцы! Я предлагаю вам взять нашу схему-ромашку и все необходимые записи выполнять на лепестках.
Приложение: схема-ромашка для описания первоцвета





Ребята изучают предоставленные материалы, выполняют необходимые записи и зарисовки.
Приложение: тексты о первоцветах
Подснежник и перелеска
      Подснежник одним из первых извещает о приходе весны. Изящные, похожие на колокольчики, белоснежные цветы подснежника украшают еще почти совсем зимний лес. Подснежниками их называют потому, что начинают они расти в феврале под снежным одеялом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, раскачиваются на ветру цветки: с нар3жи лепестки удлиненной формы, а в середине они покороче, с зеленым пятнышком. Зацветает подснежник так рано потому, что еще с прошлого лета запасает необходимые для роста питательные вещества. Немного в лесах осталось подснежников, поэтому их нужно охранять.
      В марте апреле на лесной полянке, где снег почти растаял, и показалась сухая прошлогодняя трава, загорелись маленькие ярко-голубые звездочки. Это зацвели перелески. Назвали перелеску так за то, что поселилась она на лесных полянах, опушках-перелесках, где весной снег тает прежде всего. У каждого цветка шесть голубых лепестков. Листья похожи на листья подснежников – удлиненные,   ярко-зеленые. Цветет перелеска чуть больше недели. Перелески украшают лес. Зацветет перелеска  - увидишь над поляной и первых пчел.
Медуница и гусиный лук.
      В апреле, когда все радуется весеннему теплу, раскрываются цветки и у медуницы. Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни розовые, другие – фиолетовые, а третьи – синие. Розовыми цветки бывают только тогда, когда только распустятся. Пройдет немного времени и они станут фиолетовыми, а потом – синими. Такое растение с разными цветами легко заметить в лесу пчелам и шмелям, которые собирают нектар. Сладкого, медового на вкус сока-нектара в цветах медуницах много, поэтому ее и называют медуницей.  Особенно много нектара в розовых цветах. Листья медуницы покрыты особыми волосками- оттого они и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов. Медуница не только украшает лес, кормит первых насекомых, но и лечит людей.
       Ранней весной в лесу среди различных весенних цветов можно увидеть скромные желтые цветы гусиного лука, собранные зонтиком. Как золотистые звездочки, тянутся они к солнцу на тоненьком стебельке с узкими зелеными листьями.
Мать-и-мачеха и хохлатка
     Расцветает мать-и-мачеха ренней весной на склонах, у лесных ручьев, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки. Они поднимаются нстройных ножках навстречу солнцу все выше и выше. Только в ясный солнечный день можно увидеть эти цветы раскрытыми. В пасмурную погоду цветы закрываются, поникают, словно печалятся, что не светит солнце. Мать-и-мачеха зацветает так рано потому, что еще с лета запасает в своих корневищах, похожих на толстые шнуры. Питательные вещества. Приходит весна, и цветы отцветают. Потом вырастают листья, покрытые снизу нежным белым пухом. Притронешься к листьям, а они теплые, нежные, как мамины руки. А сверху листья гладкие и холодные – это мачеха. Цветами и листьями этого растения лечатся от кашля. Пчелы и шмели собирают с этого растения нектар и пыльцу.
       Когда в лесу расцветают пышные цветы хохлаток, кажется. Что земля устлана роскошным ковром. Цветки у хохлаток розово-фиолетового, бледно-желтого и белого цветов. Они небольшие, но их много. Цветки собраны в пышную кисточку, и у каждого цветка будто небольшой хохолок. Красоту растения дополняют резные тройчатые листья. Цветет хохлатка в апреле – мае. Жужжат возле нее пчелы и шмели. Отцветут сиреневые цветочки. Упадут на землю семена. И на том месте, где останется семечко, вырастает новая хохлатка. Но для того чтобы вырасти и зацвести, хохлатке потребуется несколько лет. Бережно относитесь к каждому цветку.
Купальница
     На влажном лугу, затмевая другие цветы, пылают на солнце ярко-желтые шапки купальниц. Цветет купальница в конце мая. Лепестки купальницы сомкнуты, сжаты в кулачок, а сам цветок, как бубенчик, только что не звенит. Откройся купавка, покажи что в кулачке? Дрогнули желтые лепестки, разомкнулись, а там на дне, где тычинки, крошечное оранжевое солнышко.
      Купальница вполне оправдывает свое родовое название – цветок тролля. У немецкого народа из уст в уста передавалось поверье, что любимым цветком лохматых духов – троллей – выбрана купальница.
      Это растение начало исчезать с наших лугов. Нужно знать и помнить, за свою красоту купальницы платят жизнью, а зацветают растения только на девятый год.
Обмен информацией Формировать умение строить понятные для публики высказывания На данном этапе урока каждая группа представляет собранную в ходе исследования информацию. Ребята выходят к доске, размещают найденные факты и рассказывают о первоцветах по составленным схемам-ромашкам. Дети слушают, задают вопросы.
Организация информации Формировать умение детей применять полученные знания в нестандартной ситуации Учитель: Давайте внимательно посмотрим на все материалы, которые нам предоставили ребята. Заметьте, одни растения зацветают с начала весны в марте, другие – чуть позже, а третьи – уже в конце весны, в мае. Как же нам систематизировать найденную информацию? Давайте наведем порядок в обнаруженных материалах и воспользуемся лентой времени. Посмотрите на слайд.
Давайте на этой ленте разместим названия цветов, в зависимости от сроков цветения.
(дети выполняют задание у доски).

Связывание информации, формулирование вывода. Формировать умение формулировать выводы Учитель: Итак, мы изучили материал. Что теперь вы можете сказать о первоцветах?
Дети: Первоцветы – это цветы, которые первыми появляются после зимы. Существует определенный порядок зацветания первоцветов. Одни первоцветы зацветают раньше, другие позже.
Подведение итогов Организовать самопроверку детей, на основе сопоставления с эталоном своего умения, применять новое знание Учитель: А теперь, после того, как мы изучили столько интересного о весенних цветах можем ли мы  без ошибок собрать нашу корзиночку?
(дети собирают корзину первоцветов)

Учитель: Молодцы, ребята!  Но помните, что почти все первоцветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что это первые цветы, которые появляются после зимы и их рвут огромными букетами.
Учитель:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едвали.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «Стой!»,
Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской
Мы тащили охапки устало.
И не видели. Как из под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Учитель: Ребята, помните, что все весенние цветы мы должны беречь, ведь в букете они очень быстро вянут и теряют свою красоту. А поля и луга теряют эту красоту вечно
Домашнее задание Учитель: Ребята, а что мы можем сделать, для того, чтобы помочь цветам выжить?
Дети: Не рвать самим и не покупать букеты у других.
Учитель: правильно. Давайте прислушаемся к голосам цветов, к их боли. Сделаем все, что в наших силах, чтобы сберечь красоту весенних лугов и полей. Домашнее задание у вас будет – придумать листовку, призывающую людей к сохранению первоцветов.
Рефлексия Организовать рефлексию своей деятельности на уроке Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в листах самооценки и оценить свою работу на уроке.
Приложение. 
Лист самооценки
1.Сегодня на уроке я узнал (что) ______________
2.Сегодня на уроке я научился (чему?)
_________
3.Сегодня на уроке я научился лучше всего делать (что?) ___________________________
4.Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) _________________________________-
5.Сегодня на уроке я мог бы сделать лучше (что?)______
6.На уроке мне осталось непонятным (что?)___________
Рекомендации по оценке работы детей Оценить достижения планируемого результата: умение подбирать необходимые факты из литературы; находить особенности первоцветов Критерии оценивания
3 балла- из дополнительного текста выделены все факты, сформулирован четкий ответ, правильно составлена схема-ромашка
2 балла - из текста выделены 1-2 факта, есть неточности в формулировании ответа
1балл - из текста выделены меньше половины фактов, ответ сформулирован в виде несвязных монологических высказываний